«Тартюф, или Обманщик» — одна из самых известных комедий французского драматурга Жана‑Батиста Поклена, прославившегося под псевдонимом Мольер. История ее создания — наглядный пример борьбы искусства с лицемерием, которое автор и высмеивал в пьесе. Она стала невероятно популярной — только при жизни Мольера ее ставили на сцене около сотни раз. Комедия стала основой для многочисленных экранизаций. Одну из них снял советский режиссер Ян Фрид, главную роль в фильме исполнил Михаил Боярский. Сейчас комедия Мольера входит в школьные программы во многих странах мира, в том числе и в России.
В середине XVII века во Франции набрало силу движение «Общества Святых даров» — тайной католической организации, члены которой нередко вмешивались в частную жизнь под предлогом борьбы с грехом. Мольер, который всегда чутко реагировал на различные общественные пороки, заметил, что некоторые клерикалы, прикрывшись набожностью, продвигали свои корыстные интересы. В основу образа Тартюфа легло несколько типажей: от показных святош при королевском дворе до авантюристов, втиравшихся в доверие к богатым семьям. Главный герой пьесы — хитрый лицемер, который притворялся праведником, чтобы завладеть имуществом доверчивого господина Оргона.
Пьеса впервые была представлена в мае 1664 года в Версале в рамках грандиозного празднества. Вскоре под давлением влиятельных религиозных деятелей король Людовик XIV был вынужден запретить пьесу. И хотя монарх покровительствовал Мольеру, вступаться за него он не решился. Однако король разрешил драматургу доработать текст в надежде, что это поможет разрешить его конфликт с церковниками.
Через три года Мольер представил отредактированную версию пьесы — главного героя он переименовал в Панюфля и сделал его светским человеком. Однако даже в таком виде комедия пришлась не по душе церковникам — ее снова запретили. Лишь в 1669 году, после ослабления влияния «Общества Святых даров» на короля, «Тартюф» был окончательно разрешен. Премьера третьей редакции комедии, сохранившей всю сатирическую силу оригинала и дополненной уместно расставленными акцентами, триумфально прошла на сцене театра Пале‑Рояль.
Париж, дом зажиточного буржуа Оргона. В его окружение входят: вторая жена Эльмира, сын Дамис, дочь Мариана, мать Оргона госпожа Пернель, брат Эльмиры Клеант, а также служанка Дорина — умная и проницательная женщина, которая часто говорит правду прямо в глаза.
В доме Оргона поселился некий Тартюф — человек, выдающий себя за праведника и аскета. Оргон и его мать госпожа Пернель полностью попали под влияние этого лицемера, в то время как остальные домочадцы видели его истинную натуру. В начале пьесы госпожа Пернель ругает всех за недостаток благочестия, противопоставляя им «святую жизнь» Тартюфа.
Оргон, вернувшись из поездки, демонстрирует слепую привязанность к Тартюфу. Он больше интересуется самочувствием приживальщика, чем здоровьем заболевшей жены. Оргон рассказывает, как был поражен «смирением» Тартюфа, который якобы так усердно молился, что раздавил блоху и потом долго каялся в этом.
Оргон решает расторгнуть помолвку дочери Марианы с ее возлюбленным Валером и выдать ее за Тартюфа. Мариана в отчаянии, но боится ослушаться отца. Дорина возмущена этим решением и подговаривает Мариану сопротивляться. Валер и Мариана ссорятся из‑за сорвавшейся свадьбы, но Дорина мирит их. Дамис шокирован решением отца по поводу свадьбы Марианы и Тартюфа. Молодой человек ненавидит лицемера и хочет разоблачить его.
Эльмира пытается образумить мужа, но тот непреклонен. Тогда Дорина предлагает ей поговорить с Тартюфом наедине. Служанка надеется, что тот раскроет свое истинное лицо. Во время разговора с Эльмирой Тартюф, думая, что они одни, начинает соблазнять ее. Эльмира грозится рассказать обо всем мужу. Она соглашается молчать лишь при одном условии: если Тартюф откажется от брака с Марианой.
Дамис, подслушав этот разговор, врывается и обвиняет Тартюфа. Приходит Оргон. Дамис рассказывает ему о произошедшем. Однако лицемер ловко притворяется мучеником. Оргон, ослепленный доверием к Тартюфу, изгоняет сына из дома, лишает его наследства и в ярости переписывает на Тартюфа все свое имущество.
Клеант взывает к совести Тартюфа, но тот находит отговорки, чтобы не участвовать в примирении родственников с Оргоном. Чтобы переубедить мужа, Эльмира просит его спрятаться под столом, пока она разыграет любовную сцену перед Тартюфом. На этот раз Оргон все слышит сам. Когда лицемер начинает настойчиво домогаться Эльмиры, Оргон вылезает из укрытия и прогоняет обманщика.
Но Тартюф уже успел оформить на себя дом и другое имущество Оргона. К тому же у него находится компромат на друга Оргона, из‑за которого у того могут возникнуть проблемы с законом. Госпожа Пернель не может поверить в лицемерие человека, который казался ей праведником. Дамис возвращается к отцу, чтобы поддержать его. Валер рекомендует Оргону уехать из страны, поскольку король уже велел его арестовать.
Но Оргон не успевает воспользоваться советом Валера: Тартюф возвращается в дом с королевским приставом, чтобы выгнать всю семью на улицу. В последний момент появляется офицер короля, который арестовывает мошенника. Оказывается, власти уже давно следили за Тартюфом и знали о его преступлениях.
Оргон раскаивается в своем поведении. Мариана и Валер получают разрешение на брак. Справедливость восторжествовала, а семья Оргона избавилась от опасного приживальщика.
Фэйсян Цзюлу
Малышева Анна Витальевна
Смелтцер Микалея
Панкович Степан
Зубкова Любовь Сергеевна
Ершова Евгения Сергеевна
Боланьо Роберто
Хантингтон Паркер С.
Седова Анастасия
Лобб М.К.
DAMI EDITORE
Бодлер Алиса
Силлов Дмитрий Олегович
Ершова Евгения Сергеевна
Лукьяненко Сергей Васильевич
Дуглас Пенелопа
Ускова Ольга Анатолиевна
Вильмонт Екатерина Николаевна
Рэйн Сола
Литвак Михаил Ефимович
Троу Эльма
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.