Какими качествами должен обладать хороший утиный художник? Во-первых, ему нужно вырасти в простой фермерской семье. Во-вторых, ему совершенно необходимо одинаково ловко обращаться с лассо, токарным станком, типографскими литерами, мулами, топором, простым карандашом, да и вообще сменить как можно больше видов деятельности. В-третьих, ему жизненно важно мечтать иногда о собственной птицеферме. В-четвертых, он должен просто обожать загадки древних цивилизаций и свято верить в то, что руководить экспедициями за ними отлично удастся чудаковатому скупому старику. Словом, он должен быть Карлом Барксом – единственным в своем роде фантазером, подарившим миру легендарные «Утиные истории».
Дональд Дак, Скрудж Макдак, Билли, Вилли и Дилли, Братья Гавс, Магика де Гипноз и другие персонажи «Утиной Вселенной» воспринимаются нами как что-то хорошо знакомое с детства, само собой разумеющееся и, возможно, существовавшее всегда… Тем более удивительно осознавать, что за становлением этой Вселенной стоит один человек, родившийся еще в самом начале XX века. И что, не будь его, у нас, вероятно, не было бы ни целой плеяды других мультфильмов, ни даже (страшно подумать) саги Звёздные Войны. Карл Баркс и его идеи оказали огромное влияние на развитие комикса, мультипликации и культуры в целом. Как это было? Об этом - в нашей статье, отдающей дань уважения культовому художнику.
«Утки»: начало
А началось все в небольшом городке Мерилл в штате Орегон, где 27 марта 1901 года появился на свет будущий создатель уток. Родители Карла были фермерами и жили в отдалении от городской жизни. Большую часть времени Карл проводил в одиночестве, вот почему одним из его любимых занятий еще в раннем детстве стало рисование.
С малых лет Карл лелеял мечту стать художником комиксов, но судьба распорядилась иначе. Когда Барксу было всего 15, умерла его мать, а семья почти разорилась. Позже отец мальчика заработал психическое расстройство, а брат ушел на Первую мировую войну. Сам Карл перенес корь и стал существенно хуже слышать. Денег на слуховой аппарат у него не было, а значит посещать уроки в общеобразовательной школе он не мог. В восьмом классе Карл решил оставить школу и пойти работать.
Впрочем, и тут лучше не стало. По словам самого Баркса, он «никуда не вписывался» - поработал лесорубом, фермером, погонщиком мулов, изготовителем металлических заклепок и оператором печатного станка, но так и не почувствовал себя на своем месте. Все это время он пытался продать свои рисунки в журналы, но без особого успеха.
Дональд, находящийся в бесконечном поиске работы, и молодой Скрудж Макдак. Каждый из них – частичка личного опыта самого Карла Баркса, сменившего на своем жизненном пути немало профессий.
Наконец уже под занавес 20-х годов Карлу Барксу улыбнулась удача. Его рисунки стали печатать в небольшом миннеаполисском журнале «Калгари Айопенер», а затем Карл получил в журнале постоянную работу редактора. Впрочем, и здесь рисованием комиксов заняться не удалось – так вышло, что практически вся работа легла на плечи Карла Баркса.
Но Баркс не сдавался. В 1935 году, в возрасте 34 лет, он решил попытать счастье в Disney, где тогда шел набор в штат мультипликаторов. Баркс отправил несколько своих комиксов и неожиданно получил положительный ответ. Недолго думая он решил перебазироваться в Калифорнию.
Калифорнийская мечта
В Калифорнии Баркс был принят в Disney, став одним из двух счастливчиков, закрепившихся в штате. Вскоре он был повышен до сценариста и приступил к работе в креативной команде, разрабатывавшей истории о Дональде Даке. С 1936 по 1942 год он принял участие в создании 36 короткометражек о Дональде, а также помогал создавать образы Билли, Вилли и Дилли (в оригинале - Хьюи, Дьюи и Луи) для сюжета «Племянники Дональда» 1938 года.
Дональд Дак (а точнее – Дональд Фонтлерой Дак) был придуман Уолтом Диснеем, когда он услышал «утиный» голос актера озвучивания Кларенса Нэша. Внешний вид Дональда был создан аниматором Диком Ланди и отличался длинными клювом и шеей. Впоследствии художники вместе с Карлом Барксом поработали над образом персонажа, сделав его более «живым» и миловидным.
Вспыльчивый, невезучий, но добрый дядюшка Дональд обрел огромную популярность, но, несмотря на это, Баркс не был счастлив, так как производство мультфильмов «по указке», по его собственным словам, «душило воображение». В 1942 году художник решил уйти из Disney, чтобы осуществить давнюю задумку -… посвятить жизнь разведению птиц на куриной ферме.
Эпоха Баркса
К счастью, этого не произошло. Издательство «Вестерн Паблишинг» предложило Карлу Барксу рисовать новую серию комиксов о приключениях Дональда Дака, и художник наконец-то почувствовал себя в своей стихии. В период с 1942 по 1966 год он не просто нарисовал, а написал целиком более 6000 страниц в более чем 500 историях, а также придумал бесчисленные сотни журнальных обложек. Началась золотое 30-летие «Утиных историй» Карла Баркса – 30-летие, принесшее журналам «Комиксы и истории Уолта Диснея» и «Дядюшка Скрудж» статус бестселлеров.
В 1947 году в комиксе Баркса «Рождество на Медвежьей горе», задуманном как пародия на «Гражданина Кейна», появился старый скряга-селезень Скрудж Макдак, и сюжеты обрели новое направление. Отныне «всего лишь бедный старичок» стал главным действующим персонажем и главным «зачинщиком» удивительных приключений, без которых немыслимы современные «Утиные истории». Вместе с племянниками Скрудж отправился в Клондайк, исследовал тайны Атлантиды и загадки менехунов, а впоследствии, уже в исполнении продолжателя дела Баркса Дона Росы, - храмы инков, сокровища затонувших испанских галеонов, золото Чингисхана…
Между тем, Баркс почти не учился рисовать специально. Искусство иллюстрации он освоил сам, имитируя стиль любимых художников: Уинзора Маккея («Маленький Немо»), Фредерика Оппера («Счастливый хулиган»), Элзи Сегара («Попай»), Флойда Готтфредсона («Микки Маус») и других. Что касается языка, Баркс вернулся к школьным учебникам грамматики - он создавал созвучия и рифмы и следовал другим самостоятельно изобретенным упражнениям, дабы получить естественное чувство ритма в последовательном рассказе.
Не забыл Карл Баркс и о злодеях, нарисовав блистательные образы глуповатых преступников братьев Гавс, коварного конкурента Скруджа Флинтхарта Гломгольда, могущественной колдуньи Магики де Гипноз... Ну и, конечно, не упущен был и родной Даксбург – в работах Баркса он обрастал все новыми и новыми деталями, а у Дональда появился невероятно счастливый кузен Глэдстоун Гусак, вокруг которого развернулись несколько новых забавных историй.
Карл Баркс прорабатывал свои комиксы вдоль и поперек – к примеру, для своей истории «Дональд Дак и призрак грота» он внимательно изучал номера National Geographic , посвященные затонувшим судам и их исследованиям. А еще он совершенно серьезно предлагал любому желающему в «Вестерн Паблишер» улучшить свои истории, но желающих не нашлось – настолько цельными, самодостаточными и живыми получались его комиксы.
Между тем, долгие годы талант Баркса оставался анонимным согласно политике «Вестерн Паблишинг». В те времена его знали лишь как «создателя славных утят» (The Good Duck Artist) и «Человека-Утку» (The Duck Man). Впрочем, в конце концов личность Баркса была вычислена его поклонниками (что во многом напомнило очередное приключение Билли, Вилли и Дилли), и он охотно вступил с ними в переписку.
Зная о тяжелых временах, которые пережил Баркс, нельзя не удивляться великолепному чувству юмора, искрометной иронии и жизненной силе его работ. Простые житейские истории превращались в его исполнении в уморительные приключения, наполненные провокационными аллюзиями и метко высмеивающие пороки современного автору социума. И это было оценено по достоинству.
В 1987 году Карл Баркс стал одним из первых лауреатов, введенных в Зал Славы Уилла Айснера для художников комиксов (ранее этой чести удостоились только сам Уилл Айснер и Джек Керби). В 1991 году Баркс стал единственным художником комиксов, названным «Легендой Disney» и получившим одноименную премию, которая была учреждена компанией Disney, чтобы «выразить признательность и уважение многим людям, чье воображение, таланты и мечты создали волшебство Disney».
Культурный след
Ни для кого не секрет, что под впечатлением от комиксов Баркса был создан анимационный сериал «Утиные истории», повторивший успех своего прототипа (у анимационного фильма 4 премии «Эмми»). Но мало кто знает, что «Утиные истории» были всего лишь вторым в своем роде (после «Приключений мишек Гамми») сериалом Disney и именно они вдохновили компанию на создание таких последующих хитов, как «Чудеса на виражах», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черный плащ».
Кроме того, сериал оставил свой след в истории в целом – в нашей стране он стал первым американским мультсериалом, показанным после распада СССР, а в Венгрии дал имя целому поколению: «поколение «Утиных историй» - так в этой стране и по сей день называют тех, кто родился в середине 80-х и смотрел мультфильм в 90-е.
В Финляндии, где один из политиков выступил с призывом запретить комиксы про Дональда Дака, до сих пор выражают протест, вписывая имя героя в избирательный бюллетень. В США Дональду Даку посвятили целый вуз - Американский университет в Орегоне заключил договор с компанией Disney на использование его изображения, а студенты стали носить матроски и бескозырки. Фронтмен финской группы Nightwish Туомас Холопайнен выпустил свой первый сольный альбом, вдохновившись серией комиксов «Жизнь и времена Скруджа Макдака» (The Life and Times of Scrooge McDuck). Но самый любопытный вклад «Утки», наверное, оставили в истории кино: создатель легендарной саги Звёздные Войны Джордж Лукас - огромный поклонник сериала, и даже написал авторское предисловие к изданиям комиксов Карла Баркса:
«Я рос в то время, когда телевизор только начал завоёвывать своё место в американской гостиной. А до этого основной формой домашнего развлечения для меня были комиксы. И одними из моих первых комиксов стали работы Карла Баркса. Я получал по подписке «Комиксы и истории Уолта Диснея», и мне настолько понравился Скрудж, что я тут же пошёл и скупил в газетном киоске все номера посвященной ему серии.
Больше всего меня восхищает сюжетное разнообразие комиксов Карла Баркса. Его истории полны сумасшедших, ни на что не похожих и очень странных идей - странных не в современном смысле слова, конечно, но ребёнку 50-х казавшихся в высшей степени экзотическими.
Кроме того, его истории очень кинематографичны. У них есть внятное начало, середина и конец, а каждый эпизод выполняет определенную функцию, чего так не хватает многим стрипам и оригиналам того времени. Комиксы Баркса не просто движутся от панели к панели, но последовательно перетекают из одной сцены (порой занимающей несколько страниц) в другую.
<…>
Комиксы Карла Баркса по-прежнему знают и любят во всем мире. Я объясняю это тем, что они п вправду интересные. Kpoмe того, на более глубоком уровне в них легко прочитываются типичные черты американского характера: находчивость, прямота, решимость, некая добродетельная алчность, храбрость, любовь к приключениям и чувство юмора. <…>
По мнению социологов, комиксы отражают современное им общество. Так что кроме удовольствия от сюжетов и техники уровня Карла Баркса, искусство комикса способно дать и значимый комментарий о культуре, в которой оно родилось».
«Утки» сегодня
В 2017 году компания Disney заявила о запуске долгожданного продолжения любимых всеми классических «Утиных историй» 1987 года. В мультсериале, премьера которого состоялась на Канале Disney 6 ноября, зрителей ждет встреча не только с уже знакомыми персонажами, но и новыми героями, такими как миллионер и большой ценитель современных технологий Марк Клювс и юная любительница путешествий Лина. Отражены в сериале и современные реалии - Дональд Дак не может обойтись без смартфона и сенсорного навигатора в автомобиле, а Поночка фотографирует все подряд на модный ретро-Polaroid.
Анимационный стиль проекта во многом был вдохновлен оригинальными рисунками Карла Баркса. Арт-директором сериала был назначен Шон Хименес, который внес большой вклад в работу над мультсериалом «Гравити Фолз».
Для тех же, кто заинтересован оригинальными комиксами, Disney совместно с редакцией Mainstream издательства АСТ выпустили серию «
Disney Comics. Утиные истории». В цикл вошли как классические истории первой половины XX века о Дональде Даке и Скрудже Макдаке авторства Карла Баркса, так и более современные комиксы Дона Росы. Уникальный цикл комиксов выполнен в книжном формате отличного качества: твёрдый переплёт, плотная бумага и огромное количество дополнительных материалов о том, как создавались комиксы, их трактовках и значении в культуре.