Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«У нас была великая школа рисунка»: интервью с Анастасией Архиповой

«У нас была великая школа рисунка»: интервью с Анастасией Архиповой

17.11.2021

Художница Анастасия Архипова — заслуженный художник РФ, обладательница множества премий и наград. Книги с ее иллюстрациями публикуются не только в России, но и за рубежом: в США, Японии, Бразилии, Китае и европейских странах. По случаю выдвижения книги «Тайна плюшевых мишек» в почетный лист IBBY (International Board on Books for Young People) от России мы поговорили с художницей о прошлом, настоящем и будущем детской книжной иллюстрации.

Анастасия Ивановна, примите наши поздравления по такому радостному поводу — книга «Тайна плюшевых мишек» с вашими рисунками выдвинута в Почетный лист IBBY 2022 от России в номинации «Иллюстратор». Какие чувства у вас вызвала такая новость?

Спасибо большое! Я очень долгое время была в структуре IBBY в руководстве, поэтому у меня не было возможности участвовать в этом списке. Я была то в исполнительном комитете, то в жюри премии имени Г. Х. Андерсена. Этически нельзя в этой ситуации участвовать в таких конкурсах. Когда наконец я оказалась вне этой системы — мои коллеги, друзья и соратники решили выдвинуть меня в список, чтобы я имела возможность показать свою работу. Я очень этому рада.

Анастасия Архипова

Что в работе над книгой «Тайна плюшевых мишек» было самым сложным? А самым интересным?

Самым сложным было придумать что‑то такое, что было бы действительно интересно разглядывать. Для художника важен визуальный образ, который бы привлекал сам по себе, помимо самого текста произведения. Нужно было придумать какие‑то интересные характеристики, найти интересный фон, пейзаж или интерьер, чтобы всех этих замечательных персонажей поселить туда. Какое‑то действие, динамику, развитие — чтобы это было, во‑первых, по‑настоящему художественно, и, во‑вторых, ребёнку любопытно разглядывать: каждый медвежонок должен быть наделен своим характером, повторяться из одной картинки в другую — чтобы можно было найти любимого персонажа на следующем развороте. Режиссура нужна для решения любой задачи, любой книги. Самое сложное и было самым интересным.

По каким критериям отбирают книги для Почетного списка IBBY?

IBBY — это не конкурс. Книги отбираются национальной секцией, а на международном уровне они утверждаются. Национальным отбором выбираются наиболее интересные и значительные художественные иллюстрации, которые выделяются на общем фоне коммерческого рынка. Так выражается доверие.

Что вы думаете о современных технологиях создания иллюстраций? Например, компьютерная графика, графический планшет? Насколько подходят такие техники для детской литературы?

Я считаю, что любой язык хорош сейчас. Годится и компьютерная графика. Я преподаю в Московской Художественно‑Промышленной Академии имени C.Г. Строганова на кафедре «Искусство графики», и многие студенты у нас уже работают в этой технике. Конечно, для меня важнее рукотворность, которая в результате создает настоящее произведение графического искусства. Потому что цифровая графика хороша для производства, для создания иллюстрации, но как такового предмета искусства она не создает — нет оригинала, и для меня это важно. Но в целом компьютерная графика вполне имеет право на существование.

Насколько важна роль книжной иллюстрации в развитии художественного вкуса ребёнка? Нужно ли с детства объяснять «что такое хорошо, а что такое плохо» с художественной точки зрения?

Роль художника в привлечении ребенка к чтению огромна. Собственно, именно художник делает книгу книгой, а не просто текстом. Художник не менее важен чем автор, писатель, иногда даже более важен: потому что для ребенка визуальный образ имеет большее значение, чем образ словесный. На плечах иллюстраторов большая ответственность. Нужно сделать так, чтобы все было серьезно, художественно, интересно, небанально и выходило бы за рамки какого‑либо коммерческого производства.

Вы много работали с зарубежными издательствами. Можно ли говорить о западной и российской традиции иллюстрирования? Чем они отличаются? Насколько наши художники востребованы на Западе?

В России традиционно с давних времён существует очень хорошая школа книжной иллюстрации. Даже при самых трудных жизненных обстоятельствах детская книга была на высоком уровне, и во время войны, и во время сложных исторических ситуаций — выходили детские книги. Всегда выходила классика, и художники с радостью уходили в эти темы, чтобы отрешиться от политических или социальных проблем. У нас всегда была прекрасная школа рисунка, которой во всем мире почти уже не существует: единицы в зарубежных странах умеют рисовать так, как для нас еще пока привычно. Но новое поколение меняется. Конечно, сейчас доступна новая информация. Они видят, кто, как, где работает: хочется быть модными, быть в тренде. Сейчас они работают так, что уже нельзя сказать: наш это художник или не наш. Поэтому все сейчас перемешано, хотя есть и очень талантливые молодые художники. Но российская школа все еще существует, и наши художники достаточно востребованы в зарубежных издательствах. В том числе, многие из них работают в разных странах, переиздаются их книги.

Какое будущее, на ваш взгляд, ждет детскую иллюстрацию в России? Какой она станет через пять лет?

Детская книга не умрет, конечно. Детская книга останется, потому что дети в ней нуждаются и будут нуждаться — до тех пор, пока дети рождаются и растут так же, как и раньше. Книга как предмет, как объект, книга, которую можно любить — она останется и будет жить. Как она будет развиваться? Трудно пока сказать, что будет меняться. Это, к сожалению, или к счастью, непредсказуемо. Посмотрим, увидим!

Вы родились в творческой семье, ваши отец и дед — книжные графики (Анастасия Архипова — внучка легендарного художника‑иллюстратора Б. А. Дехтерева. — Прим. Ред.). Какая атмосфера царила в вашем детстве, как это повлияло на ваше дальнейшее творчество?

Я выросла и прожила всю свою жизнь среди книг. У нас дома все так или иначе занимались книгой: художественной стороной или литературной. Бабушка была литературным переводчиком, дедушка и отец были художниками-иллюстраторами. Мне с самого детства казалось, что это вообще самое интересное в жизни. Поэтому у меня даже вопрос «кем быть?» не стоял! Книги, искусство — все время в семье об этом говорилось и все время обсуждалось. Приходили друзья, знакомые. Это было самым важным в жизни. Я так до сих пор и считаю!

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации