Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Цирцея» Мадлен Миллер: роман, который воспевает и рушит античные мифы

«Цирцея» Мадлен Миллер: роман, который воспевает и рушит античные мифы

24.08.2020

Писательница Мадлен Миллер владеет латынью и древнегреческим. Свои знания филолога‑классика и безупречный вкус она применяет естественно и впечатляюще. Она пересказывает древнегреческие мифы с точностью исследователя, но создает живые и современные образы. Ахилл из безликой груды мышц превращается в искреннего юношу, мстящего за возлюбленного. А богиня Цирцея, которая у Гомера злая по умолчанию, оказывается отвергнутой женщиной, заново собирающей себя по кусочкам.

Свежий роман «Цирцея» Мадлен Миллер по успеху даже обогнал ее блестящий дебют — «Песнь Ахилла». HBO уже снимает по нему эпический сериал, который должен затмить «Игру престолов». И на этот раз писательница вдохновлялась не «Илиадой», а «Одиссеей». Рассказываем без спойлеров, почему роман о древнегреческой колдунье заставил всех пищать от восторга.

Цирцея
18+

Цирцея

Миллер Мадлен

О чем

«Глаза у нее желтые, как моча. А голос скрипучий, как у совы. Зовут ее Ястребом, а следовало бы Козой — уж больно уродлива».

Мадлен Миллер в очередной раз обращает внимание на интригующего второстепенного персонажа. В первой книге им был любовник Ахилла — Патрокл. А в этот раз — колдунья с острова Ээя, которая превратила спутников Одиссея в свиней, а потом обольстила его и целый год удерживала в собственном дворце.

Цирцея не просто колдунья, а богиня. Она повествует о своей жизни с рождения. Ее отец, титан Гелиос, в буквальном смысле — солнце. Каждый день он объезжает небосвод в золотой колеснице. Его тело пылает как жаровня — смотреть на него больно даже младшим богам. Мать же Цирцеи — нимфа Персеида — одна из самых мелких из бессмертных. Поэтому героине не сравнится с олимпийцами, а родство с нимфами и вовсе свергает ее в самый низ пантеона.

К тому же Цирцея не унаследовала ни могущества отца, ни красоты матери, за что заслужила всеобщее презрение. С детства ее дразнили за робость, наивность и уродливую, по божественным меркам, внешность.

«Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи», Франц фон Штук (1913)

«Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи», Франц фон Штук (1913)

Одинокая Цирцея ищет друзей среди смертных. Потом обнаруживает в себе колдовские силы, которыми может угрожать всему Олимпу. Испуганный Зевс заточает ее на безлюдном острове. Там она упражняется в колдовстве, приручает зверей и пересекается со многими героями мифов. На страницах романа появляются Прометей, Сцилла, Икар, Минотавр, Ариадна, Ясон, Одиссей и другие.

Зачем читать

Роман Мадлен Миллер одновременно прославляет и разрушает мифы и сюжеты древнегреческих классиков. Писательница не отклоняется от первоисточников, но по‑своему расшифровывает мотивы персонажей. Однако подходит к этому так чутко и последовательно, что принимаешь новую историю за чистую монету.

При этом смелое прочтение не нарушает странных законов мифологического мира. Боги в нем по‑прежнему бесчеловечны. А жизнь героев зависит от предсказаний мойр и капризов Зевса. Но истории бессмертных обрастают подробностями, их образы становятся более многогранными и понятными, а масштаб драмы от этого только увеличивается.

Самое ценное в «Цирцее» — это провокационная идея Мадлен Миллер сделать героиню символом феминизма. Ее перевоплощение из беспомощной нимфы в умелую колдунью вдохновляет, но не щадит. Цирцея с первых страниц предстает жалкой и слабой, а ее воля колеблется на протяжении всего романа. Ее портрет не приукрашен, а честен. Он, скорее, напоминает не божество, а обычного человека. Повествование ритмично сокращается, перебрасывая Цирцею от разочарования к крохотной победе, от победы — к еще большему разочарованию.

Что особенного

Мадлен Миллер — превосходный стилист. Язык ее романов так же пестр, как гомеровские эпосы. Колоритные метафоры, сравнения и эпитеты погружают в странный и прекрасный мир древнегреческой мифологии. Отдельного внимания заслуживают ее неземные описания божеств.

«Тело Афины молнией врезалось в пространство, и воздух засеребрился. Нагрудный щит ее пылал, словно только что отлитый. Гребень шлема ощетинился на нас с высоты. Глаза Афины остановились на мне. Голос ее был темен, как руда».

История Цирцея не столько о преодолении себя, сколько о доверии к себе. Героиня с самого начала отличается от других богов. Не строит козни, не ждет поклонения смертных и во всем сомневается. Всю дорогу она учится не стыдиться своей непохожести на других, а черпать в ней силы.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации