Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Цирцея» Мадлен Миллер: роман, который воспевает и рушит античные мифы

«Цирцея» Мадлен Миллер: роман, который воспевает и рушит античные мифы

24.08.2020

Писательница Мадлен Миллер владеет латынью и древнегреческим. Свои знания филолога‑классика и безупречный вкус она применяет естественно и впечатляюще. Она пересказывает древнегреческие мифы с точностью исследователя, но создает живые и современные образы. Ахилл из безликой груды мышц превращается в искреннего юношу, мстящего за возлюбленного. А богиня Цирцея, которая у Гомера злая по умолчанию, оказывается отвергнутой женщиной, заново собирающей себя по кусочкам.

Свежий роман «Цирцея» Мадлен Миллер по успеху даже обогнал ее блестящий дебют — «Песнь Ахилла». HBO уже снимает по нему эпический сериал, который должен затмить «Игру престолов». И на этот раз писательница вдохновлялась не «Илиадой», а «Одиссеей». Рассказываем без спойлеров, почему роман о древнегреческой колдунье заставил всех пищать от восторга.

Цирцея
18+

Цирцея

Миллер Мадлен

О чем

«Глаза у нее желтые, как моча. А голос скрипучий, как у совы. Зовут ее Ястребом, а следовало бы Козой — уж больно уродлива».

Мадлен Миллер в очередной раз обращает внимание на интригующего второстепенного персонажа. В первой книге им был любовник Ахилла — Патрокл. А в этот раз — колдунья с острова Ээя, которая превратила спутников Одиссея в свиней, а потом обольстила его и целый год удерживала в собственном дворце.

Цирцея не просто колдунья, а богиня. Она повествует о своей жизни с рождения. Ее отец, титан Гелиос, в буквальном смысле — солнце. Каждый день он объезжает небосвод в золотой колеснице. Его тело пылает как жаровня — смотреть на него больно даже младшим богам. Мать же Цирцеи — нимфа Персеида — одна из самых мелких из бессмертных. Поэтому героине не сравнится с олимпийцами, а родство с нимфами и вовсе свергает ее в самый низ пантеона.

К тому же Цирцея не унаследовала ни могущества отца, ни красоты матери, за что заслужила всеобщее презрение. С детства ее дразнили за робость, наивность и уродливую, по божественным меркам, внешность.

«Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи», Франц фон Штук (1913)

«Портрет Тиллы Дюрье в образе Цирцеи», Франц фон Штук (1913)

Одинокая Цирцея ищет друзей среди смертных. Потом обнаруживает в себе колдовские силы, которыми может угрожать всему Олимпу. Испуганный Зевс заточает ее на безлюдном острове. Там она упражняется в колдовстве, приручает зверей и пересекается со многими героями мифов. На страницах романа появляются Прометей, Сцилла, Икар, Минотавр, Ариадна, Ясон, Одиссей и другие.

Зачем читать

Роман Мадлен Миллер одновременно прославляет и разрушает мифы и сюжеты древнегреческих классиков. Писательница не отклоняется от первоисточников, но по‑своему расшифровывает мотивы персонажей. Однако подходит к этому так чутко и последовательно, что принимаешь новую историю за чистую монету.

При этом смелое прочтение не нарушает странных законов мифологического мира. Боги в нем по‑прежнему бесчеловечны. А жизнь героев зависит от предсказаний мойр и капризов Зевса. Но истории бессмертных обрастают подробностями, их образы становятся более многогранными и понятными, а масштаб драмы от этого только увеличивается.

Самое ценное в «Цирцее» — это провокационная идея Мадлен Миллер сделать героиню символом феминизма. Ее перевоплощение из беспомощной нимфы в умелую колдунью вдохновляет, но не щадит. Цирцея с первых страниц предстает жалкой и слабой, а ее воля колеблется на протяжении всего романа. Ее портрет не приукрашен, а честен. Он, скорее, напоминает не божество, а обычного человека. Повествование ритмично сокращается, перебрасывая Цирцею от разочарования к крохотной победе, от победы — к еще большему разочарованию.

Что особенного

Мадлен Миллер — превосходный стилист. Язык ее романов так же пестр, как гомеровские эпосы. Колоритные метафоры, сравнения и эпитеты погружают в странный и прекрасный мир древнегреческой мифологии. Отдельного внимания заслуживают ее неземные описания божеств.

«Тело Афины молнией врезалось в пространство, и воздух засеребрился. Нагрудный щит ее пылал, словно только что отлитый. Гребень шлема ощетинился на нас с высоты. Глаза Афины остановились на мне. Голос ее был темен, как руда».

История Цирцея не столько о преодолении себя, сколько о доверии к себе. Героиня с самого начала отличается от других богов. Не строит козни, не ждет поклонения смертных и во всем сомневается. Всю дорогу она учится не стыдиться своей непохожести на других, а черпать в ней силы.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Алексеев Сергей Трофимович

Волковский Николай Лукьянович

Кизима Галина Александровна

Барановская Ирина Геннадьевна

Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации