Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Три сестры»: краткое содержание, история создания, контекст

«Три сестры»: краткое содержание, история создания, контекст

19.12.2025

«Три сестры» — пьеса Антона Чехова, одно из самых популярных произведений драматурга. В нем прослеживается знаменитое «подводное течение», характерное для поздних пьес Чехова. «Три сестры» стали одной из поворотных вех в истории становления русского театра. Впервые поставленная на сцене МХТ, пьеса вызвала множество споров из‑за своего новаторского характера: персонажи говорят будто невпопад, перебивают друг друга, неточно цитируют классические произведения; ключевые события выводятся за рамки сцены; в центр внимания попадают бытовые детали.

«Три сестры» легли в основу множества сценических и киноадаптаций. Пьеса более века идет на сценах лучших мировых театров. Фильмы по ее мотивам создавали такие известные режиссеры, как Самсон Самсонов, Валерия Бруни‑Тедески, Лоренс Оливье и Сергей Соловьев. Ряд литературоведов считает, что влияние «Трех сестер» прослеживается в романе «Белая гвардия» Михаила Булгакова и романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

«Три сестры»: история создания

Чехов задумал «Три сестры» в конце 1890‑х годов, о чем свидетельствуют его записные книжки. Однако долгое время он откладывал этот замысел — в приоритете у драматурга были другие проекты. В 1899 году режиссер Владимир Немирович‑Данченко, вдохновленный успехом пьесы «Дядя Ваня», попросил Чехова написать что‑нибудь специально для Московского Художественного театра. Драматург согласился, но предупредил, что не будет торопиться — сначала завершит начатые прозаические произведения, а потом примется за новую пьесу.

В августе 1900 года Чехов приступил к работе над «Тремя сестрами». Дело шло медленно. Драматурга торопил режиссер Константин Станиславский. В конце ноября Чехов представил в МХТ первую редакцию пьесы. Он продолжал вносить в нее правки вплоть до конца января 1901 года, когда была назначена премьера спектакля.

Издатели вышли на Чехова еще до премьеры в МХТ. Драматург решил напечатать пьесу в журнале «Русская мысль». Редактор журнала Вукол Лавров взял текст пьесы у Немировича‑Данченко, адаптировал его для печати и выслал Чехову для согласования. Однако дожидаться ответа Лавров не стал, и в журнале появилась несогласованная версия.

Чехов пришел в недоумение — выяснилось, что Немирович‑Данченко представил в журнал не оригинал рукописи, а один из переписанных экземпляров, который использовался в труппе при подготовке к спектаклю. В нем было множество ошибок и искажений. В дальнейшем Чехов отредактировал текст и внес в него ряд правок — в том числе смысловых. В 1901 году пьеса вышла отдельной книгой.

«Три сестры»: реакция критиков

Критики отреагировали на пьесу по‑разному. Одни по достоинству оценили новаторство Чехова. Пьесой восхищался Максим Горький. Леонид Андреев положительно отозвался о работе Чехова, отметив жизнелюбие и оптимизм главных героинь. Сергей Найденов отметил воодушевляющую силу пьесы — «оптимистическое горе» — благодаря которой хочется «жить, писать, работать».

Однако были и те, кто не принял новаторство автора. Лев Толстой честно признался Чехову, что не смог дочитать пьесу до конца, и назвал ее плохой. Петр Боборыкин высмеял пьесу в своих произведениях, назвав ее «сплошной неврастенией». Виктор Буренин спародировал «Трех сестер» в пьесе «Девять сестер и ни одного жениха».

Решающая точка в споре двух лагерей была поставлена годом позже: в 1902 году Чехов получил за пьесу Грибоедовскую премию — самую престижную награду, которую могли получить отечественные драматурги.

«Три сестры»: кратчайшее содержание

Действие пьесы происходит в губернском городе, где живут переехавшие туда из Москвы сестры Прозоровы — Ольга, Маша и Ирина — а также их брат Андрей. Их отец, генерал, умер, и с этого момента жизнь членов семьи Прозоровых потеряла былую осмысленность. Сестры постоянно говорят о Москве, куда они стремятся уехать, связывая с этим городом надежды на счастливую, осмысленную и красивую жизнь. Ольга, уставшая от работы учительницы в гимназии, мечтает о замужестве. Маша, вышедшая замуж за учителя Кулыгина в восемнадцать лет, разочарована в своем браке и погружена в тоску. Младшая, Ирина, полна жажды труда и веры в высокое предназначение человека.

В их доме часто собираются офицеры расквартированной в городе артиллерийской батареи. Командир батареи Вершинин, философствующий о прекрасном будущем через двести‑триста лет, вовлекает Машу в роман, который становится для нее единственным лучом света. Барон Тузенбах говорит Ирине о любви и о возможности начать новую, трудовую жизнь. Штабс‑капитан Соленый, мрачный и язвительный, также тайно влюблен в Ирину.

Жизнь, однако, течет своим чередом, постепенно разрушая иллюзии. Андрей Прозоров, подававший большие надежды в науке, женится на Наташе, мещанской и ограниченной девушке, которая постепенно, с помощью хитрости и притворной слабости, берет власть в доме в свои руки. Карьерные планы Андрея рушатся, он проигрывает в карты большие деньги и в конце концов занимает мелкую должность в земской управе.

В городе случается пожар, который «начался уже давно». Пострадавшие находят приют в доме Прозоровых. Андрей закладывает дом, деньги присваивает Наташа. Наташа рожает ребенка и постепенно вытесняет сестер из их же дома, устанавливая в нем свои порядки. Андрей не может влиять на жену. Ирина, так и не нашедшая счастья в работе телеграфистки, уставшая от пустоты, соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, видя в этом возможность начать все заново. Ольга, ставшая начальницей гимназии, по‑прежнему одинока.

Роман Маши и Вершинина обречен на расставание, так как батарею переводят в другой город. В кульминационный момент, накануне отъезда офицеров, происходит дуэль: Соленый, движимый ревностью, вызывает Тузенбаха на поединок и убивает его. Таким образом, и последняя надежда Ирины на перемены рушится. Батарея уезжает. Вершинин прощается с Машей, понимая, что они больше никогда не увидятся.

Сестры остаются в захолустном городе одни, с разрушенными мечтами. Они стоят, прижавшись друг к другу, под звуки уходящего военного оркестра. Ольга, обнимая сестер, говорит о необходимости просто продолжать жить, терпеливо неся свой крест, в надежде, что когда‑нибудь страдания обретут смысл и будущие поколения будут счастливы.

Возможно будет интересно

Тренинг-дневник для альфа-женщины

Литвиненко Филипп Сергеевич

To be better. Счастье быть

Килочек Анна Владимировна

500 увлекательных IQ- заданий для дошколят. 5-7 лет

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Моя жизнь: до изгнания
18+

Моя жизнь: до изгнания

Шемякин Михаил Михайлович

Дорога дьявола
18+

Дорога дьявола

Брындза Роберт

Дюна

Герберт Фрэнк

Шторм и ярость
18+

Шторм и ярость

Арментроут Дженнифер

Алая вуаль
18+

Алая вуаль

Махёрин Шелби

Один из нас вернулся

Макманус Карен М.

Закон Фукусимы

Силлов Дмитрий Олегович

Обними

Петерсон Хельга

Выбор воды

Узрютова Гала Александровна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации