«Лихие 90‑е» — переломная пора в истории нашей страны. Это время распада СССР, неоднозначных экономических реформ и полной смены жизненной парадигмы российского общества. Именно в это десятилетие происходила наиболее бурная ревизия прошлого, в том числе и культуры.
Разумеется, эти перемены не могли обойти стороной литературу. Маститые авторы переосмысляли свои взгляды на окружающую действительность и вырабатывали новые подходы к творчеству, а молодые формировали принципиально иной литературный канон. В этом материале мы рассмотрим важнейшие книги 1990‑х годов, в которых отразились страхи перед неизведанным, сожаление о прошедшем и пресыщение новым. Именно они повлияли на становление новой русской литературы, о которой мы говорили в прошлой статье.
Аркадий и Борис Стругацкие, больше известные как братья Стругацкие — творческий тандем советских писателей, оказавших колоссальное влияние на развитие отечественной фантастики и остросоциальной литературы. Также Аркадий Стругацкий прославился как переводчик и популяризатор японской культуры — именно он познакомил русскоязычных читателей с творчеством таких значимых писателей Страны восходящего солнца, как Рюноскэ Акутагава и Нацумэ Сосэки, а также с героической поэмой «Сказание о Ёсицунэ».
«Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» — последняя совместная работа братьев и их единственная завершенная пьеса. По признанию Бориса Стругацкого, братья давно мечтали создать драматургическое произведение — их вдохновляли пьесы таких авторов, как Антон Чехов, Михаил Булгаков и Бернард Шоу. Несмотря на то, что фантасты не особо любили театр, их привлекала возможность исключить автора из повествования, оставив читателей наедине с героями. Однако братья постоянно откладывали создание собственной пьесы, поскольку большая часть их идей лучше подходила для прозаической формы. И лишь незадолго до смерти Аркадия Стругацкого писатели решились на этот творческий эксперимент.
Основная тема пьесы — страх советских людей перед Перестройкой, которая открыла для них новые возможности, и ее потенциальными последствиями — в том числе новым витком репрессий. Главные герои произведения интеллигенты Кирсановы получили таинственную повестку, адресованную «богачам города Питера», которая предписывала им явиться в определенное время и место с неопределенной целью. Вскоре выяснилось, что похожие повестки получили все знакомые Кирсановых — правда, называли их в этих документах по‑разному: «жидами», «распутниками», «политиканами» и «мздоимцами». И пока персонажи спорят, что им нужно сделать — подчиниться странным указаниям неизвестных людей или проигнорировать их — в городе начинают происходить весьма странные вещи...
И хотя Стругацкие не планировали ставить пьесу на сцене, режиссеры заинтересовались ей сразу же после ее публикации в одном из литературных журналов. Многие из них просили авторов сменить название — они опасались слова «жиды». Однако Стругацкие им отказывали, поскольку считали его абсолютно уместным — оно отсылало к обращению немецких нацистов, которые во время оккупации Киева под благовидным предлогом отправляли местных евреев на смерть. Название пьесы отпугнуло не всех — известный режиссер Лев Дуров поставил спектакль по ней в Театре на Малой Бронной, в котором он шел на протяжении более 20 лет.
Стругацкий Аркадий Натанович
Владимир Шаров — российский писатель, видная фигура отечественного постмодернизма, кандидат исторических наук, лауреат множества литературных премий, в числе которых «Русский Букер» и «Большая книга». Его произведения переведены на английский, французский, итальянский, арабский, болгарский и китайский языки. Писатель прославился как мастер интеллектуальной провокации — так, в своих книгах он нередко приравнивал православие к большевизму.
Второй роман Шарова «Репетиции» — остроумная историческая мистификация, основанная на реальных событиях. В середине XVII века патриарх Никон разработал проект по созданию на Руси Нового Иерусалима. Автор развил эту историю: в книге Москва становится Землей обетованный, где патриарх и пленный французский режиссер проводят репетиции Второго Пришествия. И роли эти передаются из поколения в поколение на протяжении трех столетий...
Шаров Владимир Александрович
Георгий Владимов — советский писатель‑диссидент, видный представитель реализма, литературный критик, правозащитник, лауреат ряда престижных премий. Зачастую центре его произведений оказывается трагический герой, чья судьба драматически перекликается с суровыми реалиями советского времени.
Одним из наиболее важных произведений 1990‑х годов стал роман Владимова «Генерал и его армия». Главный герой книги советский генерал Кобрисов — прототипом которого стал опальный генерал Никандр Чибисов, с которым автор общался лично — человек непростой судьбы. Он родился в семье донского казака, прошел Первую мировую, Гражданскую и Советско‑финскую войны. Теперь он использует свой богатый боевой опыт на фронтах Великой Отечественной. Однако генералу мешают интриги сослуживцев и сотрудников «Смерша», которые ставят личные мотивы выше интересов Родины. Владимов рассматривает и судьбы противников Кобрисова — генерала‑предателя Андрея Власова и немецкого военачальника Хайнца Гудериана, показывая их не как исторических личностей, а как обычных людей.
Публикация романа вызвала оживленную общественную дискуссию. Наиболее ярко она проявилась в публичной полемике между самим автором и писателем Владимиром Богомоловым, который некогда служил в «Смерше». Он обвинил Владимова в симпатиях к коллаборационистам и нацистам, а также в попытках умалить роль СССР во Второй мировой войне. Однако тот отверг обвинения Богомолова и упрекнул его в пристрастности и сознательном искажении цитат из романа. В этом с Владимовым согласился ряд литературных критиков, среди которых были Михаил Нехорошев и В. Кардин.
Роман «Генерал и его армия» принес автору престижную премию «Русский Букер», а также «Букер десятилетия».
Владимов Георгий Николаевич
Шнитман-МакМиллин Светлана
Еще одна важная книга о Великой Отечественной войне, которая вышла в 1990‑е годы — «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева. В отличие от многих своих коллег, он знал о ней не понаслышке — воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в форсировании Днепра и освобождении Польши. Писатель хорошо помнил всю подноготную жизни простых солдат, лишенную какой бы то ни было романтики, и хотел донести до читателей «окопную правду», которую старались обойти стороной официальные советские власти.
Первая часть романа — «Чертова яма» — вышла в 1992 году, вторая — «Плацдарм» — в 1994. Произведение осталось неоконченным — автор задумывал написать продолжение, однако в 2000 году объявил, что прекратил работу над ним: слишком мучительно было вспоминать о пережитом.
В первой части романа Астафьев рассказывает о нелегкой жизни новобранцев стрелкового полка, среди которых есть представители разных народов и конфессий, а также бывшие заключенные. Во второй части герои форсируют Днепр. Таким образом, писатель знакомит читателей с реалиями как тыловой, так и фронтовой жизни. Важен и философский пласт романа: Астафьев рассматривает войну как закономерное наказание советского народа за его отречение от Бога.
О книге восторженно отозвались многие авторитетные критики, среди которых был и белорусский писатель‑фронтовик Василь Быков. За роман «Прокляты и убиты» Астафьев получил Государственную премию Российской Федерации.
Астафьев Виктор Петрович
Андрей Сергеев — московский писатель, одна из ключевых фигур литературного андерграунда, участник неофициального поэтического объединения, известного как «Группа Черткова», переводчик. Именно он познакомил российских чaитателей с произведениями таких важных англоязычных авторов, как Роберт Фрост, Эдвин Робинсон и Томас Стернз Элиот.
Книга «Альбом для марок» — уникальное сочетание документалистики и мемуаров. Автор делится воспоминаниями о предвоенном и послевоенном времени, о зарождении неофициальных литературных групп, а также рисует портреты людей, с которыми был знаком лично — среди них Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Николай Заболоцкий и Корней Чуковский. За эту книгу Сергеев получил премию «Русский Букер».
Сергеев Андрей Яковлевич
Виктор Пелевин — выдающаяся фигура российского постмодернизма, лауреат множества престижных литературных премий, один из наиболее востребованных русскоязычных авторов современности.
В романе «Generation „П“» писатель подводит итоги 1990‑х годов. Главный герой произведения Вавилен Татарский — типичный представитель своего поколения, выросшего во времена Перестройки: интеллигентный юноша, выпускник Литературного института, который не нашел работу по специальности и был вынужден стать продавцом в ларьке. Однако через некоторое время ему улыбнулась удача — старый знакомый пригласил Татарского на работу в рекламное агентство. Там главный герой начал постигать секреты манипулирования человеческим сознанием, заглянул за политические кулисы и познакомился с древним культом, который до сих пор продолжает влиять на людей...
Роман получил восторженные отзывы от российских и зарубежных критиков, а также удостоился литературной премии «Бронзовая улитка».
Пелевин Виктор Олегович
Улицкая Людмила Евгеньевна
Санаев Павел Владимирович
Сорокин Владимир Георгиевич
Юзефович Леонид Абрамович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.