Символизм — течение в европейском искусстве, для которого характерно обильное использование многозначных символов, загадочных образов и туманных намеков. Они позволяли творцам — литераторам, художникам и музыкантам — выражать то, что было невозможно выразить привычными средствами. Символизм стал настоящей революцией в искусстве — он радикально изменил не только форму и содержание произведений, но и сами принципы творчества.
Термин «символизм» в отношении поэзии впервые употребил французский писатель Жан Мореас в 1886 году в программной статье «Манифест символизма». В ней он обозначил приоритет Идеи, которую автор должен «облечь в чувственно постижимую форму», над реалистичными описаниями, ложной сентиментальностью, надоедливыми поучениями и пустой риторикой. В определенной степени с ним соглашался русский философ Дмитрий Мережковский. Он ставил во главу угла Мысль и считал, что слова ее ограничивают, в то время как символы выражают ее «бесконечную сторону».
Стоит отметить, что характерные для символизма приемы активно использовались в поэзии задолго до выхода статьи Мореаса — в ней он лишь перечислил черты уже существующего течения. К основоположникам символизма можно отнести французского поэта Шарля Бодлера. Сборник его стихов «Цветы зла» вышел в 1857 году и вызвал оживленные дискуссии — как из‑за их содержания, которое показались цензорам аморальным, так и благодаря использованию необычных образов.
Эта книга оказала колоссальное влияние на так называемых «Проклятых поэтов» — Артюра Рембо, Стефана Малларме и Тристана Корбьера, которые продолжили развитие принципов символизма. Они много экспериментировали не только с образами, но и с ритмом, а также звучанием. Например, в сонете «Гласные» Рембо присвоил каждому звуку цвет, от которого выстроил целую цепочку образов. Широкой публике о творчестве «Проклятых поэтов» рассказал писатель Поль Верлен, чьи произведения, в свою очередь, стали образцом для подражания для многих молодых символистов.
Основоположником символизма в литературе Нового Света можно назвать американского писателя Эдгара Аллана По. В начале своего творческого пути он писал стихи в духе романтизма. Затем он выработал собственный поэтический язык, для которого было характерно обилие расплывчатых образов. Они создавали эмоциональный подтекст, цель которого — пробудить волнительные ассоциации в сознании читателя. Центральным образом в творчестве По, который кочевал из произведения в произведение, стала смерть прекрасной женщины. Творчество американского писателя оказало колоссальное влияние на его французского коллегу Бодлера — тот посвятил переводу его произведений около 17 лет.
В России были свои предшественники символизма — поэты так называемой эпохи безвременья, которая пришлась на период между Золотым и Серебряным веками. К наиболее ярким ее представителям можно отнести Иннокентия Анненского — именно он перевел на русский язык «Проклятых поэтов», Бодлера и Верлена, Константина Фофанова, который активно пользовался расплывчатыми символами и уделял особое внимание музыкальности стихотворений, а также философа Николая Минского, стихи которого отличались обилием мистических образов.
Расцвет русского символизма пришелся на Серебряный век — фактически, он стал основной поэтической школой той эпохи. Самыми известными представителями этого течения были Александр Блок, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт и Валерий Брюсов.
Однако вскоре эстетика и идеология символизма перестали соответствовать духу времени — пока его представители упоенно конструировали собственную реальность, в предреволюционном российском обществе созрел запрос на принципиально иное искусство. В этом смысле ответом символизму можно считать акмеизм и футуризм. Стоит отметить, что сравнительно недолгая история русского символизма не помешала ему оказать колоссальное влияние на все последующие поколения отечественных писателей.
В этой подборке мы предлагаем вам ознакомиться с творчеством самых ярких представителей символизма и их предшественников.
Тимошенина Екатерина Игоревна
Цискаридзе Николай Максимович
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Иствуд Кира
Валиуллин Ринат Рифович
Шакарами Ясмин
Бодлер Алиса
Диккер Жоэль
Швыдкой Михаил Ефимович
Арментроут Дженнифер
Томпсон Алисия
Дэшнер Джеймс
Оно Косукэ
Бунина Виктория Станиславовна
Лан Шисы
Чуковский Корней Иванович
Кин Кэролайн
Арефьева Зоя Владимировна
Альшер Лилия
RuNyx
Седова Анастасия
Успенский Эдуард Николаевич
Мельчаев Александр Алексеевич
Кинг Стивен
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.