Считанные дни остались до Нового года. Большие планы уже начали мелькать в головах у многих, рецепты праздничных блюд активно присылаются родственниками в мессенджерах, а подарки уже заполнили наши корзины на маркетплейсах. И только змея лениво скользит по снежным дорогам, чтобы принести на своем хвосте 2025 год. Да, как мы уже говорили ранее, 2025 год — это год зелёной деревянной змеи. Но не все рады этой информации, ведь это пресмыкающееся вызывает у всех разные эмоции. Наша команда провела исследование и решила разобраться в вопросе «что означает змея в разных странах?». Результаты вас точно поразят.
Китай. Китайский иероглиф змея 蛇 «шэ» (shé) состоит из трёх компонентов или корней, которые, объединённые вместе, хорошо отражают внешние характеристики этой загадочной рептилии, а также её привычки, поведение и положение в мире животных.
В культуре Китая образ змеи занимает важное место. Она считается одним из двенадцати священных животных, которые используются в китайском гороскопе. Змея ассоциируется с мудростью и спокойствием. В Китае её образ связан с благополучием и счастьем.
Однако, помимо положительных ассоциаций, в китайской культуре змея также имеет и негативные. Она символизирует не только мудрость и гармонию, но и отрицательные черты, такие как злоба, лживость и хитрость.
Изначально люди относились к змеям с осторожностью. Считалось, что это одно из самых опасных животных из‑за их низкой температуры тела.
Индия. В этой местности змеи считаются священными существами, и к ним относятся с почтением и заботой. В их честь возводят храмы, а каменные изображения этих рептилий можно увидеть у дорог, водоёмов и в деревнях.
Культ змеи в Индии имеет долгую историю, насчитывающую более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубины доарийской культуры. Например, в преданиях Кашмира рассказывается о том, как змеи господствовали над долиной, когда она была бескрайним болотом.
С распространением буддизма мифы стали связывать змею с историей спасения Будды. Это произошло на берегу реки Наиранджаны, под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но огромная кобра разрушила планы демона, семь раз обвив тело Будды и защитив его от дождя и ветра.
Змея считается символом вечного движения, воплощением души предка и хранительницей дома. Поэтому индусы изображают змею по обе стороны входной двери. С той же целью в южноиндийском штате Керала крестьяне содержат небольшие террариумы со священными кобрами во дворах. Если семья переезжает, то они забирают с собой всех змей. Кобры каким‑то образом чувствуют своих хозяев и никогда их не кусают.
Убийство змеи считается серьёзным преступлением. На юге страны брахманы проводят ритуалы над телом убитой змеи. Её покрывают шёлковой тканью с ритуальным узором, кладут на сандаловые дрова и сжигают на погребальном костре.
Найти змеиную шкурку — старую кожу, которую змея сбрасывает во время линьки — считается хорошей приметой. Тот, кто находит такую шкурку, обязательно кладёт её кусочек в кошелёк, полагая, что это принесёт ему удачу. По преданиям, кобра хранит драгоценные камни в своём капюшоне.
Япония. В Японии змеи с давних времён вызывали у людей смешанные чувства: они одновременно пугали и внушали уважение. Их красота, грациозность, невероятная скорость и способность бесстрашно нападать даже на крупных противников привлекали внимание и вызывали восхищение. Особенно поражало их чутьё, позволявшее им заранее определять приближение потенциальной жертвы и опережать её на несколько мгновений.
В японском языке змея обозначается словом «Хеби». Это слово описывает цепких существ, которые вызывают неприязнь у людей, но в то же время считаются посланниками богов, которым японцы поклоняются и почитают их. На теле человека священная рептилия выглядит как изящное существо с длинным чешуйчатым телом и раздвоенным языком.
В Японии этот символ имеет множество значений:
Змея является атрибутом бога грома и грозы Сусаноо. Известна история, в которой Сусаноо, выхватив меч, разрубает змея на куски. В одном из хвостов он находит меч, который до сих пор символизирует императорскую власть и хранится в храме. И сегодня в синтоистских храмах змея считается посланницей богов, особенно почитаются белые змеи, которые считаются хранителями воды и погоды, а также оберегают людей от пожаров и чумы.
В знак уважения к этому священному животному в Японии исполняют ритуальный танец змеи. В синтоизме считается, что змея обладает мощной мистической силой, символизирует плодородие, неудержимую страсть и стихийные природные явления, олицетворяя связь между миром смертных и вечной жизнью.
Японская ямаяма, или «мамуши», — это красивое животное с круглым узором на спине и детальной чёрно‑белой мозаикой на животе. Эта маленькая ядовитая змея незаметно подкрадывается к добыче и молниеносно наносит смертельный укус, не оставляя шансов на спасение. Неудивительно, что мамуши — популярная татуировка среди японских мужчин.
Согласно древнему поверью, японцы считали, что изящные рептилии обладают мистическими способностями, среди которых: защита от погодных бедствий, смертельных болезней и несчастий. Также змеи, как и драконы, могли вызывать дождь.
Также существует версия японского фольклора, согласно которой змеи могут принимать человеческий облик. Особенно верили, что корыстный человек может превратиться в завистливую и мстительную женщину. На эту тему есть легенда о Киёхимэ и священнике Андзине. Однако не все легенды о змеях несли в себе негатив и зло. Например, свернувшиеся в кольца рептилии приносили удачу и процветание.
В Японии змея также используется как символ общественного статуса и духовный символ, который защищает владельца от недоброжелателей. Есть и религиозный смысл. Если говорить обобщённо, то змея в переводе на европейские понятия символизирует преданность.
Несмотря на все это, считается, что в Японии приличный человек татуировки не носит. От рисунков на теле не отказался только криминальный мир — якудза. Если рассматривать изображение змеи в широком контексте, то в японской культуре оно имеет множество значений, которые можно разделить на несколько категорий:
Великобритания. В культуре Ирландии змея считалась символом яда и зла. Однако остров, на котором не было змей, воспринимался как место чистоты и святости. Тем не менее, несмотря на отсутствие этих опасных рептилий, легенды и мифы Ирландии изобилуют историями о чудовищных змеях, с которыми сражались и побеждали каждый святой и герой.
Самые известные ирландские легенды о змеях и драконах рассказывают о том, как Ирландия освободилась от их власти. В раннем средневековом манускрипте «Книга захватов Ирландии» утверждается, что ответственным за изгнание всех ядовитых рептилий с острова является Моисей, а не Святой Патрик.
«Книга захватов» повествует о прародителях ирландцев, которые путешествовали по Святой Земле задолго до того, как достигли берегов Ирландии. Во время этих странствий они поселились в Египте, где подружились с израильтянами, поделившись с ними хлебом и вином.
Пока они жили в Египте, сына человека по имени Нел укусила змея. Сына звали Гэдхил Глас, и в надежде на исцеление ребёнка, Нел отправился в путь. Моисей, вознеся молитву Богу, «приложил свой священный посох к месту укуса змеи, и ребёнок исцелился». После этого Моисей произнёс: «Именем Господа я повелеваю, что ни один змей не сможет причинить вреда ни этому ребёнку, ни детям от его семени во веки веков, и ни одна змея не поселится на землях его потомков». Эта история объясняет, почему в Ирландии нет змей и почему они не жалят потомков Гэдхила Гласа.
В кельтской мифологии Британии и континента змея имеет более сложные ассоциации, чем просто символ абсолютного зла. Её способность сбрасывать кожу стала символом смерти и возрождения, а фаллическая форма связала её с плодородием. Эти элементы также ассоциируют змею с исцелением, и она часто появляется на изображениях континентальных кельтских богов и богинь плодородия, таких как Дамона и Сирона. Похожая идея присутствует и в классической мифологии, где считалось, что ядовитая сущность змеи компенсируется её способностью находить исцеляющие травы. По этой причине змеи изображались на кадуцее Меркурия, который до сих пор является символом медицины. Изгибы тела змеи также сделали её символом воды, связав с кельтскими водными божествами.
Франция. В древних мифах и легендах часто встречаются образы змей и драконов, связанные с радугой и другими природными явлениями. Эти образы уходят корнями в далёкое прошлое, в туманные глубины доисторических времён.
Согласно древним верованиям, радуга представлялась в виде змея или дракона, который высасывал воду из рек и морей, вызывая дожди и грозы. Эти представления сохранились и в более поздние эпохи, даже в Европе (например, в Италии, Франции, Албании и Румынии).
Во французской мифологии есть персонаж по имени Вуивр, который считался королём или королевой змей. На его лбу сверкал ярко‑красный рубин, а сам он напоминал огненного змея, хранителя подземных сокровищ. Вуивр летал по небу летними ночами.
Эти мифические существа обычно обитали в заброшенных замках, крепостях и донжонах. Изображения Вуивра можно увидеть в скульптурных композициях романских памятников.
Во время купания Вуивр оставлял на берегу свой драгоценный камень. Тот, кто завладеет этим камнем, станет невероятно богатым и получит часть подземных сокровищ, которые охранял змей.
Германия. В культуре Германии образ змеи имеет более определённое значение. В древности змей и червей часто воспринимали как нечто единое, поэтому на змей нередко переносили черты, характерные для червей.
В первую очередь, это ассоциации с гниением, разложением и уничтожением. Например, змей Нидхёгг обвивается вокруг дерева Иггдрасиль, символизируя гниение его корней. В скандинавской мифологии Йормунганд, Фафнир и другие змеи или драконы — это чудовища, которых нужно победить. Так, Фафнир был побеждён Сигурдом. В англосаксонской поэме «Беовульф» главный герой убивает дракона, образ которого также основан на представлении о змее.
Таким образом, в представлении германских народов змея — это воплощение зла и разрушения, обладающее огромной силой.
В мифологии древнего Египта образ змеи занимал особое место. Она считалась первым существом, появившимся из пламени. Свернувшись в кольцо, змея олицетворяла солнце — бога‑творца Демиурга, а также цикличность, проявляющуюся в смене дня и ночи и в перерождении. В египетской культуре змея символизировала целостность мира, объединяя в себе подземный тёмный мир и космический верх, а также рождение и смерть.
В Африке, где проживает множество этносов, восприятие змеи также отличается большим разнообразием. В мифологии западноафриканских народов, таких как догоны, фон, хауса, йоруба и других, змея, свернувшись в кольцо, символизирует стабильность и целостность мира, связывая два мира — низший земной и высший небесный. Южнее, у народов нкундо, азанде и других, змея наделяется сакральным смыслом и становится богом творения и разрушения, плодородия и смерти, а также воды. Кроме того, африканцы верят, что змеи способны исцелять от болезней и колдовства. В Эфиопии, ЮАР и Мали змея, благодаря своей способности сбрасывать шкуру, символизирует перерождение и бессмертие. Также считается, что в змее может жить дух предка или дух племени, что делает её символом власти.
Несмотря на различия в культурных традициях, в обеих частях света — германской и африканской — змея часто изображается свернутой в кольцо и кусающей свой хвост, что символизирует кольцо целостности и вечности.
В древние времена на Руси говорили: «На труса и уж — змея». Эта пословица как нельзя лучше отражает отношение наших предков к этому удивительному пресмыкающемуся. Ужей не боялись, а даже почитали, приветствовали и ценили за их полезные качества.
В то время как к змеям в целом у славян всегда было скорее настороженное и негативное отношение, уж в этом плане стоит особняком. В народном сознании он представлялся не совсем змеёй, а чем‑то совершенно иным — добрым, полезным и приносящим удачу.
Эти змейки издавна жили рядом с человеком. Иногда их специально привлекали в дом, кормили молоком и содержали как домашних животных. Считается, что кошки появились на Руси довольно поздно (хотя есть и противоположное мнение), а до этого их роль — охотника на грызунов — выполняли именно домашние ужи.
Отличительной особенностью ужа являются два ярких жёлтых пятна на голове. В христианские времена считалось, что это божественные отметины, своего рода венец, которым Господь наградил рептилию за её помощь Ною. Существует легенда, согласно которой уж своей головой заткнул дыру в Ковчеге, которую прогрызла мышь, и таким образом спас судно от затопления. За этот самоотверженный поступок Бог наградил змею золотым венцом, который она с тех пор носит на голове.
По народному поверью, эти пятна защищают ужей от гнева Ильи‑громовника, который во время грозы убивает всякую нечисть, в том числе и змей, но только не ужей.
В славянских представлениях, которые, вероятно, восходят ещё к дохристианским временам, уж считался главным в своём царстве, правителем — Змеиным царём. Именно поэтому он и «коронован» золотым венцом.
Образ змеи также проявляется и в гербах. Несмотря на то, что изображения животных в гербах городов встречаются очень часто, змей среди них немного. Удалось обнаружить упоминания о 14 населённых пунктах, которые поместили их на свой герб. В основном змея встречается в сочетании с каким‑либо другим предметом — либо чашей (и тогда символизирует оздоровление, медицинское или курортно‑санаторное значение города), либо кадуцеем (и в этом случае отмечается его торговое значение).
Мы видим множество пересечений во взглядах разных, на первый взгляд совершенно непохожих этнических культур. Так или иначе, мы можем уверенно сказать, что восприятие змей может быть гораздо более сложным, чем простое восхищение или простой страх.
Евгений Рыбалтовский — зоолог, террариумист, специалист по экзотическим животным, педагог высшей категории. Многие десятилетия Евгений работал с этими загадочными тварями и изучил все особенности поведения рептилий. Он знает все о повадках, условиях их жизни, странной и не всегда понятной нам физиологии, делавших змей во все века такими таинственными, непонятными и пугающими для большинства людей существами.
Рыбалтовский Евгений Михайлович
Зачаровывающая магия древней Японии, невероятная притягательность колдунов, демонов и обычных людей, снисхождение и гнев богов — все это в новом увлекательном цикле, основанном на легендах, берущих свое начало у истоков времен.
Это история об одном ёкае, который желал стать божеством, а стал человеком. Чтобы вернуть себе силы, он должен проникнуть в школу оммёдо и украсть демонический меч.
Наумова Сора
Экзотическая смесь боевого фэнтези и классического кайдана, где невозможно разделить мир на черное и белое. Аска не помнит, как попала в этот мир, откуда у нее такая скверная репутация и огромная сила. Прошлое — теряется в тумане, окружение — странные люди, которых она видит впервые, но они... явно, знакомы с ней. Как выжить там, где все ново и непонятно? Как найти опору в том, что давно разрушено? Только Аска из клана Шенгай знает ответы.
Комарова Марина Сергеевна
Представленные в книге сказки повествуют о хитрых розыгрышах и мифических подвигах, о борьбе добра со злом и торжестве справедливости, о волшебных деяниях чудесной жены и о жестокой войне коварной обезьяны с крабами. А герои этих историй — шаловливые лисицы и барсуки‑поэты, прекрасные девы‑птицы и женщины‑змеи, лукавые лешие тэнгу и проказливые призраки — надолго останутся в памяти читателей.
Одна из лучших адаптаций норвежской мифологии для младших читателей — книга с множеством поражающих воображение персонажей и эпических боевых историй. Саги о героях, драконах, морских змеях, огненных демонах, ледяных гигантах и конечно же скандинавских богах (встречайте Одина, Тора, Локи и других!) пересказаны для детей доступным языком и дополнены современным комиксным рисованием.
Пинчелли Маттео
Новая история в мире бестселлера «Голодные игры», которая за первую неделю в США продано свыше 500 000 экземпляров. Действие книги разворачивается за 64 года до событий первого романа «Голодные игры». Главный герой — будущий президент‑диктатор Кориолан Сноу. Ему дают унизительное задание — обучать девушкутрибута из самого бедного Дистрикта12. Теперь их судьбы сплетены неразрывно — и каждое решение, принятое Кориоланом, приведет либо к удаче, либо к поражению. Либо к триумфу, либо к катастрофе.
Коллинз Сьюзен
По восточному календарю 2025 год будет годом Деревянной Змеи — символа роста и развития. Это животное обозначает ум, гибкость, умение подстраиваться и прозорливость, поэтому надо быть готовым к большим потрясениям, переменам и новым встречам. Гороскоп Татьяны Борщ содержит общую характеристику каждого месяца для каждого знака Зодиака и подскажет, как обойти сложности в любви, карьере и финансовой сфере. Вы узнаете, какие дни будут благоприятными именно для вас, когда ожидают успехи на работе и в собственном деле, а когда стоит больше времени уделить семье и второй половинке.
Борщ Татьяна
Сборник рассказов в честь года Змеи от популярных авторов романтического фэнтези. Новогодние истории о змеях, нагах и василисках от мастериц жанра! Магические рассказы Франциски Вудворт, Марго Генер, Ники Ерш, Елены Малиновской и других волшебниц.
Вудворт Франциска
Представь, что сказки Востока тебе рассказывают сами их герои! Гуан — о том, как победил Девятиглавого Феникса, а Сюй‑Сянь — как женился на змее‑волшебнице. Интересно? Тогда скорее открывай книгу! Тебя ждёт множество увлекательных историй.
Трояно Розальба
Художник Артур Корнилин приехал погостить к своему деду, живущему в глуши возле загадочного озера. Здесь он надеется написать нечто значительное, необычное. И это ему удается. Но вскоре Корнилин гибнет при весьма странных обстоятельствах, оставив самую свою загадочную картину «Царица Змей» другу, Сергею Горскому. Что послужило причиной смерти художника: несчастный случай или убийство? Горский начинает собственное расследование и сам оказывается участником необъяснимых событий, а в его жизнь входят две необыкновенные девушки Лида и Алена, две сестры из лесной глухомани, которые становятся соперницами в борьбе за его сердце... Загадочным образом современные события и роковые страсти связаны с жизнью средневековой Флоренции и Древнего Египта.
Солнцева Наталья
Миллер Сав Р.
Дуэль Аллен
Фэйсян Цзюлу
Вейдинг Ли
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.