Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Шарль Бодлер: как «Цветы зла» повлияли на французский символизм

Шарль Бодлер: как «Цветы зла» повлияли на французский символизм

09.04.2024

9 апреля родился Шарль Бодлер — культовый поэт, отец декаданса и предшественник символизма, классик французской литературы. Он прославился как автор меланхоличных стихов, повлиявших на развитие всей мировой поэзии, а также остроумных заметок, в которых он зло и едко критиковал политиков, журналистов, буржуа, простолюдинов и коллег‑писателей.

Детство Бодлера не было безоблачным. Он родился в семье пожилого художника, ставшего сенатором, и его молодой жены — разница в возрасте родителей поэта составляла 35 лет. С отцом у маленького Бодлера были прекрасные отношения. Он приобщал сына к искусству и часто водил по картинным галереям и музеям, брал с собой в мастерскую, а также знакомил со своими знакомыми из кругов парижской творческой интеллигенции. Однако семейная идиллия продлилась недолго — Бодлер‑старший умер, когда мальчику было всего шесть лет.

Спустя год мать будущего поэта вышла замуж еще раз. С отчимом‑полковником, человеком весьма строгих нравов, отношения у свободолюбивого ребенка не сложились. Ненависть пасынка к нему была столь велика, что, по слухам, во время революции он подбивал своих друзей‑оппозиционеров убить отчима.

В школе Бодлер учился не особо усердно, проявляя искренний интерес лишь к литературе. В колледже будущего поэта вообще отчислили с последнего курса — его больше интересовала студенческая жизнь в Латинском квартале с его бесконечными вечеринками, нежели постижение различных наук.

Отчим, ставший к тому времени генералом, настаивал, чтобы пасынок стал юристом — и пришел в ужас, когда тот заявил, что будет поэтом. Родители отправили Бодлера в путешествие в Индию — надеялись таким образом оборвать его связи с богемой Латинского квартала. Однако у них ничего не вышло — юноша не добрался до пункта назначения, вернулся в родной город и стал писать стихи. Вскоре ему удалось получить наследство, причитавшееся ему от отца, и он смог полностью сосредоточиться на творчестве.

Но его счастье было недолгим — родителям Бодлера удалось через суд установить над ним опеку и получить контроль над его деньгами. После этого поэт стал практически нищим. Тогда Бодлер попытался заработать денег литературной критикой и переводами — именно он открыл французам творчество американского писателя Эдгара Аллана По. Этим он завоевал авторитет в литературных кругах, однако не заработал сколько‑нибудь ощутимых сумм.

Денег и славы не принесли и дебютные стихи Бодлера. Громкий успех пришел к нему лишь после публикации сборника его зрелых стихотворений, название которого принято переводить как «Цветы зла». Стихи располагались в книге в строго определенном порядке — они были объединены в шесть групп, каждая из которых имела свое метафорическое название.

Творческий метод Бодлера заключался в лишении всех символов, включая традиционные, однозначной интерпретации. Таким образом он делал читателя своего рода соавтором произведения. По тем временам эта идея была не просто нова, а революционна. Также Бодлер не чурался жутких образов — например, сравнивал плоть гниющего тела с распускающимися бутонами цветов. Подобного до него не делал никто, и такой подход шокировал его современников. Включая коллег — по достоинству стихи Бодлера оценили лишь писатели следующих поколений: Стефан Малларме, Поль Верлен и Артюр Рембо. В итоге «Цветы зла» стали предтечей французского символизма.

Цензоры же были от «Цветов зла» не в восторге. Они вырезали из сборника шесть стихов, а поэту и его издателю выписали огромные штрафы. Бодлер не смог его выплатить, поэтому был вынужден отправить письмо императрице Евгении с просьбой снизить размер наказания. Та ответила поэту согласием. Однако запрет на публикацию стихотворений был снят лишь столетие спустя.

Творчество Бодлера повлияло на развитие не только французского символизма. Его стихи вдохновляли и русских поэтов, среди которых были Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт и Федор Сологуб. Сейчас творчество Бодлера стало неотъемлемой частью популярной культуры — на его стихи ссылаются как конъюнктурные писатели, так и авторы‑нонконформисты.

Цветы зла

Бодлер Шарль

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Змей и голубка

Махёрин Шелби

Дикие сыщики

Боланьо Роберто

Окно призрака

Харди Камрин

Кто-то просит прощения

Панов Вадим Юрьевич

Осенняя сказка

Полярный Александр

Закон Фукусимы

Силлов Дмитрий Олегович

Тень и искры

Арментроут Дженнифер

Магазин работает до наступления тьмы

Бобылева Дарья Леонидовна

Доверие

Дуглас Пенелопа

Закон кровососа

Силлов Дмитрий Олегович

Истребление персиян

Толстая Татьяна Никитична

Тайна ворона

Абэ Тисато

Сказки-болтушки для развития речи детей

Бунина Виктория Станиславовна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации