Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Шарль Бодлер: как «Цветы зла» повлияли на французский символизм

Шарль Бодлер: как «Цветы зла» повлияли на французский символизм

09.04.2024

9 апреля родился Шарль Бодлер — культовый поэт, отец декаданса и предшественник символизма, классик французской литературы. Он прославился как автор меланхоличных стихов, повлиявших на развитие всей мировой поэзии, а также остроумных заметок, в которых он зло и едко критиковал политиков, журналистов, буржуа, простолюдинов и коллег‑писателей.

Детство Бодлера не было безоблачным. Он родился в семье пожилого художника, ставшего сенатором, и его молодой жены — разница в возрасте родителей поэта составляла 35 лет. С отцом у маленького Бодлера были прекрасные отношения. Он приобщал сына к искусству и часто водил по картинным галереям и музеям, брал с собой в мастерскую, а также знакомил со своими знакомыми из кругов парижской творческой интеллигенции. Однако семейная идиллия продлилась недолго — Бодлер‑старший умер, когда мальчику было всего шесть лет.

Спустя год мать будущего поэта вышла замуж еще раз. С отчимом‑полковником, человеком весьма строгих нравов, отношения у свободолюбивого ребенка не сложились. Ненависть пасынка к нему была столь велика, что, по слухам, во время революции он подбивал своих друзей‑оппозиционеров убить отчима.

В школе Бодлер учился не особо усердно, проявляя искренний интерес лишь к литературе. В колледже будущего поэта вообще отчислили с последнего курса — его больше интересовала студенческая жизнь в Латинском квартале с его бесконечными вечеринками, нежели постижение различных наук.

Отчим, ставший к тому времени генералом, настаивал, чтобы пасынок стал юристом — и пришел в ужас, когда тот заявил, что будет поэтом. Родители отправили Бодлера в путешествие в Индию — надеялись таким образом оборвать его связи с богемой Латинского квартала. Однако у них ничего не вышло — юноша не добрался до пункта назначения, вернулся в родной город и стал писать стихи. Вскоре ему удалось получить наследство, причитавшееся ему от отца, и он смог полностью сосредоточиться на творчестве.

Но его счастье было недолгим — родителям Бодлера удалось через суд установить над ним опеку и получить контроль над его деньгами. После этого поэт стал практически нищим. Тогда Бодлер попытался заработать денег литературной критикой и переводами — именно он открыл французам творчество американского писателя Эдгара Аллана По. Этим он завоевал авторитет в литературных кругах, однако не заработал сколько‑нибудь ощутимых сумм.

Денег и славы не принесли и дебютные стихи Бодлера. Громкий успех пришел к нему лишь после публикации сборника его зрелых стихотворений, название которого принято переводить как «Цветы зла». Стихи располагались в книге в строго определенном порядке — они были объединены в шесть групп, каждая из которых имела свое метафорическое название.

Творческий метод Бодлера заключался в лишении всех символов, включая традиционные, однозначной интерпретации. Таким образом он делал читателя своего рода соавтором произведения. По тем временам эта идея была не просто нова, а революционна. Также Бодлер не чурался жутких образов — например, сравнивал плоть гниющего тела с распускающимися бутонами цветов. Подобного до него не делал никто, и такой подход шокировал его современников. Включая коллег — по достоинству стихи Бодлера оценили лишь писатели следующих поколений: Стефан Малларме, Поль Верлен и Артюр Рембо. В итоге «Цветы зла» стали предтечей французского символизма.

Цензоры же были от «Цветов зла» не в восторге. Они вырезали из сборника шесть стихов, а поэту и его издателю выписали огромные штрафы. Бодлер не смог его выплатить, поэтому был вынужден отправить письмо императрице Евгении с просьбой снизить размер наказания. Та ответила поэту согласием. Однако запрет на публикацию стихотворений был снят лишь столетие спустя.

Творчество Бодлера повлияло на развитие не только французского символизма. Его стихи вдохновляли и русских поэтов, среди которых были Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт и Федор Сологуб. Сейчас творчество Бодлера стало неотъемлемой частью популярной культуры — на его стихи ссылаются как конъюнктурные писатели, так и авторы‑нонконформисты.

Цветы зла

Бодлер Шарль

Возможно будет интересно

Овощи и фрукты. Первые тактильные книжки-картонки

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Альтернат

Мирай Медина

Разрушая навязанное. Свобода быть собой

Столярова Юлия Александровна

Загадки лунного света

Суслин Дмитрий Юрьевич

Пишем по клеточкам и точкам

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Змей и голубка

Махёрин Шелби

Люби себя как котика

Галькевич Олеся Сергеевна

ESCAPE. Изгой

Бодлер Алиса

Безупречный шпион

Мэтьюс Оуэн

Моя дорогая Оли...

Коста Габриэль

Все виды разбора. Русский язык

Узорова Ольга Васильевна

Хроники дошкодного возраста

Колесников Андрей Иванович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации