6 июня 2024 года, в 225‑летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, на Красной площади были объявлены лауреаты восьмого сезона литературной премии «Лицей». Премия носит имя великого поэта и была учреждена специально для молодых поэтов и прозаиков (до 35 лет): как продолжающих традиции классической литературы, так и предлагающих новые траектории её развития. За эти годы премия стала заметным событием литературной России: именно «Лицею» читающая публика обязана появлением романов «Выше ноги от земли» Михаила Турбина, «Протагонист» Аси Володиной, «Полунощница» Нади Алексеевой, вышедших в «Редакции Елены Шубиной», а также открытием имён других талантливых молодых прозаиков и поэтов. Как и Лицей времён Пушкина, премия «Лицей» объединяет лучших молодых литераторов, намечая пути современной русской словесности.
В книгу вошли произведения шести лауреатов премии. В номинации «Проза» представлены сборники рассказов Анны Маркиной «Рыба моя рыба», Ольги Харитоновой «Чужая сторона» (первое и второе место соответственно) и отрывок из повести Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» (третье место). В номинации «Поэзия» первое место — у Леонида Негматова, второе — у Василия Нацентова, третье — у Майки Лунёвской.
Сборник открывается предисловием председателя жюри восьмого сезона премии писателя Юрия Буйды и члена поэтического жюри Артёма Скворцова: комментируя литературные голоса победителей, они рассказывают, как молодые авторы продолжают традиции русской литературы.
Сборник рассказов Анны Маркиной «Рыба моя рыба» объединяет несколько историй. История, давшая название сборнику, оформлена в виде переписки классной руководительницы и отца школьника. Мальчик верит, что умершая бабушка переселилась в аквариумную рыбку, и начинает приносить аквариум на занятия. Второй рассказ «Tesla» повествует о школьной учительнице, которая внезапно открывает для себя мир акций и инвестиций. В третьей истории, получившей название «Вышивальщик», Маркина превращает обычного пьяницу в знахаря и объект почитания всех знакомых. Они уверены: то, что он вышьет, обязательно сбудется, и люди начинают просить у него разное (от новой детской коляски до любви и свободы). Все сюжеты автора — о простых людях, об их странностях, и на месте героев легко можно представить своего соседа или знакомого, о чьей жизни вы знаете мало. Абсолютной достоверности повествования Маркина добивается за счёт лёгкого, но строго организованного языка.
Маркина Анна Игоревна
Ольга Харитонова в своих рассказах рассуждает о месте человека в этом мире. Её герои выглядят чужими в окружающих их обстоятельствах, будь то мужчина, приезжающий в глухую северную деревню на похороны друга («Чужая сторона»), молодая девушка, попадающая в больничную палату к пенсионеркам из‑за проблем с сердцем («Перезвоню»), или роботы-дети, которые пытаются найти любовь или нелюбовь у своих новых родителей («Первый „А“»). Её произведения — продолжение классической для русской литературы темы лишних людей. Её повествование — сжатое, точное и ясное.
В отличие от героев Харитоновой, героиня повести Евфросинии Капустиной «Люди, которых нет на карте» (готовится к выходу в «Редакции Елены Шубиной») хотя и чужая, но не лишняя. Она волонтёр, временно меняющая привычный быт в России на клинику для малоимущих в Гватемале. С первых строк повесть привлекает искренностью, отсутствием механически построенных фраз: будто читаешь блог о поездке, понимая, конечно, что самое главное — не условия быта и пейзажи Латинской Америки, а ежедневный подвижнический труд медиков на благо людей, остро нуждающихся в помощи. Повесть‑мозаика, в которой сплетаются судьбы людей в горной гватемальской деревушке: медиков‑волонтёров с разных концов мира и главной героини, узнающей нечто новое о себе и о других.
Стихи лауреата первой премии в номинации «Поэзия» Леонида Негматова показывают широкий диапазон традиций и культур, уживающихся в одном авторе. Его сборник стихов «Открой» состоит из двух неразделимых частей. В первой представлена неоромантическая поэзия — лирический герой выводит привычные городские декорации на метафизический уровень, старается наладить коммуникацию с недосягаемыми адресатами — возлюбленной, судьбой, Богом. Во второй части сборника автор через погружение в культуру Центральной Азии создаёт стихотворную мозаику, в которой устройство и появление мира неотделимо от жизни простой рисовальщицы узора, которому предстоит стать вышивкой на полотне сюзане.
Поэтические тексты Василия Нацентова показывают словесное мастерство автора, для его стихотворений важен контекст, подтекст и культурный бэкграунд. Индивидуальность Василия раскрывается в собственном стиле, основанном на интеллектуальной поэзии с большим количество аллюзий и реминисценций, по которым можно судить о широком литературном кругозоре автора.
Майка Лунёвская развивает линию камерной поэзии, приглашая читателя к созерцанию, ведь её поэзия требует вдумчивого, неспешного и чуткого вслушивания.
Тексты лауреатов премии чрезвычайно интересны по отдельности, но в сборнике они становятся цельным высказыванием, слепком нашей эпохи: читатель может представить, как выглядит литературная карта современной России, что интересует нынешних писателей и что будут читать совсем скоро.
Алексеева Надя
Савельев Игорь Викторович
Куприянов Константин Александрович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.