Дождь, опадающие желтые листья, густые сумерки — кажется, что осень существует лишь для того, чтобы дарить вдохновение и создавать лирическое настроение. В это время хочется отправиться на прогулку с томиком стихов или читать их дома, укрывшись теплым пледом.
Не отказывайте себе в этом удовольствии. В этой подборке мы собрали самых любимых поэтов, чьи стихи о людях, природе, любви и исторических событиях уже много лет заставляют сердца читателей биться чаще.
Александр Пушкин — самый известный русский поэт, которого считали гением еще при жизни. В историю он вошел не только как автор, виртуозно владеющий русским языком, но и как его реформатор — проза и стихи Пушкина задали новые языковые нормы, многие из которых соблюдаются до сих пор.
Свои первые произведения Пушкин начал писать в 7 лет. А в 15 лет его уже ждал первый крупный успех: во время экзамена в лицее он прочитал свое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе» поэту Гавриилу Державину. Тот был так восхищен талантом юного поэта, что хотел пообщаться с ним после экзамена. Но не сумел: от переизбытка чувств Пушкин выбежал из аудитории, и потом его никто не смог найти.
В 21 год поэт опубликовал свою первую поэму «Руслан и Людмила». В ней он пародировал балладу своего друга Василия Жуковского «Двенадцать спящих дев». Жуковский шутку оценил и подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю‑ученику от побежденного учителя». Читатели приняли поэму с восторгом, и с этого момента началась всероссийская слава Пушкина как поэта. Публикация «Руслана и Людмилы» имела и коммерческий успех: после ее выхода Пушкин стал первым русским писателем, который зарабатывал на жизнь литературным трудом.
В этом же году поэт планировал издать свой первый сборник стихов, но ему помешали... карты. Дело в том, что Пушкин был азартным игроком и порой ставил на кон все, что имел при себе. Так он и проиграл готовую к печати рукопись. Выкупить и опубликовать ее удалось только 6 лет спустя. Зато после выхода сборник «Стихи Александра Пушкина» ждал ошеломительный успех: весь тираж был распродан за несколько недель — невероятно быстро по тем временам. Но этот случай ничему не научил поэта — он еще много раз ставил на кон свои неопубликованные произведения и однажды чуть было не проиграл пятую главу «Евгения Онегина».
После смерти Александра Пушкина стали называть «Солнце русской поэзии» и «Наше все». Его книги по сей день переиздаются огромными тиражами, а для изучения наследия поэта в литературоведении выделен специальный раздел — пушкинистика.
Пушкин Александр Сергеевич
Осип Мандельштам — один из самых удивительных русских поэтов: его стихи невероятно музыкальны, полны метафизики, он свободно экспериментирует со стихотворными размерами. Его стихи очень ценила Анна Ахматова, ласково называвшая своего любимца Иосифа Бродского «младшим Осей». Даже резкий и скептичный Владимир Набоков высоко ценил стихи Мандельштама, называя его «единственным поэтом Сталинской России».
В детстве Мандельштам изучал иностранные языки и занимался музыкой. Эти увлечения в дальнейшем сильно повлияют на его поэзию, что проявится в необычной мелодике и размерности его стихов, а также во множестве отсылок к произведениям иностранных авторов.
Первые стихи Мандельштам начал писать в студенческие годы. Родители не одобряли увлечение сына, но юного поэта поддерживал его учитель словесности — поэт‑символист Владимир Гиппиус. Интересы Мандельштама разнообразны: он участвует в собраниях «Башни» символиста Вячеслава Иванова, вступает в «Цех поэтов» Николая Гумилева, выступает в легендарном литературном кабаре «Бродячая собака», где собирается весь цвет поэтов Серебряного века. Он сближается с Александром Блоком, дружит с Анной Ахматовой, а с Мариной Цветаевой у него даже вспыхивает короткий, но бурный роман, после которого поэт обещает уйти в монастырь!
Все меняет революция. В Советские годы Мандельштаму приходится зарабатывать на жизнь переводами. Несмотря на бытовые тяготы, все свободное время он продолжает посвящать поэзии. И поэтический дар Мандельштама был замечен руководством страны: в 1932 году Политбюро включило его в список видных советских литераторов, который направило Сталину. Однако поведение поэта настораживало бюрократов: он позволял себе колко и откровенно высказываться о недостатках советской власти. В конце концов, Мандельштам перешел грань дозволенного: в небольшой компании он прочитал эпиграмму на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...». Присутствовавший при этом поэт Борис Пастернак назвал поступок Мандельштама «самоубийством». Так и вышло — после этого последовала череда арестов и ссылок, которая привела к смерти поэта. Реабилитировали Мандельштама только в годы перестройки.
Поэзия Осипа Мандельштама актуальны и в наши дни: его наследие изучает Мандельштамовское общество, про него снимают документальные фильмы, а известные русскоязычные музыканты записали к 130‑летию поэта альбом на его стихи «Сохрани мою речь навсегда».
Мандельштам Осип Эмильевич
Владимир Маяковский — самый революционный русский поэт, создатель знаменитой «лесенки». Он использовал в своих стихах яркие запоминающиеся образы, не признавал традиционные размеры и с легкостью сочетал сатиру и лиричность.
Кажется, Маяковский был рожден, чтобы стать поэтом. Трудно поверить, но сначала он вообще не думал о карьере поэта и собирался стать художником. Зато тяга к бунтарству появилась у него еще в юные годы: за революционную агитацию и работу в подпольной типографии к 16 годам он был трижды арестован, а затем посажен в тюрьму, где, по собственным воспоминаниям, провел 11 месяцев. Там, в одиночной камере, он написал первый сборник стихов, который на выходе отобрали у него охранники. В заключении Маяковский мечтал о новом искусстве, которое будет радикально отличаться от классического.
И вскоре у Маяковского появилась возможность создать такое искусство — он познакомился с поэтами Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых, которые были в восторге от его стихов. Вместе они создали манифест «Пощечина общественному вкусу» и гастролировали по российским городам, читая свои стихи.
Во время Первой мировой войны Маяковский проявил себя не только как поэт, но и как художник. Он вступил в объединение «Сегодняшний лубок», где вместе с Каземиром Малевичем, Давидом Бурлюком и Ильей Машковым рисовал открытки для фронта и писал для них короткие едкие стихи, в которых высмеивал врага.
После революции поэт участвовал в создании «Окон РОСТА» — первой советской социальной рекламы. Так что Маяковский — не просто главный поэт, а еще и главный копирайтер Советского Союза. В это же время он создает литературную группу «Левый фронт искусств», выпускает журнал, пишет стихи и отправляется в мировое турне: он посетил Францию, Испанию, Кубу и США. Однако всего через несколько лет советская власть охладеет к поэту: его перестанут выпускать за границу, а официальная критика будет громить его новые произведения.
После загадочной смерти поэта его произведения почти не издавали. Все изменила резолюция Сталина, которую напечатали в газете «Правда». В ней «вождь народов» назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». После этого запрет с имени Маяковского был снят: книги поэта выходили огромными тиражами, в его честь называли улицы, площади и станции метро.
Маяковский Владимир Владимирович
Анна Ахматова — одна из самых известных русских поэтов. Именно поэтов — по воспоминаниям современников, она очень не любила слово «поэтесса». Трагизм ее творчества созвучен времени: Ахматова пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда.
Свое первое стихотворение Анна написала в 11 лет. Ее отец — потомственный дворянин Андрей Горенко — был не в восторге от увлечения дочери: боялся, что ее стихи опозорят фамилию. Поэтому еще в юном возрасте Анна берет себе псевдоним Ахматова. Это фамилия прабабушки, которая принадлежала к знатному татарскому роду.
Впервые стихотворение Ахматовой выходит в парижском еженедельнике «Сириус» — его издает влюбленный в Анну поэт Николай Гумилев. Через три года они поженились, у них родился сын Лев.
Но счастье было недолгим: советская эпоха стала черной полосой для Ахматовой. Николая Гумилева расстреляли, ее друг Осип Мандельштам умер в пересыльном лагере, ее сына Льва Гумилева арестовывают дважды.
Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Недавно освободившийся Лев Гумилев ушел добровольцем на фронт и дошел до Берлина, но после возвращения в СССР его снова арестовали и приговорили к десяти годам лагерей. Саму Ахматову исключили из Союза писателей. В это время поэтесса продолжает работу над самыми пронзительными своими произведениями: поэмой «Реквием» и «Поэмой без героя».
Несмотря на гонения у себя на Родине, в 1960‑е годы Ахматова добилась всемирного признания — ее дважды номинировали на Нобелевскую премию, присудили литературную премию «Этна‑Таормина» и присвоили степень почетного доктора литературы в Оксфорде.
Поэзия Ахматовой — это редко встречающийся в мировой поэзии женский взгляд на трагические события истории. Ее стихи никого не оставят равнодушным.
Ахматова Анна Андреевна
Марина Цветаева — выдающийся поэт Серебряного века с потрясающим чувством слога и слова, создательница неповторимого поэтического стиля.
Цветаева начала писать стихи еще в шестилетнем возрасте, причем сразу на трех языках: русском, немецком и французском. Свой первый сборник она издала в 18 лет на собственные деньги. Отправила его на отзыв мэтру — поэту‑символисту Валерию Брюсову. Тот отметил талант Цветаевой, но счел ее лирику слишком откровенной. Также о ее дебютной книге тепло отозвались Николай Гумилев и Максимилиан Волошин. С Волошиным Цветаева сдружилась и часто гостила у него на даче. Там она познакомилась с Осипом Мандельштамом, с которым некоторое время встречалась, и со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.
Как и для Ахматовой, советская эпоха стала для Цветаевой временем трагедий. В 1917 Эфрон был мобилизован, потом оказался в рядах белогвардейцев, с которыми бежал в Турцию, а затем — в Европу. На протяжении всей Гражданской войны Цветаева ничего не знала о судьбе мужа — она осталась в Москве с двумя дочерьми. Денег катастрофически не хватало — младшая дочь Ирина умерла от голода в детском приюте.
Спустя некоторое время Сергей Эфрон написал Цветаевой — позвал ее за границу. Она согласилась, и после воссоединения у них родился сын Георгий.
Эмигрантские круги встретили супругов неоднозначно. С одной стороны, Цветаеву печатали, ее поэтический вечер прошел с аншлагом. С другой, эмигранты не принимали Сергея Эфрона — он стал открытым сторонником большевизма и собирался получить советское гражданство.
В 1937 году Эфрон и старшая дочь Цветаевой Ариадна уезжают в СССР, через два года к ним нехотя присоединяются Марина и Георгий. Нежелание Цветаевой возвращаться оказалось оправданным — Ариадну и Сергея арестовали, а Марина осталась без средств к существованию. Ее стихи были под запретом. Чтобы хоть как‑то выжить, Цветаева зарабатывала на жизнь переводами.
В 1941 году немецкая армия наступает на Москву. Цветаеву вместе с сыном отправляют в эвакуацию. Но ее психика не выдерживает: она кончает жизнь самоубийством. Впоследствии ее сын Георгий погиб на фронте, а мужа Сергея Эфрона расстреляли. Единственный, кто выжил в семье Цветаевой — старшая дочь Ариадна: она подготовила к изданию произведения матери. На это понадобилось немало времени: первая посмертная книга стихов Цветаевой «Избранное» вышла в СССР лишь через 20 лет после ее смерти.
Цветаева Марина Ивановна
Пастернак Борис Леонидович
Бунин Иван Алексеевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Есенин Сергей Александрович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.