Футуризм — модернистское течение в европейской поэзии начала XX века. Название для него придумал итальянский писатель Филиппо Маринетти. В 1909 году он выпустил «Манифест футуризма», в котором призвал отказаться от старого искусства и заменить его принципиально новыми формами. По мнению писателя, молодые творцы должны вдохновляться красотой прогресса — так, гоночную машину он считал прекраснее античных статуй.
Идеи Маринетти повлияли не только на литераторов, но также на художников и философов. Выход манифеста стал важным этапом развития европейского модернизма и привлек огромное количество последователей. С особым восторгом его встретили в предреволюционной России, где запрос на политические перемены совпал с запросом на перемены культурные.
Однако, несмотря на очевидную схожесть идеологических платформ, русские футуристы стремились отмежеваться от своих европейских коллег. В первую очередь это проявилось в самоназвании. Поэт Велимир Хлебников предложил неологизм «будетляне», образованный, как и его итальянский аналог, от слова «будущее». Помимо Хлебникова, в объединение будетлян вошли поэты и художники Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Алексей Крученых и Василий Каменский. Также к ним примыкал и известный авангардист Казимир Малевич. Практически все будетляне участвовали в работе группы «Гилея».
В 1910 году будетляне издали альманах «Садок судей». Он был напечатан на обоях — «мещанской коже обывательских квартир», под которой «вместо клопов да тараканов» поселились «молодые, юные, бодрые стихи». Тексты были набраны без ятя, твердого знака, фиты и ижицы. Таким образом авторы сборника фактически предвосхитили орфографическую реформу, которая произошла лишь восемь лет спустя. Альманах вызвал оживленную полемику в литературных кругах. Валерий Брюсов счел его проявлением мальчишества и дурновкусия, тогда как на Николая Гумилева сборник произвел положительное впечатление — особо высоко он оценил оригинальные неологизмы.
Еще одной значимой публикацией стал сборник «Пощечина общественному вкусу». Помимо стихов в него вошел одноименный манифест, в котором члены «Гилеи» провозгласили новые художественные принципы и заявили о намерении порвать с предшествующей им литературной традицией. Они призвали «бросить Пушкина, Толстого, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности». Примечательно, что Маяковский, который был одним из авторов манифеста, очень уважал творчество Пушкина, но презирал низкопоклонство других литераторов перед его гением. Наиболее четко Маяковский сформулировал это в посвященном Пушкину стихотворении «Юбилейное»: «Я люблю вас, но живого, а не мумию».
Члены «Гилеи» пропагандировали смелые эксперименты над рифмой и ритмикой стиха. Наиболее экстремальную форму они приобрели в зауми Хлебникова и Крученых. Они буквально придумали новый язык — передавали эмоции и смыслы через неожиданные сочетания звуков. Особое внимание уделяли футуристы и презентации своих стихов. На концертах они вычурно одевались и намеренно провоцировали публику вызывающим поведением.
Литературоведы разделяют русский футуризм на несколько направлений. Членов группы «Гилея» принято относить к кубофутуристам — несмотря на то, что у каждого из них был собственный уникальный авторский стиль. Помимо них, существовал кружок эгофутуристов во главе с Игорем Северяниным. Их стихи отличало обилие неологизмов и иностранных слов, склонность к мистической тематике и привычка к самовосхвалению. Последнее наиболее ярко выражено в начале стихотворения «Эпилог» лидера эгофутуристического движения: «Я, гений Игорь Северянин...». Также эгофутуризм был представлен литературной группой «Мезонин поэзии», лидером которой был Вадим Шершеневич. К футуристам можно отнести и группу «Центрифуга», самыми известными участниками которой были Николай Асеев и Борис Пастернак.
История русского футуризма сравнительно коротка — он стал угасать после Октябрьской революции. К 1930‑м годам часть представителей течения эмигрировала, часть была репрессирована, некоторые поэты умерли, другие занялись собственным творчеством вне манифестов и объединений. Несмотря на это, футуризм заметно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Именно им вдохновлялись имажинисты и члены ОБЭРИУ. Позже к наследию футуристов обращались представители сибирского панка, в том числе Егор Летов, и участники рэп‑объединения «Антихайп».
Маяковский Владимир Владимирович
Маяковский Владимир Владимирович
Хлебников Велимир Владимирович
Лившиц Бенедикт Константинович
Быков Дмитрий Львович
Быков Дмитрий Львович
Анненков Юрий Павлович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.