Русская литература XX века была крайне неоднородной. Это можно увидеть, если посмотреть на нобелевских лауреатов из нашей страны. Иван Бунин был российским эмигрантом, Борис Пастернак — опальным советским писателем, Михаил Шолохов — любимцем советской власти, Александр Солженицын и Иосиф Бродский — советскими эмигрантами. Российский историк, философ‑эмигрант Дмитрий Мережковский десять раз номинировался на Нобелевскую премию, российский писатель‑эмигрант Владимир Набоков — восемь, а классик советской литературы Максим Горький — пять.
В конце XIX — начале XX веков русская литература развивалась органично. С одной стороны, молодые авторы опирались на творчество предшественников, продолжая их традиции или, напротив, вступая с ними в заочную полемику. С другой стороны, они ориентировались на общемировые тренды, главным из которых был модернизм. В итоге в русской литературе того времени появлялись как европейские направления, например импрессионизм и символизм, так и самобытные, как акмеизм и новокрестьянская поэзия.
Началом Серебряного века принято считать зарождение символизма в России. Представители этого направления критически оценивали господствовавшие в обществе моральные ценности и не верили в успех научных достижений. В своем творчестве они отошли от социальных вопросов, на которых заостряли внимание их предшественники. Этому поспособствовал упадок народничества — идеи о том, что интеллигенция должна сблизиться с простыми людьми, чтобы построить особый национальный уклад жизни. Центральными в творчестве символистов стали глобальные и нередко беспредметные философские размышления, в которых эстетическая сторона зачастую была важнее смысловой: ясным образам символисты предпочитали запутанные аллегории. Наиболее яркие представители этого направления — Федор Сологуб, Андрей Белый и Александр Блок.
Русский символизм был пропитан пессимистическими настроениями, поэтому прочно ассоциировался с понятием «декаданс». Но очень скоро в литературных кругах заговорили о кризисе этого направления. И как альтернатива символизму появился акмеизм, краеугольными камнями которого были точность образов и культ конкретности. Основателем стал поэт Николай Гумилев. Его идеи поддержали его жена Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам и Георгий Иванов.
Были и поэты, живо интересовавшиеся своими корнями. В их творчестве прослеживалось немало фольклорных мотивов, описаний деревенской жизни и природы. Со временем таких авторов стали называть новокрестьянскими поэтами, хотя сами они, в отличие от символистов и акмеистов, не объединялись в литературные группы и кружки. К этому направлению относились Николай Клюев, Сергей Клычков и Сергей Есенин.
Отдельно стоит упомянуть о русском авангарде, самыми яркими представителями которого стали футуристы. Среди них были Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых и Давид Бурлюк. Они выпустили манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором закрепили право поэтов на создание неологизмов и призвали коллег порвать с литературной традицией, «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».
Однако поступательное развитие русской литературы неожиданно закончилось из‑за Октябрьской революции, в результате которой к власти в стране пришли большевики. В писательском сообществе произошел раскол: часть авторов осталась в стране, а другая — эмигрировала.
Главным официальным писателем молодого советского государства был Горький. Он стал своеобразным куратором литературного процесса страны: ходатайствовал перед властями за опальных авторов, возглавлял издательства и литературные организации. Из последних самой заметной стал ДИСК — Дом искусств в Петрограде. Там творили Корней Чуковский, Евгений Замятин и «Серапионовы братья».
Форш Ольга Дмитриевна
Некоторые из оставшихся на родине писателей стали сотрудничать с новой властью, например Есенин, Блок и Маяковский. Другие, как Гумилев, сразу заявили о неприятии нового порядка. Участь многих из них была незавидна вне зависимости от политических взглядов и лояльности власти. Так, Блок погиб, не получив необходимой медицинской помощи. Гумилев и Клюев были расстреляны. Мандельштам погиб в пересыльном лагере. Есенин и Маяковский покончили с собой.
Авторы‑эмигранты столкнулись с иными проблемами. С одной стороны, их решение позволило сохранить им жизни. С другой, они обрекли себя на бедность и были вынуждены выживать в чуждой им языковой среде, берясь за любую работу — даже самую тяжелую и непрестижную.
Тем не менее эмигранты продолжили публиковаться и за границей благодаря издательствам, журналам и газетам, рассчитанным на русскоязычную аудиторию. Таким образом появилась литература русского зарубежья, которая развивалась параллельно советской и практически не совпадала с ней ни в идеологических, ни в эстетических принципах.
Среди авторов‑эмигрантов были и уже заработавшие солидную репутацию на родине, такие как Мережковский и Бунин, и те, кто уехал на заре литературной карьеры, как Георгий Иванов и Георгий Адамович. Были и те, кто покинул Россию в юном возрасте и как литератор сформировался уже в эмиграции. Самые яркие из таких авторов — Набоков и Гайто Газданов.
Несмотря на то что современники часто сравнивали творчество этих двух молодых людей, их судьбы сложились удивительно по-разному. Набоков со временем начал зарабатывать на жизнь литературным трудом, неоднократно номинировался на Нобелевскую премию и стал очень популярен у себя на родине. Газданов же до 45 лет трудился таксистом, затем совмещал занятие писательством с работой журналиста и до сих пор остается малоизвестным для российских читателей.
Среди эмигрантов были писатели, которые со временем решились вернуться на родину. Однако их судьбы также сложились неодинаково. Самые яркие примеры — Марина Цветаева и Алексей Толстой. После возвращения Цветаевой с семьей в Советский Союз ее дочь и мужа репрессировали, а сама она покончила с собой. Толстой же, несмотря на декларировавшуюся им антибольшевистскую позицию и дворянское происхождение, стал любимцем советской власти, за что получил от современников язвительное прозвище Красный граф.
Советским писателям 20–30 годов были не чужды эксперименты с формой и содержанием. Шолохов в романе «Тихий Дон» создал по‑настоящему живых героев, которые совершали дурные поступки и имели политические взгляды, шедшие вразрез с советской цензурой. Писатель часто использовал диалектизмы, свойственные жителям юга России. Михаил Булгаков аккуратно критиковал большевиков в романе «Белая гвардия» и повести «Собачье сердце», а также обращался к библейским сюжетам в «Мастере и Маргарите». Замятин вынес приговор тоталитарному обществу в романе «Мы», который в дальнейшем стал основой для многих популярных антиутопий в мировой литературе. Андрей Платонов в произведениях неоднократно обращался к темам вечной жизни и воскрешения мертвых. Писателю удалось создать уникальный авторский стиль: он активно использовал неправильные синтаксические конструкции, плеоназмы — избыточные обороты, в которых дублировался смысл, — и канцелярит.
Однако пора экспериментов с СССР довольно скоро закончилась. Народный комиссариат внутренних дел собирался обвинить Шолохова — одного из самых популярных писателей страны — в подготовке казачьего восстания. Избежать преследования будущему нобелиату помогло лишь личное вмешательство Иосифа Сталина. Сотрудники Объединенного государственного политического управления проводили обыски у Булгакова и обвиняли его в контрреволюционной деятельности, его книги не публиковали, а коллеги устраивали ему настоящую травлю. Подобной участи подвергся и Замятин. Прежде чем ему удалось уехать из СССР, он попал в опалу и был арестован. Платонов также оказался в немилости, его сын был заключен под стражу и умер в возрасте 20 лет.
В 1930 годах главную роль в советской литературе стал играть метод социалистического реализма: изображение простых людей и быта, принятие победы социализма как свершившегося факта и отсутствие острых разногласий между героями. Последнее позже вошло в историю литературы как тот самый комический «конфликт хорошего с отличным».
В годы Великой Отечественной войны появилась целая плеяда писателей‑фронтовиков. Самые яркие среди них — поэт Константин Симонов, автор поэмы «Василий Теркин» Александр Твардовский и создатель романа «В окопах Сталинграда» Виктор Некрасов. Некоторые писатели осмыслили фронтовой опыт значительно позже. Так, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева были созданы почти полвека спустя после окончания войны. Повлияли события 40 годов и на авторов послевоенного поколения. Например, в творчестве Владимира Высоцкого было немало стихов и песен на военную тему.
Во время оттепели благодаря ослаблению цензуры читатели получили доступ к окопной правде — неприукрашенным воспоминаниям фронтовиков. Были опубликованы произведения Юрия Бондарева, Василя Быкова и Константина Воробьева, собирательно названные лейтенантской прозой. Появились авторы‑«шестидесятники» — так называли молодых писателей, которые воспевали гуманистические ценности, верили в научный прогресс и идеалы социализма. Активно развивалась поэзия: среди выдающихся авторов того времени можно назвать Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину. Популярным стало творчество бардов, например Высоцкого, Юрия Визбора и Булата Окуджавы. Развивалась научная фантастика: именно в это время появились в литературе братья Стругацкие. Начали публиковаться авторы, прошедшие через сталинские лагеря: в печати возникли стихи Варлама Шаламова и произведения Солженицына.
Однако свобода оттепели имела пределы. Была объявлена кампания по травле Пастернака, получившего Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Реальные сроки получили писатели‑диссиденты Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Власти вынудили эмигрировать многих авторов, среди которых были лауреат Сталинской премии Некрасов, а также будущие нобелиаты Солженицын и Бродский.
С началом перестройки цензура была фактически отменена. Это позволило публиковаться писателям, которые раньше и думать об этом не могли. Вышли роман «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина о депортации чеченского народа в 1944 году, эпопея «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова о политических репрессиях и книга «Белые одежды» Владимира Дудинцева о травле советских генетиков. Преобразилась и поэтическая жизнь СССР: все большее участие в ней стали играть запрещенные ранее рок‑музыканты.
После распада Советского Союза в стране начала активно развиваться жанровая литература: фэнтези, Sci‑Fi, детективы и хорроры. Большой популярностью стали пользоваться писатели‑постмодернисты. Причем не только в России, но и во всем мире. Произведения таких авторов, как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, были переведены на десятки языков.
В этой подборке мы представляем вам важнейшие работы русских писателей — от Серебряного века до наших дней.
Каваками Хироми
Сальников Алексей Борисович
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Кащеев Глеб Леонидович
Мерфи Моника
Полярный Александр
Оно Косукэ
Успенский Эдуард Николаевич
Драйзер Теодор
Шварц Евгений Львович
Баштовая Анна Сергеевна
Гейман Нил
Анонимус
Фатеев Евгений Юрьевич
Итагаки Пару
Абэ Тисато
Куин Джулия
Бобылева Дарья Леонидовна
Пелевина Оксана
Ли Сьюзан
Анищенко Людмила Владимировна
Хадарцева Юлия Ахсарбековна
Бьорк Самюэль
Дзюба Ольга Юрьевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.