Современному читателю может показаться, что детская литература существовала всегда. Сказки, легенды, мифы и прочие жанры фольклора на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение — как правило, в устной форме — и знакомили ребят с различными сторонами жизни. Однако эти произведения не были предназначены исключительно для детей — в них содержалась информация о ценностях, воззрениях и традициях разных народов, которая адресовалась в первую очередь взрослым слушателям. Об этом свидетельствуют многие детали, которые детям могли бы показаться жуткими.
Например, в немецких народных сказках, которые собирали братья Якоб и Вильгельм Гримм, было немало сцен насилия. Так, в сказке «Золушка» злые сестры главной героини отрубили себе пятки и пальцы на ногах, чтобы влезть в хрустальную туфельку, а в конце истории птицы в назидание выклевали им глаза. Да, такое явно не снилось студии «Disney».
Не стали исключением и русские народные сказки, герои которых также нередко сталкивались с жестокостью и смертью. Так, в оригинале известной истории о Теремке сам теремок — вовсе не дом, а огромный лошадиный череп, в который по очереди заселялись герои сказки. И закончилась она отнюдь не хэппи‑эндом — Медведь насмерть раздавил всех своих соседей. Разумеется, со временем сказка была адаптирована специально для детей — в новых версиях теремком становилась рукавичка, дупло дуба или небольшой домик, а звери успевали выбежать из своего жилища до того, как его разрушал Медведь.
Тема смерти и жестокости красной нитью проходит через многие сказки. По мнению ряда фольклористов, Тридесятое царство — это загробный мир, Избушка на курьих ножках — вход в него, а Баба‑яга — живой мертвец, охраняющий этот вход. Последняя известна своей жестокостью — во многих сказках она зажаривала детей на лопате. Известный советский фольклорист Владимир Пропп считал, что таким образом наши предки изображали обряд инициации подростков, после которого они могли считаться взрослыми людьми. В этом и заключалась первоначальная роль сказок: они были не волшебными историями для развлечения детей, а произведениями, которые предназначались для передачи опыта предыдущих поколений.
Те же тенденции прослеживались во всем мире и после появления книг. Дети — в тех редких случаях, когда они были обучены грамоте — читали произведения, которые были предназначены для взрослых. Как правило, это были церковные тексты. Первая в мире детская книга — в ее сегодняшнем понимании: как произведение для ребят младше 16 лет — появилась лишь в середине XVIII века в Англии. Она называлась «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» и отвечала всем требованиям, которые предъявляет современная детская литература — в ней было множество иллюстраций, а тексты были адаптированы специально под восприятие ребенка — они были простыми, короткими и зарифмованными.
Русская детская литература развивалась согласно общемировым трендам. Воспитанники первых школ, которые появились после Крещения Руси, изучали церковные тексты и учились их переписывать. С конца XVI века стали появляться специальные учебники для детей — «Азбука» Ивана Федорова и «Букварь» Василия Бурцова. Однако они также были основаны на церковных текстах — отрывках из Библии, молитвах и притчах царя Соломона.
Более разнообразными учебники стали лишь в начале XVII века, когда в буквари включили стихи монаха Савватия — именно с них началась русская детская поэзия. В своих произведениях автор наставлял юных читателей — советовал им прилежно учиться, не лениться и слушаться старших. С этого момента русская литература для детей и подростков стала не просто учебной, а назидательной.
Ряд стихотворений для детей и подростков написал иеромонах Карион Истомин — он считал, что юным читателям проще усваивать мораль из стихотворных текстов. Поэт‑богослов Симеон Полоцкий, воспитывавший детей царя Алексея Михайловича, сочинил для них множество стихотворений, в том числе вошедших в поэтический сборник «Вертоград многоцветный». Параллельно шло развитие прозы для детей. Началось оно с адаптации русских воинских повестей и заграничных рыцарских рассказов.
Первая нехудожественная книга для молодых читателей появилась в начале XVIII века. Она называлась «Юности честное зерцало» и была своеобразным учебником этикета для детей из дворянских семей. Первая часть книги рассказывала читателям о гражданской азбуке, которой император Петр I заменил церковнославянскую. Вторая часть включала в себя основные правила хорошего тона. «Зерцало» объясняло юношам и девушкам, как допустимо разговаривать со старшими, как следует одеваться, как нужно вести себя за столом, в гостях и на танцах. Были и нравоучительные советы — о вреде гордости, праздности и необходимости постоянно учиться.
На смену букварям пришел «Письмовник» профессора Николая Курганова, в который он, помимо привычных текстов по русской грамматике, включил справочник по древнегреческой и древнеримской мифологии, а также русские народные пословицы, сказки, анекдоты и стихи отечественных поэтов. Благодаря этим дополнениям «Письмовник» стал чрезвычайно популярен среди образованных людей того времени. Известно, что эту книгу высоко ценили Александр Пушкин, который упомянул ее в неоконченной повести «История села Горюхина», а также Николай Гоголь и Александр Герцен.
Первыми художественными произведениями, созданными специально для детей, стали сказки, которые написала императрица Екатерина II для своего внука — будущего императора Александра I. Эти произведения вызвали реакцию сообщества профессиональных писателей, которые обратили пристальное внимание на детскую литературу.
Издатель Николай Новиков основал «Детское чтение для сердца и разума» — первый российский журнал для детей. Одним из его редакторов был Николай Карамзин — историк, основоположник отечественного сентиментализма и реформатор русского языка. В журнале он напечатал ряд собственных произведений для юных читателей, а также переводы стихов и повестей иностранных авторов. Издание Новикова пользовалось большой популярностью. Среди поклонников журнала был писатель Сергей Аксаков, который упомянул его в романе «Детские годы Багрова‑внука».
Помимо книг, написанных специально для детей, большим успехом у юных читателей пользовалось так называемое «детское чтение» — произведения, которые изначально предназначались для взрослой аудитории, но со временем стали популярны и среди детей. К ним можно отнести басни Ивана Крылова, басни Эзопа, а также романы «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта.
Несмотря на обилие произведений для юных читателей, окончательно «канон» детской литературы в России оформился лишь в первой половине XIX века — после появления сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского в 1829 году. Он создал ее для своего племянника Алексея Толстого, который и сам впоследствии стал известным писателем. Погорельский поместил главного героя сказки между двумя мирами — подчеркнуто реальным и вычурно магическим, а мораль произведения ненавязчиво преподнес через увлекательную историю.
Спустя пять лет писатель Владимир Одоевский создал повесть «Городок в табакерке», в которой иносказательно описал несправедливое устройство современного ему общества — тоже ненавязчиво, через занимательный рассказ об устройстве механизма музыкальной шкатулки. Как и Погорельский, Одоевский поместил главного героя на границе сна и яви, что было новаторством по меркам тех времен. Можно сказать, что русская детская литература началась именно с этого момента.
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.