Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Рембрандт и Сальери в романе «Завидное чувство Веры Стениной»

Рембрандт и Сальери в романе «Завидное чувство Веры Стениной»

25.05.2022

Новинка в авторской серии Анны Матвеевой: в «Редакции Елены Шубиной» выходит «Завидное чувство Веры Стениной» — один из самых удачных в новейшей русской прозе опытов соединения женской психологической прозы и романа об искусстве.

Книга Анны Матвеевой — о зависти. Классическая история Моцарта и Сальери, уточненная в обстоятельствах места и времени. Место — Россия, Екатеринбург с нечастыми, но весьма питательными для зависти вкраплениями Парижа. Время — от детских 1970‑х заглавной героини через перестроечные подростковые и юные неприкаянные 1990‑е к сегодняшней сложной взрослости, самой Веры и ее так неожиданно подросшей дочери. Гендерную поправку к моцартовскому сюжету тоже стоит сделать: зависть у Матвеевой многолика и разнообразна, сам Сальери подивился бы обилию ее оттенков, но прежде всего это, конечно, зависть женская. Во вселенной Веры Стениной завидуют подругам, легко заводящим романы и с такой же легкостью из них выпутывающимся, ревниво следят за успехами чужих детей и то и дело примеривают на себя, как кофточки, чужие судьбы.

Все это, впрочем, не повод записывать Веру Стенину в отрицательные героини. С завидной писательской отвагой Анна Матвеева начинает с нетривиального хода — представляет свою Веру обладательницей одного из самых отвратительных пороков, чтобы тут же приступить к ее реабилитации. У писателя менее изобретательного история, скорее всего, превратилась бы в тщательно выписанную родословную Вериной зависти, но Анна Матвеева предпочитает работать на парадоксе. Зависть, данная Вере как своего рода талант, не просто становится ее судьбой — в схватке с собственной завистью растет и сама романная героиня. Именно зависть определяет ее особую чуткость к людям и картинам, зависть оказывается залогом ее душевной сложности, зависть, в конце концов, приваживает к Вере ее счастье.

В книге Анны Матвеевой у всего обнаруживается двойник, оборотная сторона. У заурядной Веры — красавица Юлька, у толстушки Лары — без пяти минут этуаль Евгения, у Вериной зависти — Верин же талант вживаться в мир каждого живописного полотна, обонять, осязать, слышать продолжающуюся на холсте жизнь. Прописать роман Анны Матвеевой по ведомству женской прозы — только полдела, самое любопытное открытие, которое предстоит сделать читателю, — в том, как ненатужно книга о женском‑девичьем сплетается с философской прозой об искусстве. Ничего удивительного, что среди страниц, к которым наверняка захочется вернуться не раз и не два, окажутся именно те, где Вера выпытывает тайны у живописного зазеркалья.

Книга Анны Матвеевой только притворяется простой, как умеют притворяться — Вере ли не знать — великие полотна. Мудрые эпиграфы перемигиваются за спиной у персонажей, реальность двоится и троится — на картинах старых мастеров и в перипетиях Вериной истории, арт‑детектив отражается в любовном романе — все пригнано так прочно, что попробуй догадайся, как Анна Матвеева изобретает эти свои кружева. На зависть судьбе, всегда готовой, как известно, стянуть что‑нибудь действительно стоящее у литературы.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации