Для многих мам и бабушек ребенок-малоежка — настоящая проблема. Их родительские инстинкты заставляют кормить ребенка чуть ли не силой. В большинстве случаев родительские опасения совершенно не оправданны. Иногда чрезмерное и неправильное кормление приводит к нарушению обмена веществ и высокому риску приобретения ребенком лишнего веса. Но бывает, что ребенок-малоежка не мнимая психологическая проблема родителей, а вполне реальный симптом существования отклонений от норм питания. В таком случае надо принимать грамотные меры по восстановлению здорового питания ребенка.
Для определения проблем с питанием, прежде всего, надо набраться знаний и провести анализ сложившейся ситуации. Для этого понадобятся советы Александры Ситновой — нутрициолога и сертифицированного специалиста по питанию детей, придерживающийся современных принципов доказательной медицины.
Купить книгу «PRO питание детей. Без слез и уговоров» на сайтеBook24.ru
Скидка 12% при покупке на book24. Используйте промокод БЕЗСЛЕЗ.
Новая книга Александры описывает все этапы правильного прикорма детей, начиная от рождения и до 5 лет. Все этапы прикорма разделены на отдельные главы, что очень удобно. В том числе есть главы, посвященные малоежкам.
Мы публикуем выдержки из книги «PRO питание детей. Без слез и уговоров» Александры Ситновой о том, кто такие малоежки, как определить малоежку и откуда они берутся. В следующих материалах вы узнаете какие риски ведет за собой недоедание, как этого не допустить и как устранять подобные проблемы на разных этапах.
Если малоежка в семье уже появился, то самое важное, что нужно сделать родителям — создать позитивный образ еды и сформировать режим. Может показаться, что это исключающие друг друга занятия, но нет. Часто дети, которые едят плохо, ежедневно сталкиваются с пищевым насилием в той или иной степени. Каждый прием пищи — это стресс для ребенка и всей семьи, а значит, идти за стол хочется все меньше.
Отказ от пищевого насилия — это первое, что нужно сделать родителям ребенка-малоежки
Пищевое насилие часто прячется за следующими ситуациями:
Использование фраз-мотиваторов или подарков за еду: «доешь — пойдем гулять», «доешь — посмотришь мультик», «доешь — дам игрушку». Ребенок ест, чтобы получить награду, не обращая внимание на голод или сытость. Исследования показывают, что такая мотивация может помочь накормить ребенка прямо сейчас, но дети, которые едят с мотивацией, реже оценивают съеденное как вкусное и чаще отказываются от продукта, как только мотивации нет.
Конечно, в ситуации «накормить прямо сейчас» это метод может помочь успешно справиться с задачей. Но когда он становится рутиной, ребенок перестает есть без мотивации, родителям приходится повышать размер стимула. Подумайте, готовы ли вы вплоть до 8–11 лет мотивировать ребенка поесть?
Использование крика, фраз-угроз: «вылью за шиворот», «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Многие взрослые помнят эти фразы из своего детства и редко едят ту еду, над которой сидели часами, оплакивая свои страдания или боясь, что суп действительно окажется за шиворотом. Длительное сидение за столом не помогает ребенку есть. Дети до 6–7 лет не способны длительно удерживать внимание на одном занятии, потому комфортным для них является прием пищи длительностью 10–15 минут. После этого ребенок начинает скучать, искать себе развлечение за столом и любым иным способом саботировать прием пищи.
Самое лучшее, что вы можете сделать для ребенка —накладывать меньшие порции и предлагать ему закончить прием пищи при первых признаках скуки (даже если он съел всего 3 ложки еды). Дети, чьи приемы пищи связаны с негативными эмоциями, во взрослом возрасте более подвержены расстройствам пищевого поведения, а также могут стать жертвами другого, непищевого, насилия. Стоит ли съеденная тарелка супа будущей безопасности вашего ребенка? Пожалуй, нет.
Использование отвлечения: мультики, игрушка, фоновый телевизор, фен, чайник с подсветкой. Все случаи, когда ребенок не обращает внимание на то, что ест — это форма насильного кормления. В этом случае ребенок не осознает, что он ест, не концентрируется на пище, не чувствует ее вкус, не контролирует голод и насыщение.
Кормление до рвоты и несмотря на тошноту/рвоту.
Когда ребенок плохо ест, то период уговоров часто сменяется ссорами, наказаниями, угрозами. Ребенок не может есть: у него нет аппетита, нет интереса к еде. Но и не есть он не может: его ругают, наказывают, лишают чего-то ценного. Ребенок делает над собой усилие, старается, но его организм не готов к порции пищи, к быстрому закидыванию порций еды, не может одновременно есть и плакать.
Возникает первый позыв к рвоте, который пугает взрослого.
Что видит малыш? Только что меня заставляли есть, ругали, мучали, а теперь — жалеют, умывают, несут на руках. И вообще ситуация из плохой превратилась в хорошую: есть уже не нужно, а в особых случаях — мама сама принесет печенье или сок прямо в кровать.
Достаточно двух–трех повторений, чтобы у ребенка закрепилась связь: «ем — рвота — могу выйти из-за стола и получить что-то желаемое». И вот уже рвота сопровождает большинство приемов пищи, ребенок провоцирует рвотный позыв у себя, чтобы избежать еды.
Да, это неприятно и невесело. Но бонус «после» для ребенка важнее: добрые и заботливые родители.
Если ребенка вырвало во время еды хотя бы однажды — это повод обратить внимание на тактику кормлений и изменить ее. Рвота — это не сигнал, что ребенок наелся, это знак, что тактика кормления неверная.
Рвота после еды не только не дает ребенку насыщения (ведь всё съеденное вышло из организма, не успев перевариться), рвота пугает, приводит к обезвоживанию организма, и часто становится причиной серьезных расстройств пищевого поведения в будущем: булимии, анорексии, психогенной рвоты.
Кормление с удержанием, запрокидыванием головы, заламыванием рук. Вы все еще можете услышать такую рекомендацию, пожаловавшись на детской площадке на то, что малыш плохо ест. Это самый травматичный способ кормления ребенка. Кормление с физическим насилием — один из факторов развития расстройств пищевого поведения в подростковом и более старшем возрасте.
Манипулирование чувствами: «мама старалась, а ты не ешь», «если не ешь — меня не любишь», «ты меня расстраиваешь, когда не ешь». Родителям жалко потраченных денег, времени, усилий на приготовление еды. Мы до сих пор легко ставим знак равенства между «любовь = забота = еда». Отказ от еды (неважно, кто отказался — ребенок, супруг, мама или гости) вызывает почти физический дискомфорт. По этой же причине нам самим так трудно отказаться от предложенной пищи.
В таких условиях малыш чувствует себя виноватым, получает ношу не по силам: ведь мамино счастье зависит от него, маленького. Ребенок за столом превращается в родителя, который должен позаботиться о своей большой маме.
Использование мотивирующей еды: обещание сладкого, чередование «ложка любимой еды — ложка нелюбимой еды», запрет на десерт или другую еду, пока не съедено основное блюдо. Обещание десерта после основного блюда приводит к систематическому перееданию у детей, увеличивает потребление сахара, насыщенных жиров и к общему росту потребляемой энергии, которую дети не успевают тратить.
Систематическое переедание у детей приводит к лишнему весу, ожирению, повышенному риску сердечно-сосудистых заболеваний в возрасте 8–11 лет и старше.
Отказ ребенку в предпочтениях: все едят, и ты ешь. В том числе «пока не съешь утреннюю кашу, ничего другого не получишь». Иногда родители слишком буквально воспринимают фразу «проголодается — поест» и целый день или два предлагают ребенку одну и ту же нелюбимую еду. Ребенок голоден, но заставить себя съесть нелюбимое не может. Чем дольше он голодает, тем сильнее его стресс.
Дети имеют право не любить те или иные продукты, у них могут быть предпочтения в пище, любимые и нелюбимые блюда. Родители не должны готовить только любимое, но и предлагать только нелюбимую пищу — не правильно.
Длительное голодание, когда ребенка лишают возможности поесть. Родители разозлились, им надоело выбрасывать еду, и ребенок лишается возможности прийти и поесть, пока не начнет просить еду. Дети очень сильно чувствуют спад уровня глюкозы в крови, организм испытывает стресс, а в стрессе есть кашу или суп не очень хочется, хочется получить глюкозу сразу (вы наверняка замечали по себе, что в период сильного голода вам хочется быстрых углеводов).
Конечно же, дети начинают просить сначала сладкое, как источник быстрой энергии, потом менее любимое. Часто для родителей это сигнал «ну вот, кроме сладостей он ничего и не будет есть» — и малышу вновь предлагают «суп или ничего». Хотя это сигнал, что ребенок чувствует голод, а значит, готов учиться есть.
Если мы хотим, чтобы ребенок ел... он должен быть неслишком голоден.
Поэтому даже у самых отъявленных малоежек в течение дня должен быть хотя бы один прием пищи теми здоровыми продуктами, которые ребенок готов есть.
Отказ от пищевого насилия — самый первый шаг на пути к здоровым отношениям с едой. Пройти этот шаг помогает выстроенный режим ребенка.
Именно с режима я всегда начинаю работу с семьями. В большинстве случаев режимом мы и ограничиваемся, потому что ребенок, как по волшебству, начинает есть.
Режим — это две составляющие: сон и режим приемов пищи.
Ребенку важно достаточно спать, ложиться спать не слишком поздно. Выспавшийся малыш просыпается в хорошем настроении, а значит, готов есть. Детям нужен стабильный режим сна. Если в один день малыша будят в 7 утра, а на следующий дают поспать до 10, ребенок не понимает правил, его организм «теряется» в разных условиях.
Вам важно зафиксировать время пробуждения утром: и в будни, и в выходные, и в отпуске. Далее режим питания. Дошкольникам комфортен режим питания каждые 2–2,5 часа днем. Примерно к 5–6 годам ребенок может есть с интервалом 3 часа. Этот режим включает в себя и основные приемы пищи, и перекусы.
Вы знаете, чем отличается основной прием пищи от перекуса? Размером порции. Перекус — это не сладости, соки, булочки. В перекус ребенку важно поесть и злаки, и немного белка, и овощи или фрукты, и молочный продукт. Конечно, вы вряд ли станете варить кашу для второго завтрака или суп для полдника, но дополнить привычное яблоко несладкими хлопьями, хлебцем и йогуртом или сыром — уже большой шаг к сытости.
Вернемся к режиму, каждые 2–2,5 часа вашему малышу требуется какая-то еда. Самый первый прием пищи предложите через 30–40 минут после пробуждения. Завтрак — это важный прием пищи, как у взрослых, так и у детей.
Дети, которые регулярно завтракают, показывают лучшее здоровье, чем те, которые отказываются от завтрака. Регулярный завтрак — это одна из мер профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, развития железодефицитной анемии.
В течение дня ваш ребенок может поесть от 5 до 6 раз, в зависимости от его режима сна. У него будет 3 основных приема пищи и 2–3 перекуса. Не пугайтесь, 3 перекуса не перебьют аппетит, а дадут сытость, которая сохранит вашему малышу и вам хорошее настроение.
Иногда детям важно подкрепиться перед сном — нет ничего страшного в том, чтобы дать ребенку стакан молока, кисломолочный напиток перед тем, как отправиться чистить зубы перед сном. Главное, чтобы свой вечерний перекус он выпил за столом из чашки.
Многих родителей пугает мысль о том, что ребенок будет весь день проводить за столом: ведь сейчас на то, чтобы съесть тарелку каши, вы тратите по меньшей мере минут 40. Ваш ребенок как будто специально пытается вас разозлить этой медленной едой.
На самом деле он просто не умеет иначе. Дети 2–3 лет могут концентрироваться на одном виде деятельности примерно 7–10 минут, а дети 4–5 лет — до 15–20 минут. Потом им нужна смена вида деятельности, а интерес к текущей пропадает.
Любые занятия с самыми маленькими детьми строятся 10-минутками, чтобы завершить на пике интереса. Прием пищи — это тоже вид деятельности, и это тоже 7–10 минут у двухлеток и 15–20 минут у 5-летних.
Потом нужно срочно поиграть... или пойти посмотреть в окно... или поговорить с котом. Переключиться любым способом. В этот момент ребенку важно выйти из-за стола, иначе он начнет играть за столом с едой. Некоторым детям помогает смена блюд, другим — пересесть на руки к маме или сесть на взрослый стул, но в любом случае нужны перемены.
Но ведь ребенок почти ничего не съел! Что делать?
Выбросить остатки еды, потому что вы наложили слишком много — больше, чем ребенок может съесть за свои 10 минут. Или предложить вернуться за стол после короткого перерыва. Если ребенок ест медленно, вдумчиво, для него может быть комфортным возвращение за стол через 7–10 минут, когда ему в очередной раз нужна будет смена деятельности. После возвращения он может поесть еще немного или удивить вас отличным аппетитом, доев всю порцию.
Кстати, порции в 2–3 кулачка — это как раз тот объем еды, который способен съесть ребенок за то время, пока он сосредоточен. Следующим шагом после режима станут общие с семьей приемы пищи. Да, наверняка вы варите макароны, завариваете кашу, вырезаете сердечки из банана трижды в день ребенку, а себе готовите нормальную еду — ведь иначе он ничего не поест. Но отдельная еда только усиливает проблему, закрепляя избирательность, мешая пробовать и отделяя ребенка от семьи.
Совместный прием пищи — это обучение. Ребенок узнаёт о существовании еды, правилах поведения за столом и учится есть сам. Семейные трапезы улучшают отношения между родителями и детьми: это не только прием пищи, но и общение, которого так не хватает с нашим ритмом жизни. Конечно, если только это не прием пищи со слезами и скандалами. Семейные ужины улучшают эмоциональное здоровье детой: способность понимать эмоции, выражать эмпатию, формировать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми. Приемы пищи вместе с семьей улучшают физическое здоровье детей.
Исследование почти 200 тысяч детей в возрасте от 2,5 до 18 лет из США, Канады, Японии, Финляндии, Австралии и НЗ показало, что при 3 и более совместных днях питания в неделю:
- на 12% ниже вероятность ожирения;
- на 20% меньше употребление нездоровых продуктов;
- на 24% больше употребляют здоровые продукты;
- на 35% меньше проблем с питанием у детей, которые имеют 5 семейных приемов пищи в неделю в сравнении с детьми с одним семейным застольем в неделю.
Детям нравится быть за столом вместе с родителями, им важно чувствовать себя частью семьи. А особую важность это принимает, если ребенок в семье один. Отдельный стол, отдельный режим, отдельная еда приводят к изоляции ребенка от семьи, лишают его возможности наблюдать и учиться.
Дети всегда с большим интересом относятся к пище, которую едят родители. Тысячи лет эволюции формировали у детей установку: я ем то, что ест моё окружение. Если другие не едят эту пищу — она может быть ядовитой. С точки зрения пищевого поведения, даже проба из родительской тарелки не самой здоровой пищи лучше, чем приготовленное отдельно для ребенка питание.
Еда, помимо выживания, несет в себе социальную функцию. Многие семьи имеют возможность совместного времяпрепровождения только во время совместных приемов пищи. Детям важно чувствовать себя частью семьи, быть причастными к семье. Отсаживая ребенка за отдельный стол, устраивая кормления в непривычное для остальной семьи время (особенно если ребенок в семье один), мы изолируем его от семьи, лишаем возможности наблюдать и копировать.
Еда, помимо выживания, несет в себе социальную функцию. Многие семьи имеют возможность совместного времяпрепровождения только во время совместных приемов пищи. Детям важно чувствовать себя частью семьи, быть причастными к семье. Отсаживая ребенка за отдельный стол, устраивая кормления в непривычное для остальной семьи время (особенно если ребенок в семье один), мы изолируем его от семьи, лишаем возможности наблюдать и копировать.
Если вы хотите вызвать интерес к какому-то продукту, ешьте его сами, регулярно, с удовольствием. Предлагайте его ребенку в виде хорошо различимого кусочка: если это рыба, то не в виде запеканки «10 ингредиентов в одном», а в виде отдельного и понятного кусочка рыбы.
Для детей 2–4 лет важны блюда с хорошо различимыми компонентами, из которых они смогут выбрать «это я ем» и «это я не хочу». Различимые компоненты — стимул выбрать «то, что я люблю».
Как бы нам не хотелось изменить всё по щелчку пальцев, коррекция рациона может занимать длительное время — от нескольких недель до нескольких месяцев.
«Подстройка» рациона — как настройка музыкального инструмента, тонкая и почти ювелирная работа. Попытки «донастроить» с помощью молотка или закрутить струны посильнее ломают инструмент. Детям-малоежкам необходимо до трех недель, чтобы допустить продукт на свою тарелку, и еще столько же или больше, чтобы согласиться его попробовать.
Если ребенок один раз отказался, не бросайте попыток, важно плавно и уверенно двигаться выбранным путем. Ваш ребенок совершенно точно будет противиться переменам, это нормально.
Дети от природы консервативны — так проще выжить. Следуй за мамой, соблюдай правила, и всё будет хорошо. Ребенку очень легко привыкнуть к ритуалам и режиму, если это повторяется изо дня в день.
Когда ребенка с периода прикорма уговаривают, обманывают, развлекают, заставляют за столом — он привыкает и уверен, что так и должно быть. Если мама рисует вареньем мордочки на каше и фигурно вырезает овощи, ребенок привыкает и считает это нормой.
Всё хорошо, пока вдруг мама не решает «Хватит! Не буду вырезать, выключу мультик и не буду уговаривать».
Маму легко понять: она устала от ритуалов. Однако малыш не может этого понять: для него мир перевернулся, изменилась привычная среда и пропали ритуалы. Его не готовили к переменам, просто «выгнали из пещеры в лес».
Хочется плакать? Нет! Хочется рыдать, кричать, забиться под диван и не вылезать, пока не вернется привычный мир. Своим поведением малыш сообщает: «Тревога, беда, срочно спасите меня!» В таком состоянии он не может воспринимать речь, внушения и объяснения, ему нужно, чтобы «стало как было».
Если привычное вернуть (нарисовать рожицу, порезать привычно, наложить в любимую тарелку), ребенок поймёт — всё хорошо.
Внешне выглядит как «требование и манипуляция», и мы начинаем воспитывать: не поддаваться, игнорировать, настаивать на своем. Ребенок погружается в хронический стресс, адреналин и кортизол блокируют зачатки аппетита.
Выглядит как голодовка. На этом фоне дети могут терять вес, хуже спать, болеть. Чем старше наш малоежка, тем сильнее он протестует. Самые маленькие радостно вырываются из-за стола и наслаждаются тем, что их не уговаривают, не заставляют и вообще выпустили на волю. Детки постарше начинают подозревать: а вдруг то, что делает мама — это очередная попытка меня накормить? Вдруг это какой-то особый обман?
И ребенок протестует. Он протестует по поводу изменения привычных ритуалов — всю жизнь ел с мультиками, а тут их выключили. Изменилась привычная среда — паника, верните как было. Он протестует по поводу ввода новых ритуалов: вдруг откуда-то появились овощи на столе, вдруг перестали уговаривать, вдруг разрешили конфету перед супом. Что происходит? Я не понимаю! Если рацион ребенка был сладким, то протестует еще и организм: он вдруг перестал получать быструю подпитку, настроение портится, а поесть другую еду не позволяют внешние изменения.
Именно поэтому детям на пути к изменению рациона и ритуалов кормления нужны длительные периоды привыкания. Мы не можем обрушить всё новое, что придумали, нам нужно давать время на адаптацию к каждому изменению. Кому-то достаточно 2–3 дней, другим нужна неделя или месяц на принятие новых правил игры, на то, чтобы перестать подозревать и бояться. Чем меньше изменений в один момент времени происходит, тем комфортнее ребенку их принять и тем меньше сопротивление.
Потому важно начать с режима, потом добавить ритуалы семейных застолий без развлечений и после этого — менять рацион малыша.
К публикации готовится продолжение темы решения проблем детей‑малоежек, где по материалам книги «PRO питание детей. Без слез и уговоров» Александры Ситновой будут рассмотрены риски недоедания, как этого не допустить и что делать для исправления сложившейся ситуации.
Покупайте книгу «PRO питание детей» со скидкой 12% в магазине book24 по промокоду БЕЗСЛЕЗ. Приобретайте другие издания серии «Доктор блогер» по промокоду БЛОГЕР.
Архарова Юлия Андреевна
Ускова Ольга Анатолиевна
Соя Антон Владимирович
Итагаки Пару
Корецкий Данил Аркадьевич
Матюшкина Катя
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Рейли Кора
Трясорукова Татьяна Петровна
Рушди Салман
Кравченко Алёна
Гуревич Анна Марковна
Герберт Фрэнк
Хегай Надежда Александровна
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Тараканова Марина Владимировна
Гейман Нил
Томпсон Алисия
Ким Мин Ко
Голлов А. Дж.
Форд Анали
Тимощенко Елена Геннадьевна
Уркхарт Элейна
Оно Косукэ
Мори Это
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.