Экзамен — серьезное испытание, которое затрагивает глубинные пласты личности. К сожалению, многие ученики воспринимают возможное поражение на экзамене, как показатель собственной жизненной несостоятельности, собственной неуспешности, неполноценности. При таком восприятии экзамен — это не просто проверка знаний и компетенций, но и барьер, который может лишить подростка уважения в глазах окружающих, самоуважения.

Неудача на экзамене для очень многих выпускников равносильна личностному поражению, так как затрагивает глубинное «Я» подростка. Его самооценку.

И здесь его подсознание с удовольствием приходит на помощь. Откуда не возьмись, появляются соматические заболевания. Вегетососудистая дистония расцветает пышным цветом. И у школьника появляется шанс «сохранить лицо». Да разве он бы сдал ЕГЭ на такие низкие баллы, если бы не его болезнь? Да он мог бы стать отличником, поступить в МГУ на экономический, а то и в Гарвард. Разве он виноват? Нет, это все ужасная болезнь...

Самое интересное, как только экзамены позади, подросток быстрыми темпами идет на поправку. 

Основная психологическая причина неудачной сдачи ЕГЭ — повышенная тревожность, пораженческое настроение. Бывают ситуации, когда взяв билет,  школьники с высоким уровнем тревожности даже не в состоянии прочитать, что написано в билете. Вернее, они не понимают смысла прочитанного.

Для успешной сдачи ЕГЭ школьникам необходимо научится расслабляться.

В случае страха наши мышцы напрягаются и посылают к мозг сигнал: опасность. Получая сигналы извне, мы реагируем соответственным образом. Значит, при стрессе мышцы следует расслабить, а дыхание сделать ровным и глубоким (насколько это возможно). Можно использовать самые простые дыхательные техники. Например, выдох должен быть в 2 раза длиннее вдоха. 

На «вдох» можно считать про себя: 1-2-3-4. Тогда «выдох» должен быть на счет: 1-2-3-4-5-6-7-8. В этом случае в мозг будут поступать совсем другие сигналы – «все хорошо, опасности нет». Мозг перестанет оценивать действительность как стрессовую, и у подростка появятся ресурсы оценить ситуацию по-другому, как менее тревожную.

Накануне экзамена можно нарисовать «Образ уверенности», который будет служить неким «психологическим костылем».
Подростку надо вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя уверенно. Закрыть глаза, и представить образ, вкус, тактильные ощущения, цвет. И подумать, какой символ мог бы отражать состояние уверенности. И нарисовать его. 
А перед экзаменом пусть школьник посмотрит на свой рисунок, вспомнит все ощущения. Соответствующий сигнал пойдет в мозг, и подросток будет  чувствовать себя увереннее.

Одна из главных задач родителей перед экзаменом — помочь осознать тинейджеру, что он — это не только экзамен. Действительно, испытание важное и серьезное. Но, бывает, что не все получается с первого раза. Более того, он не станет хуже оттого, что баллы по ЕГЭ по какой-то причине не будут соответствовать ожиданиям. 
Пусть приведут примеры, когда триумф начинался с поражения: Кутузову пришлось оставить Москву, чтобы одержать победу в войне. Черчиллю пришлось уйти с должности первого лорда Адмиралтейства и уехать простым майором на Западный фронт. Для того, чтобы потом с триумфом вернуться в правительство. Блистательная карьера пианиста Иво Погорелича началась с проигрыша на Международном конкурсе пианистов в Варшаве. 

Родители должны внушить подростку: мы тебя любим, мы тебя поддерживаем, мы вместе. И, если что-то пойдет не так, будем не обвинять тебя в неудачах, а вместе искать выход. Это понизит уровень тревожности выпускника, поможет сконцентрироваться на выполнении экзаменационных заданий.
Если бы у современных подростков, выпускников школ, было больше уверенности в себе, выше самооценка, то процент успешной сдачи ЕГЭ вырос бы на порядок. 
Поэтому, всегда призываю подростков - не оценивайте себя по шкале: хорошо сдал ЕГЭ  — плохо сдал ЕГЭ. Еще неизвестно, какой  будет ваша ситуация в дальнейшем — может, сегодняшний шаг назад есть ступень к вершине.

К сожалению, многие родители думают, что что психологическая подготовка к ЕГЭ — это лишнее. Однако, вспомните, сколько раз вы слышали в репортажах с различных соревнований или конкурсов: «...увы, он не справился с волнением».

Будет обидно, позанимавшись с репетиторами в течение года, и потратив большие деньги, набрать низкие баллы по ЕГЭ из-за сдавших нервов.

Пономаренко Анастасия, психолог, автор книги «Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов».