Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Полунощница» Нади Алексеевой: репортаж с презентации романа

«Полунощница» Нади Алексеевой: репортаж с презентации романа

15.12.2023

6 декабря 2023 года прошла презентация романа Нади Алексеевой «Полунощница» в баре Shortlist Books and Spirits. Читайте репортаж с презентации.

Писательница рассказала о волонтерстве на Валааме, секретах ремесла, связи письма и реальности. Паблик‑ток с Надей Алексеевой провела Татьяна Стоянова, поэт, куратор литературных проектов, бренд‑менеджер «Редакции Елены Шубиной».

— У романа образная, символическая обложка: Валаам и одинокая лодка. А откуда пришло название?

Полунощница — это церковная служба, которая совершается ночью. Меня привлекает мистика этого часа перед рассветом. Трудно выбирать названия для своих произведений, но тут все сошлось — место действия, тайна и необычное слово.

— Почему именно Валаам? Могла ли эта история произойти в другой локации?

Две переплетающиеся истории, которые рассказаны в романе, не могли произойти нигде, кроме как на Валааме. Это удивительное место. Самобытная природа, замедленное время, непривычная погода. Все началось с идеи поехать туда, поэтому место в романе очень важно.

Полунощница

Алексеева Надя

— Мы знаем, что у тебя есть опыт волонтерства. Что было первично — опыт или книга?

Сначала был Ислам Ханипаев. Это молодой прозаик, харизматичный и талантливый писатель из Махачкалы. Он сказал мне: «Может, хватит рассказов? Пиши роман!» Я и сама была готова к большой прозе, поэтому находилась в поиске темы, какого‑то душевного потрясения. И решила поехать на Валаам.

Можно от двух недель жить на острове, выполнять послушания и работать вместе с монахами — они засаживают сад, разводят пчел, собирают ягоды. Я думала, что приеду туда, буду преисполняться, наслаждаться красотами, а мне сказали: «собирай камни». Я удивилась, подумала, что это какое‑то библейское испытание на смирение, а мне и правда дали мешок. У этого был практический смысл — очистить поле для засаживания. Органичное переплетение библейских мотивов и быта на острове меня удивило.

— Герой романа Павел — тридцатилетний москвич, обычный мужчина, с которым произошла трагедия, заставившая его бросить все и поехать на поиски члена семьи. Зачем ему нужен был этот путь — из Москвы на Валаам?

Герою я отдала вопросы, которые волновали меня саму на тот момент — поиски смыслов, принципов. Принятие неподвластности мира, его хаоса и необходимости с этим жить, обретать свой вектор. Павел разбил «скорлупу», в которой жил — дальше ему будет легче, но и сложнее.

— В твоей книге целая галерея персонажей — священников, послушников. Ты позаимствовала персонажей из реальности или они выдуманы? Писала ли ты заметки во время волонтерства или вспоминала уже после?

Я везде хожу с блокнотом и записываю. Я не человек визуала, делаю мало фотографий, которые потом никогда не пересматриваю, но всегда возвращаюсь к заметкам. Из них рождаются герои, возникают события. Мои герои — «художественные» люди, которые имеют реальные прототипы.

— Помимо истории Павла, в романе есть вторая сюжетная линия, герой которой существует в пространстве послевоенной советской России. Почему для тебя было важно ввести эту линию и что возникло раньше?

Я поздний прозаик. Мне кажется, что дебютные вещи часто пишутся про детство, травмы. Я пережила этот опыт в других своих произведениях. Мне не хотелось копаться в прошлом, а была потребность решить задачи для себя сегодняшней. Зацепила подлинная история с домом инвалидов, который действительно был на Валааме в прошлом веке, с нее все и началось. Меня шокировало, что я ничего об этом не знала. Все семьи затронула война, но почему никто не говорит о том, что стало с победителями? Интересно было создать именно это переплетение между прошлым и настоящим.

— Эти линии переплетаются не только с точки зрения смысла, но и загадками, тайнами, как будто распутываешь клубок нитей. Так было задумано изначально?

Я люблю писать загадками, все мои рассказы раньше были очень запутаны, надо было разматывать их, чтобы что‑то понять. Когда я взялась за большую прозу, я не смогла совсем от этого отойти. Для меня важно, чтобы открывались секреты, потому что я так вижу мир.

— История в романе актуальная и остросоциальная: некий сплав проблем русского общества сегодня. Героиня с алкоголизмом, противостояние общества и церкови, маленького человека и власти. Почему хотелось показать это?

Я не приветствую дидактические книги, не делю мир и людей на плохих и хороших. Для меня ничего и никто не хуже и не лучше, а просто со своими особенностями. Я скорее за то, чтобы рассказывать историю, а не за то, чтобы кого‑то судить.

Автор репортажа: Ангелина Сычева

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации