Во все времена в нашей стране существовали писатели, у которых были идейные разногласия с властями, однако с течением времени отношение к ним менялось. В Российской империи литература играла важную роль в жизни общества, поэтому цензоры зорко следили за содержанием готовящихся к изданию произведений, а правоохранители довольно жестко карали инакомыслящих. Наказание могло быть как относительно мягким — домашний арест или запрет на проживание в крупных городах — так и весьма жестоким — вплоть до смертной казни.
Первые громкие конфликты российских писателей с властями произошли во второй половине XVIII века — именно в это время среди молодых дворян широко распространились идеи французских просветителей. Так, Александр Радищев проникся ими, когда учился в Германии. Российская реальность существенно расходились с утопией, к которой стремились французские мыслители, что расстраивало и возмущало Радищева. Свое негодование он излил в повести «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой раскритиковал крепостное право, судебную систему, институт цензуры и само самодержавие.
Сначала Радищев попытался напечатать произведение в типографиях, однако все книгопечатники ему отказали — сочли произведение «крамолой». После этого писатель организовал собственную домашнюю типографию, в которой напечатал тираж повести, не указав на обложке своего имени. Он разослал несколько экземпляров друзьям и видным литераторам, среди которых был Гаврила Державин.
Примечательно, что «Путешествие из Петербурга в Москву» с легкостью прошло цензуру. Причина кроется в популярности книги «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» — сборника путевых заметок английского писателя Лоренса Стерна — которая вдохновила многих российских авторов на создание аналогичных произведений. Поэтому, когда цензор увидел, что оглавление повести Радищева состоит исключительно из названий поселений, которые тот посетил, то решил, что это очередной безобидный эпигон Стерна, и даже не стал читать саму рукопись.
Этот поступок оказался весьма опрометчивым — после публикации книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Повесть дошла до самой императрицы Екатерина II, которая знала Радищева лично — более того, когда-то именно она и отправила его учиться в Германию. Книгу она восприняла как личное оскорбление и назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачева».
Тираж повести был уничтожен, а ее автора арестовали и приговорили к смертной казни, которую в итоге заменили десятилетней ссылкой в Сибирь. Примечательно, что «Путешествие из Петербурга в Москву» стало первым произведением в русской литературе, публикация которого обернулась для автора ссылкой. В Сибири Радищев провел шесть лет — после воцарения Павла I писателю разрешили переехать в Калужскую область, а при Александре I — возвратиться в Санкт-Петербург.
Благодаря правоохранителям, оперативно уничтожившим большую часть тиража повести, Радищев был практически не известен своим современникам. Однако писатель значительно повлиял на мировоззрение литераторов-потомков — публицист Владимир Ленин называл его «первым русским революционером», а философ Николай Бердяев — «прародителем русской интеллигенции».
Творчеством Радищева интересовался другой известный русский литератор, побывавший в ссылке — Александр Пушкин. Впервые он попал в поле зрения властей за эпиграммы на чиновников и несколько острополитических произведений. Император Александр I собирался сослать писателя в Сибирь, но того спасло заступничество Николая Карамзина и Василия Жуковского. Благодаря ним Пушкина отправили в Кишинев.
На юге было несравненно лучше, чем в сибирской ссылке. Во-первых, гораздо более мягкий климат. Во-вторых, изгнание писателя представили в виде командировки. В-третьих, кишиневское начальство Пушкина отнеслось к нему с пониманием и не загружало работой. В результате вместо наказания командировка в Кишинев превратилась для поэта практически в отпуск — он много путешествовал, наслаждался южной природой, заводил многочисленные романы и активно работал над новыми произведениями.
Эта удача вселила в писателя излишний оптимизм, из-за чего он стал менее осторожен. И совершенно напрасно — полиция внимательно читала переписку Пушкина с его друзьями. И когда он в одном из писем рассказал о своем интересе к «атеистическим учениям», власть отреагировала более жестко — командировку на юг страны заменили реальной ссылкой в село Михайловское, в котором поэт провел два года. И хотя в провинции Пушкин был фактически изолирован от внешнего мира, жилось ему там вполне неплохо. «Михайловский» период стал одним из самых плодотворных в биографии писателя — там он создал около 100 произведений.
Совершенно в других условиях отбывал наказание его коллега — писатель Михаил Лермонтов. Первый раз его арестовали за стихотворение «Смерть поэта», в котором он обвинял в гибели Пушкина российскую аристократию. Благодаря заступничеству Жуковского ссылка поэта на Кавказ была необременительной и продлилась недолго.
Однако вскоре после возвращения в столицу Лермонтов был арестован повторно — на этот раз за дуэль с сыном французского посла. Власти хотели замять дипломатический скандал, поэтому наказали поэта показательно жестко — отправили на передовую Кавказской войны. Там Лермонтов не раз рисковал жизнью — участвовал в самых кровопролитных сражениях.
Иногда власти наказывали вольнодумцев и более необычными способами. Например, мыслителя Петра Чаадаева объявили сумасшедшим. Причем сделал это не консилиум врачей, а лично император Николай I. Чтобы поставить литератору такой диагноз, самодержцу оказалось достаточно прочесть его «Философические письма». В них Чаадаев критиковал политику России и ее национальные идеи, противопоставляя им «просвещенные» страны Запада. В результате философ, получив официальную справку в полиции о том, что он не в своем уме, около года находился под домашним арестом, который сопровождался надзором врача. Также Чаадаеву запретили создавать какие-либо новые произведения.
Несмотря на то, что ряд историков трактует наказание Чаадаева, как «первый случай карательной психиатрии в России», серьезных последствий для него это не имело. Спустя год мыслитель совершенно спокойно смог появляться в светских салонах, а также вести активную переписку с многочисленными поклонниками, которые считали его настоящим пророком. Людям же, причастным к публикации «Философических писем», повезло гораздо меньше — пропустившего материал цензора уволили со службы, а редактора журнала отправили в ссылку.
Самым известным политзаключенным в русской литературе можно назвать Федора Достоевского. Несмотря на его патриотическую позицию, которую он продемонстрировал в своем зрелом творчестве, в молодости писатель увлекался различными радикальными идеями и даже входил в кружок петрашевцев, члены которого исповедовали революционные взгляды. И хотя писатель не принимал активного участия в работе кружка, правоохранители привлекли его «за недоносительство». Также Достоевского обвиняли в публичном чтении письма Виссариона Белинского Николаю Гоголю. В этой знаменитой работе критик нападает на адресата за его приверженность традиционным ценностям.
Достоевского и других петрашевцев приговорили к расстрелу. Однако в самый последний момент смертную казнь заменили ее инсценировкой — это событие отразилось на дальнейшем творчестве писателя. После этого психологического испытания власти отправили Достоевского на каторгу в Омск.
Еще одним русским писателем, прошедшим через каторгу, был Николай Чернышевский. Его арестовали за создание и распространение прокламации с революционным содержанием. Несмотря на то, что полиции не удалось доказать авторство Чернышевского — ряд историков и вовсе полагает, что прокламацию создал не он — его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.
Следствие длилось около полутора лет. За это время Чернышевский, находясь в одиночной камере, успел создать роман «Что делать?». Невзирая на двойную цензуру, писателю удалось передать рукопись на волю. Друг Чернышевского Николай Некрасов напечатал произведение в журнале «Современник». После этого власти оперативно конфисковали номера журнала, в которых роман был опубликован. Цензор, допустивший попадание рукописи в редакцию «Современника», был уволен. Вскоре после скандальной публикации было принято решение и о судьбе самого Чернышевского — его приговорили к 14 годам каторги. Суммарно писатель пробыл в местах лишения свободы около 20 лет.
Попадали за решетку и будущие звезды советской литературы. Самым известным из них стал поэт Владимир Маяковский. В 15 лет он стал активным членом революционного кружка — пропагандировал социалистические идеи среди рабочих и трудился в подпольной типографии. Маяковского арестовывали трижды: в первый раз отпустили «на поруки» его матери, второй раз — из-за недостатка улик. В третий же раз юному революционеру так легко отделаться не удалось — его обвинили в помощи сбежавшим из тюрьмы политкаторжанкам и отправили в печально известную «Бутырку», где он провел почти год. В заключении Маяковский стал писать стихи и, выйдя на свободу, твердо решил стать поэтом.
Басинский Павел Валерьевич
Бакунин Михаил Александрович
Тургенев Иван Сергеевич
Замятин Евгений Иванович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.