Зачастую творческим личностям тяжело сойтись друг с другом — мешают профессиональная ревность, личные амбиции, различные зависимости и склонность к эксцентричным поступкам. Однако когда им удается найти общий язык, получаются необычные и продуктивные дружеские союзы. В этом материале мы поговорим о знаменитых писателях, которые обнаружили в коллегах родственные души.
Дружба — это по определению отношения между равными. Однако иногда друзьями становятся учитель и ученик. Так случилось с Александром Пушкиным и Николаем Гоголем. Последний зачитывался произведениями «Солнца русской поэзии» со школьных лет и всю сознательную жизнь мечтал с ним познакомиться. И такая возможность появилась, когда Гоголь переехал в северную столицу. Сначала молодой писатель решил наведаться к Пушкину без предупреждения. Однако тогда встреча не состоялась — как объяснил Гоголю слуга поэта, тот отдыхал после бурной ночи, проведенной за азартными играми. Этот факт потряс провинциального литератора — он считал, что его кумира должны занимать более возвышенные темы, чем игра в карты.
Долгожданная встреча произошла только два года спустя и стала судьбоносной для обоих. К тому времени Гоголь уже опубликовал часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которые привели Пушкина в восторг. Литераторы быстро нашли общий язык, стали активно переписываться и часто встречаться. Пушкин с удовольствием покровительствовал молодому талантливому коллеге: подсказывал ему сюжеты для произведений — ими стали «Мертвые души» и «Ревизор», помогал заводить полезные знакомства в литературных кругах и продвигал его пьесы на сцену. Гоголь же гордился дружбой со своим наставником и признавался, что ни одной строчки не написал без мысли о нем. Писатели продолжали общаться вплоть до гибели Пушкина на дуэли. Гоголь долго скорбел о друге. В одном из писем он признавался, что смерть Пушкина расстроила его больше, чем смерть родной матери.
Нобелиат Иван Бунин и прозаик Александр Куприн были ровесниками. На момент знакомства им было по 29 лет, оба были уже состоявшимися авторами. Инициатором встречи стал Бунин. Когда писатель услышал, что на даче неподалеку от него остановился Куприн, то решил нанести ему визит. И не прогадал — литераторы мгновенно нашли общий язык и подружились. Именно Бунин уговорил Куприна вернуться к творчеству и помог ему опубликоваться в престижном издании. Вкус не подвел будущего нобелиата — в скором времени произведения его друга стали пользоваться огромной популярностью.
Был в их отношениях и элемент соперничества — писатели старались затмить друг друга на литературной арене, а Куприн однажды даже написал пародию на рассказ Бунина «Антоновские яблоки». Но это было соперничество равных, что подтвердило присуждение им обоим Пушкинской премии — самой престижной литературной награды Российской империи.
Не разлучила друзей даже Октябрьская революция. Оба писателя эмигрировали во Францию, где довольно долго жили в одном доме и продолжали общаться. Однако если Бунин воспринял необходимость покинуть Родину стоически, то для Куприна это оказалось страшным ударом — он стал злоупотреблять алкоголем. Бунин пытался спасти друга из объятий «зеленого змия», но все его усилия оказались тщетными. После получения Нобелевской премии писатель перечислил часть денег семье Куприна, чем помог ей выбраться из крайней нужды. Бунин — чуть ли не единственный русский писатель ‑эмигрант, который не осудил Куприна за возвращение в СССР и помог ему сохранить доброе имя за рубежом.
Американские писатели, воплотившие в мировой литературе «потерянное поколение», познакомились в Париже. Фрэнсис Скотт Фицджеральд уже был восходящей звездой, в то время как Эрнест Хемингуэй — автором, известным лишь в узких кругах. Встреча началась с выпивки. Проведя приятный вечер в кафе с обаятельным соотечественником, Фицджеральд предложил ему поехать за кабриолетом в соседний город. Хемингуэю затея понравилась, и он согласился.
Встреча была назначена на следующий день, однако Фицджеральд на нее не пришел — он пропустил телеграмму от нового приятеля и целый день бродил по городу, пытаясь найти гостиницу, где тот остановился. Когда им все же удалось встретиться и забрать автомобиль, пошел сильный дождь. Писатели попытались согреться с помощью алкоголя, однако это не помогло. Фицджеральд сильно замерз и решил, что у него воспаление легких, поэтому стал диктовать Хемингуэю свою последнюю волю, взяв с того обещание позаботиться о его жене и дочери. Протрезвев наутро, Фицджеральд растрогался и понял, что нашел нового друга. Хемингуэй же отнесся к произошедшему более скептически — в романе «Праздник, который всегда с тобой» он назвал произошедшее «глупой комедией».
Тем не менее, писатели подружились и стали тесно общаться. Они помогали друг другу в профессиональных делах. Фицджеральд свел Хемингуэя с авторитетным редактором и издателем Максом Перкинсом. Тот, в свою очередь, познакомил товарища с целым рядом известных литераторов — Гертрудой Стайн, Джеймсом Джойсом и Эзрой Паундом.
Отношения двух звезд американской литературы не были безоблачными. Оба были весьма эксцентричными людьми, склонными к злоупотреблению алкоголем. Из ‑за этого между писателями регулярно происходили ссоры. Один из самых известных конфликтов спровоцировал Хемингуэй. Он любил бокс, однако сам был не очень хорошим спортсменом. Что не мешало ему вызывать на бой всех подряд — даже профессиональных бойцов. Один из таких поединков писатель буквально заставил судить Фицджеральда, который вообще не разбирался в боксе. В итоге Хемингуэй проиграл. Но не смирился с этим и обвинил в проигрыше друга — якобы тот вовремя не остановил поединок, из ‑за чего литератор выдохся.
Окончательный разрыв между ними инициировал Хемингуэй, который стал избегать Фицджеральда и не упускал случая прилюдно поддеть его. Тот был очень огорчен поведением друга, о чем свидетельствуют записи в его дневнике.
Порой литераторов объединяет общее хобби. Популярный американский фантаст Стивен Кинг и его соотечественница, лауреат Пулитцеровской премии Барбара Кингсолвер увлекаются музыкой: он играет на гитаре, она — на клавишных. Литераторы подружились благодаря участию в группе Rock Bottom Remainders, которая исполняет кавер ‑версии песен известных коллективов на благотворительных концертах. Примечательно, что Кинг оценивает собственные музыкальные способности как «посредственные», а вот таланту подруги отдает должное — об этом он написал в рассказе «Дом зверя».
Трясорукова Татьяна Петровна
Антеро Валерия
Мерфи Моника
Танака Иори
Миллер Сав Р.
Ода Юлия
Росс Лия
Чанджу Ли
Арефьева Зоя Владимировна
Каваками Хироми
Демченко Владимир Сергеевич
Росс Ребекка
Пикулева Нина Васильевна
Савельева Дарья Дмитриевна
Панов Вадим Юрьевич
Бахчеван Анастасия
Джонсон Эмма Рид
Сальников Алексей Борисович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.