Писатели — натуры творческие и ранимые. Обидеть их может любой — особенно коллега по перу. Кто‑то оскорбит своим невниманием, кто‑то — несогласием с их мнением — как водится, единственно правильным, а отдельные негодяи вообще смеют критиковать их гениальные произведения, да еще прилюдно.
Особо же драматичные раздоры происходят между литераторами, которые были в близких отношениях — родственниками, друзьями, бывшими возлюбленными и супругами. Такие случаи мирно не заканчиваются практически никогда, ведь оба участника ссоры прекрасно знают болевые точки друг друга и умело бьют по ним, тем самым раскручивая маховик конфликта до предела.
Не стоит сбрасывать со счетов и личные особенности писателей. Они могут завидовать таланту и славе своих более удачливых коллег или страдать — а то и наслаждаться — излишним самомнением, которое дает им индульгенцию на презрение ко всем остальным. Когда же конфликтуют признанные гении, ссоры между ними гарантированно получаются жаркими.
Чемпионом по конфликтам среди русских классиков можно смело назвать Ивана Тургенева. Он ухитрился разругаться почти со всеми видными литераторами своей эпохи — даже с теми, кто питал к нему искреннюю симпатию. Так, еще один отечественный классик Николай Некрасов долгое время близко дружил с Тургеневым. Писатели часто гостили друг у друга, вместе ездили на охоту и постоянно переписывались. Связывали их и рабочие отношения: Тургенев регулярно публиковался в принадлежащем Некрасову журнале «Современник».
Именно он и стал причиной для раздора между писателями. Критик Николай Добролюбов принес в редакцию статью о тургеневском романе «Накануне», которая была написана в весьма доброжелательном ключе. Несмотря на это, Тургенев потребовал от Некрасова статью не публиковать — счел ее слишком «несправедливой» и «резкой». Этим он удивил Некрасова, который считал иначе. Не желая ссориться ни с другом, ни с Добролюбовым, он выбрал компромиссный вариант — опубликовал статью в существенно сокращенном варианте. Но этого хватило, чтобы Тургенев перестал общаться с Некрасовым. Он простил друга только перед его смертью — побывав в гостях у тяжело больного Некрасова, Тургенев решил, что больше не может на него злиться.
Федор Достоевский стал еще одним классиком, с которым поссорился неутомимый Тургенев. Примечательно, что Достоевский поначалу относился к нему с огромным уважением. До тех пор, пока Тургенев не стал его толсто троллить — постоянно втягивал в споры и норовил прилюдно поддеть. Окончательно чаша терпения Достоевского переполнилась, когда его оппонент вместе со своими друзьями, среди которых был и Некрасов, сочинил эпиграмму. В ней остряки сравнивали автора «Двойника» с прыщом на носу русской литературы, припоминали ему, как он чуть не упал в обморок при виде красивой девушки — реальный случай, которого очень стыдился Достоевский — и обвиняли в том, что он требовал от редактора «Современника» обводить свои произведения золотой каймой — а вот это уже выдумка авторов.
После этого писатели окончательно рассорились. Впоследствии их отношения обострили политические разногласия: Достоевский был ярым почвенником, а Тургенев — убежденным западником. Из‑за этого Достоевский часто нападал на своего оппонента в печати и опубликовал «донесение потомкам», которые должны были рассудить их спор.
Как ни странно, все эти конфликты не мешали деловым отношениям писателей. Тургенев публиковал свои произведения в журнале Достоевского и даже одалживал ему деньги — правда, лишь часть от требуемых сумм, сопровождая это язвительными комментариями.
Не стоит представлять Тургенева исключительным склочником — далеко не все конфликты начинались по его инициативе. Иван Гончаров с незавидной регулярностью обвинял писателя в плагиате. По его версии, почти все произведения Тургенева вышли из романа Гончарова «Обрыв». Он усмотрел заимствование своих персонажей и идей в столь непохожих даже друг на друга книгах, как «Отцы и дети», «Дворянское гнездо» и «Накануне».
Наверняка он нашел бы и другие отголоски своего гениального творения в библиографии Тургенева, но тот вовремя спохватился. Он предложил Гончарову устроить третейский суд, чтобы в ситуации разобрались независимые литературные критики и цензоры. Гончаров согласился. Судьи рассмотрели его претензии к Тургеневу и постановили, что все общие места в их произведениях вызваны тем, что они оба пишут об одном и том же — российском обществе. То, что оба писателя при этом используют одни и те же буквы, они решили не уточнять.
Гончаров с решением третейского суда согласился, однако до конца жизни продолжал упрекать Тургенева в плагиате. Тот же, поняв, что переубедить оппонента не удастся, сдался и старался лишний раз не попадаться ему на глаза.
Лев Толстой стал еще одним классиком, который сам искал ссоры с Тургеневым. Сначала будущий автор «Войны и мира» восхищался своим старшим и более опытным коллегой. Однако вскоре он стал провоцировать его на конфликты. Тургенев старался их избегать, но получалось не всегда.
Самый громкий скандал между ними произошел, когда они встретились в гостях у поэта Афанасия Фета. Толстой жестко раскритиковал дочь Тургенева, которая занималась благотворительностью — он обвинял ее в лицемерии и отпускал по этому поводу язвительные шутки. Тургенев, разумеется, вступился за своего ребенка, и Толстой вызвал его на дуэль. Тургенев от вызова уклонился и предложил своему оппоненту больше никогда не встречаться. Впоследствии Толстой извинился перед ним и пригласил его в гости. Писатели тепло общались до самой смерти Тургенева, который в прощальном письме сообщил Толстому, что «счастлив быть его современником».
Иван Бунин — еще один рекордсмен по количеству конфликтов. Всемирно признанный гений, лауреат Пушкинской и Нобелевской премий часто критиковал своих коллег. Он пренебрежительно отзывался даже о признанных классиках мировой литературы — Стендале, Достоевском и Фете. Современникам же доставалось от язвительного Бунина по полной программе — сложно сказать, о ком он говорил хоть что‑то хорошее. Они отвечали Бунину тем же. После вручения «нобелевки» многие литераторы, в числе которых была и Марина Цветаева, выразили сожаление, что члены Шведской академии не смогли выбрать «более достойного» автора.
Бунин всегда отличался непростым характером. Усугубила его тягу к конфликтам Октябрьская революция — писатель на дух не переносил тех, кто принял советскую власть или хотя бы просто нейтрально о ней отзывался. Именно из‑за этого он рассорился со своим давним приятелем Максимом Горьким. Когда‑то они входили в одну литературную группу и писали хвалебные рецензии на произведения друг друга. Горький неоднократно приглашал Бунина погостить на Капри, а тот посвятил ему поэму «Листопад». Однако несовпадение их политических взглядов навсегда развело писателей. После эмиграции Бунин часто нападал на Горького в прессе — обвинял его в лицемерии и приспособленчестве. Горький в долгу не оставался — называл новые произведения оппонента «откровенно плохими», а его самого уличал в бессильном бешенстве и обиде на весь мир.
С другими же советскими писателями Бунин и вовсе не церемонился. Так, Исаака Бабеля он называл «удивительным мерзавцем», «грязным хамом» и «скотом». Похожим образом он отзывался о нобелиате Михаиле Шолохове. Не снискал симпатий Бунина и поэт Владимир Маяковский — он называл его «слугой советского людоедства» и утверждал, что в школе его называли «Идиотом Полифемовичем».
Советская власть отвечала литератору тем же, постаравшись стереть его имя из памяти читателей. Те, кто отказывался забыть мастера словесности, рисковали своей свободой. Так, писатель Варлам Шаламов получил реальный тюремный срок лишь за то, что назвал Бунина «классиком русской литературы».
Ссорился Бунин и с друзьями‑эмигрантами. Особенно примечательны его отношения с Владимиром Набоковым. Бунин часто общался с его отцом — известным российским политиком Владимиром Набоковым‑старшим. Однажды тот попросил отрецензировать ранние стихотворения сына. Бунину они не особо понравились, но он по‑отечески отнесся к молодому дарованию и всячески старался его подбодрить. Между ними завязалась переписка, в которой Набоков называл Бунина «своим учителем» и не скупился на комплименты. Тому же искреннее восхищение подающего надежды писателя явно льстило.
Разлад между ними произошел, когда к Набокову пришла громкая слава. Он понял, что не нуждается в поддержке мэтра, а тот начал испытывать ревность к успехам своего ученика. Точкой невозврата стала их очная встреча — вернее, ее описание, которое привел в своей книге Набоков. Он писал, что Бунин пригласил его в дорогой ресторан и пытался склонить к задушевной беседе. Бунин же смертельно обиделся и назвал воспоминания Набокова «дикой и глупой ложью». В дальнейшем писатели высказывались друг о друге подчеркнуто нейтрально.
Быков Дмитрий Львович
Гуреев Максим Александрович
Горнунг Лев Владимирович
Берберова Нина Николаевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.