Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Новое издание культового романа Андрея Битова «Пушкинский дом»

Новое издание культового романа Андрея Битова «Пушкинский дом»

28.09.2022

В «Редакции Елены Шубиной» в серии «Предметы культа» выходит роман Андрея Битова «Пушкинский дом» в новом оформлении Андрея Бондаренко.

За свою 35‑летнюю издательскую судьбу в России книга выдержала множество публикаций (не говоря уж о том еще более раннем времени, когда ее свободно читали на Западе, но только в самиздате — в СССР), но после ухода из жизни своего автора в 2018 году она впервые выходит к широкому читателю.

Текст Битова, наследующий большому русскому роману, считается классикой постмодернистской литературы. Он был написан еще в конце 1960 — начале 1970‑х, но в СССР впервые был опубликован только 1987 году. Критики определяют «Пушкинский дом» как филологический роман, роман‑музей. Сам автор называл свой текст романом‑наказанием.

Главный герой — ленинградский филолог Лев Одоевцев. В центре — его отношения с родственниками, формирование его взглядов, изыскания Лёвы в области литературы и конфликт с дедом Модестом Платоновичем, что представляет собой не столько конфликт поколений, сколько конфликт двух ученых, по‑разному оценивающих судьбу русской культуры. Это история противоречия двух ментальностей и иллюзорной схожести общих литературных судеб с частными событиями любой жизни.

«Итак, это — Дом, это — крепость, населенная дружными, любящими людьми, наделенными многими, все реже встречающимися качествами. Они красивы, воспитанны, не лгут друг другу, охотно и без жалоб несут все тяготы и обязанности, добровольно принятые на себя ради семьи; здесь совсем нет хамства и грязи, и здесь любят друг друга. Лева, толстенький и милый шалун, убегает от мамы по коридору — топ‑топ! — и его ловят, и ловят, и ловят любовные руки... он подлетает к какому‑либо крупному красивому лицу — дядя, тетя, бабушка! — и он смеется, настолько все — в порядке, настолько встречна ему большая улыбка сверху... Они живут мужественно, чисто и достойно, пока кругом на лестничных площадках и дворах все ссорятся, разводятся, матери‑одиночки „водят к себе“, пьют, дерутся и дети все реже узнают в лицо отца... — они живут х о р о ш о. Их много, и они вместе — большая семья, какие сейчас встречаются лишь в романах. Они живут ради семьи, они живут — в семье, семья — форма их выживания».

«Пушкинский дом», вполне в традиции, состоит из эпилога, трех разделов с множественными авторскими отступлениями, пролога и приложений. Название каждой части и главы — отсылка в русской литературе: «Что делать?», «Отцы и дети», «Герой нашего времени» и др. Это многоуровневый интертекстуальный роман, психологический реализм которого дает читателям ключи для дальнейшей рефлексии и поисков новых смыслов в аллюзиях на великие произведения XIX–XX веков.

Прозе Битова так же свойственна характерная для постмодернистских текстов ирония — и в «Пушкинском доме» она проявляется особенно тонко. Это текст одновременно об уязвимости и амбициозности, о крахе культур и крушении иллюзий, о подмене понятий и литературе как симулякре жизни — не только интеллектуальной, но физической тоже.

В разные годы современники по‑разному относились к magnum opus Андрея Битова, но сегодня это, бесспорно, один из главных текстов прошлого века.

Пушкинский дом

Битов Андрей Георгиевич

«Пушкинский дом» интерпретирует великие образцы русской культуры, полемизирует с филологическими школами и предлагает новую стратегию рефлексии героя. Автор здесь предлагает читателям разные версии развития событий. Он говорит о значении литературы, но через идеи и поступки Левы, заплутавшего между истинным и наносным, показывает нежизнеспособность Левиного метода — его попытки замкнуть жизнь на литературу, притворяться героем самотканого текста. Интересно, что статьи Лёвы Одоевцева, вставленные в роман, — это литературоведческие исследования самого Андрея Битова. Впрочем, по законам постмодернистской традиции, в них немало иронического подтекста. Сам Лева иной раз кажется напыщенным и амбициозным, его оппонент — озлобленным алкоголиком. И в какой‑то момент полемика двух систем ценностей превращается в банальную бытовую склоку — «мелкое хулиганство».

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Есенин Сергей Александрович

Барятинский Михаил Борисович

Лённрот Элиас

Кокс Грегори

Дементьев Александр Алексеевич

Косякова Валерия Александровна

Жаринов Евгений Викторович

Малофеев Константин Валерьевич

Стрельникова Елена Николаевна

Маяковский Владимир Владимирович

Танич Михаил Исаевич

Астафьев Виктор Петрович

Есенин Сергей Александрович

Евтушенко Евгений Александрович

Гришин Алексей

Степанова Мария Михайловна

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации