К 135-летию со дня рождения Франца Кафки.

Франц Кафка — писатель, внесший огромный вклад в литературный процесс и формирование эстетических принципов ХХ века. Его знаковые, многоплановые романы «Процесс», «Замок», а также великолепные новеллы по праву считаются шедеврами мировой литературы. Неоднозначные, оригинальные произведения Франца Кафки до сих пор остаются предметом яростных споров критиков, литературоведов и читателей. И это вполне оправданно, ведь Вселенная Кафки — мир, населенный его таинственными персонажами, — и сегодня таит в себе множество загадок.

Кафка родился 3 июля 1883 года в еврейской семье, жившей в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто города Прага. Его отец — Герман Кафка из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии, с 1882 года торговал галантерейными товарами оптом. Мать — Юлия Кафка, дочь зажиточного пивовара — предпочитала немецкий язык. Сам Кафка писал по-немецки, хотя чешский знал также прекрасно. Также он хорошо владел французским. Писателей Гюстава Флобера, Франца Грильпарцера, Фёдора Достоевского и Генриха фон Клейста Кафка считал своими «кровными братьями».

Франц Кафка в возрасте 5 лет
Пятилетний Кафка


В 1917 году у писателя нашли туберкулез гортани. Помимо этого, он также страдал рядом хронических болезней — мигренью, бессонницей и другими заболеваниями. Тем не менее, на окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением, своим умом и необычным чувством юмора.

В 1923 году Франц Кафка на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве; затем он вернулся в Прагу. Здоровье в это время ухудшалось: из-за обострившегося туберкулёза он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. 3 июня 1924 года в санатории под Веной Кафка умер. Причиной смерти, вероятно, стало истощение. Тело перевезли в Прагу, где оно и было захоронено 11 июня 1924.

Интересный факт:

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество не интересовало читателей и критиков до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы.



Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику — Максу Броду — сжечь без исключения всё им написанное. Его возлюбленная Дора Диамант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала, но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество было написано на немецком.

Злата Улочка, дом Кафки в Праге
Злата Улочка в Праге — здесь жил Кафка


В современной Праге есть несколько памятников писателю, наиболее интересный их которых — десятиметровая голова Кафки, сделанная из нержавеющей стали и весящая 45 тонн. Голова состоит из 42 дисков, которые вращаются в разных направлениях. Автор сооружения — эпатажный скульптор Давид Черный. В этом зеркально-электро-вертящемся памятнике можно увидеть множество смыслов, но что не вызовет сомнений, так это тот факт, что Черному удалось прекрасно передать суть творчество знаменитого пражанина.

Главные произведения Франца Кафки

«Замок» — одно из самых знаменитых произведений Франца Кафки и один из самых глубоких философских романов ХХ века. Он был не закончен писателем и впервые опубликован после его смерти в 1926 году его другом Максом Бродом в 1926 году в Мюнхене. Сюжет «Замка» абсурден, но в то же время правдоподобен: в некую Деревню приезжает землемер К. и пытается попасть в Замок, куда его не пускают. Сложная система бюрократии запутывается в клубок, распутать который нет никакой возможности, а значит, нет возможности попасть в Замок, какими бы окольными путями ты ни шел. Но сатира на бюрократическую систему — лишь один из подтекстов романа.

Все художественное пространство ограничено Деревней и недоступным Замком. Время тут течет иррационально. «Замок» — это в первую очередь метафора, сквозь которую проглядывают приметы реальности. Замок — вполне конкретен, и в то же время это мираж.

Кафка начал работу над романом 22 января 1922 года. Первые главы романа были написаны от первого лица и позже переправлены автором. Кафка говорил у Максу Броду, что герой романа останется в Деревне до смерти, и, находясь при смерти, получит от Замка сообщение, что ранее находился в Деревне нелегально. Теперь же может получить разрешение на проживание и работу. 11 сентября 1922 года Кафка в письме Броду сообщил, что прекращает работу над романом и не собирается возвращаться к нему. «Процесс» — роман Франца Кафки, опубликованный после смерти автора в 1925 году. Роман, ставший своеобразным символом творчества Франца Кафки. На начальном этапе работа Кафки над «Процессом» шла непрерывно, и всего за два месяца писателю удалось подготовить около 200 страниц рукописи. Несмотря на это, его творческий порыв быстро утих. В октябре 1914 года Кафка увлекается написанием новеллы «В исправительной колонии», после чего постепенно возвращается к роману.

«Процесс» создавался нелинейно. По утверждению литератора Макса Брода, прежде всего Кафкой были написаны первая и последняя главы романа, в то время как работа над остальными шла параллельно. Для записи глав Кафка использовал те же тетради, в которые неоднократно заносил и другие тексты. Относящиеся к «Процессу» страницы писатель вырывал из тетрадей и разделял по фрагментам и главам, при этом не упорядочивая их между собой, что впоследствии затруднило воссоздание фабулы романа.

Йозеф К. — рациональный герой среди абсурдного общества. Его ничем не примечательная, даже в чем-то банальная жизнь шла своим чередом, пока его не известили о том, что против него начат процесс. Абсурдность происходящего с К. пугает именно своей приземленной, холодной обыденностью, повседневностью и даже странной логичностью творящегося с героем ужаса, противостоять которому он не в силах. Где судья, которого он ни разу не видел? Где высокий суд, куда он так и не попал? Он виноват просто потому, что каждый человек в этой жизни может быть в чем-то виноват. Герой всё более и более запутывается в лабиринте сюрреалистичной бюрократии и всё глубже проникает в мир суда. В то же время, и суд всё глубже проникает в его жизнь. Грегор Замза, простой коммивояжёр, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. Таково начало одной из самых знаковых повестей Франца Кафки, наряду с рассказами «Приговор» и «В исправительной колонии». Все они, кстати, вошли в один сборник в серии «Эксклюзивная классика».

Кроме того, в сборник также попали все наиболее известные «малые» произведения Кафки разных лет. Здесь и так называемые кафкианские кошмары, а также изящные притчи, сатирические рассказы и миниатюры, дневники.

Кафка называл «Превращение» «исключительно тошнотворной историей». Автор никак не высказывает своего отношения к происходящему, а лишь описывает события. Это своего рода «пустой знак», не имеющий означающего, но можно сказать, что, как и в большинстве произведений Кафки, в рассказе раскрыта трагедия одинокого, покинутого и чувствующего себя виноватым человеком перед лицом абсурдной и бессмысленной судьбы. Драма человека, столкнувшегося с непримиримым, непонятным и грандиозным роком, являющимся в различных проявлениях, столь же красочно описана в романах «Замок» и «Процесс». Множеством мелких реалистичных деталей Кафка дополняет фантастическую картину, превращая её в гротеск. «Пропавший без вести» — неоконченный роман Кафки, более известный не под авторским названием, а под названием «Америка», данным ему издателями.

Кафка, никогда не бывавший в США, все же сумел ощутить абсурдность бешеного американского ритма жизни и в полной мере передать его на примере странных, сюрреалистических приключений юного иммигранта из Европы, покорно подчиняющегося обстоятельствам. Кафка приступил к работе над романом после знакомства с путевыми заметками Артура Холичера «Amerika heute und morgen», изданными в 1912 году, и почерпнул оттуда многие важные мотивы.

Кафка приступил к работе над романом после знакомства с путевыми заметками Артура Холичера, изданными в 1912 году, и почерпнул оттуда многие важные мотивы. В 1914 году Кафка неожиданно бросил работу над романом. В результате рукопись обрывается практически на полуслове. Множество критиков пыталось объяснить смысл текстов Кафки, исходя из положений тех или иных литературных школ — модернизма, «магического реализма» и других. Безысходность и абсурд, пронизывающие его творчество, характерны для экзистенциализма. Некоторые критики пытались отыскать влияние марксизма на его бичующую бюрократизм сатиру. Кто-то рассматривает его произведения через призму иудаизма, хотя интерес к еврейской культуре развился у писателя только в поздние годы жизни.