Поглаживая своего домашнего кота, который запрыгнул к вам на колени, вы когда-нибудь задумывались о том, как жили его предки?

Как люди в разных странах относились к котам? В каких местах мира кошки живут, не зная забот, а в каких люди видят в них настоящую угрозу? История кошачьего рода невероятно богата. Виктор Логинов предлагает вам отправиться в путешествие сквозь время и пространство вместе с домашним котом Кренделем, чтобы узнать множество интересного из жизни кошек, понять, почему они ведут себя тем или иным образом и познакомиться с кошками, которые вошли в историю!

До революции в Зимнем дворце проживало около 600 кошек, благодаря им удалось сохранить многие произведения искусства. Коты обитали в Эрмитаже в период войны с Наполеоном и при советской власти. Не пережили они только Вторую мировую войну — во время блокады Ленинграда все кошки города, в том числе и Эрмитажные, погибли. В те годы кошка стоила на рынке буханку хлеба — по тем временам целое состояние. Зимний, да и весь город, буквально кишел крысами. Сразу после прорыва блокады в город из центральных регионов страны пришли два эшелона с кошками — пять тысяч голов, за ними выстроилась огромная очередь, но Эрмитаж снабдили крысоловами в приоритетном порядке.

Спустя пару десятилетий «эрмики» (так называют своих любимцев работники музея) успели так обжиться, что их приходилось сгонять с царского трона, а некая проныра по имени Муська однажды испортила директору Эрмитажа какой-то очень важный документ. Это было в 1960 годах, когда поголовье котов бесконтрольно выросло, они расширили места обитания, выйдя из подвалов в коридоры и залы музея. Их решили отправить в отставку. И что вы думаете, грызуны моментально заполнили Эрмитаж, никакие химические средства защиты от крыс не смогли сравниться с котами, вскоре они были возвращены на место службы. О битве новых котов с вредителями очевидцы до сих пор вспоминают не без содрогания и складывают легенды.

С тех пор коты такая же неотъемлемая часть Эрмитажа, как мумия древнеегипетского жреца Па-ди-иста, Мадонна Литта или часы «Павлин». Вот только рядом с этими и другими шедеврами вы их не увидите.

Сегодня для котов установлены строгие правила: они могут свободно передвигаться по территории Эрмитажа, однако вход в музейные залы им воспрещен. Впрочем, на тесноту им грех жаловаться — сама сеть дворцовых подвалов, где живут и охотятся коты, общей протяженностью почти двадцать километров. Называется эта территория «большой кошачий подвал». Для них созданы все условия для комфортной жизни и передвижения — в подвалах всегда сухо и тепло, все помещения оборудованы маленькими проходами, открывающими им возможность двигаться куда угодно. Летом коты предпочитают гулять по газонам, во дворах Эрмитажа. Для того чтобы уберечь их от автоаварий, на дворовой территории установлены специальные знаки «Осторожно, кошки!»

У каждого кота есть своя собственная мисочка, лоток и корзинка для сна. Всем сделаны прививки, осуществляется регулярное ветеринарное наблюдение. Каждый эрмитажный кот имеет собственный паспорт, ветеринарную карточку и официально числится квалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.

В бюджете музея нет статьи на содержание котов, корм приобретается на пожертвования посетителей, музейных работников, спонсоров — у Эрмиков существует свой счет, проходящий отдельной строкой в бюджете Эрмитажа, — поступающие от благотворителей средства можно тратить только на нужды котов.

Ежегодно 28 марта традиционно отмечается профессиональный праздник эрмитажных котов — День мартовского кота, который проходит под сводами дворцовых чердаков.

Сегодня установлен жесткий лимит поголовья эрмитажных котов — 50 голов. Лишних отдают по большому конкурсу тщательно проверенным людям. Неподалеку с Эрмитажем работает кафе «Республика кошек», где всегда можно поиграть и погладить эрмитажных котов, а кого-то и взять домой.

Недавно эрмитажные коты вошли в список достопримечательностей, которые необходимо увидеть в Санкт-Петербурге. О них снято множество фильмов и даже создан мюзикл «Кошки Эрмитажа» — его автор американский композитор Крис Брубек, а в основу легла повесть писательницы Мэри Энн Аллен «Анна и кошки, или Приключение в Эрмитаже».