Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«На дне»: краткое содержание, история создания, контекст

«На дне»: краткое содержание, история создания, контекст

27.09.2024

«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького, которая принесла ему Грибоедовскую премию — самую престижную награду для драматургов в Российской империи. В своем произведении Горький впервые показал российским читателям и зрителям жизнь обитателей городского «дна» — нищих, алкоголиков, воров, шулеров и проституток.

Еще одно новаторство автора — необычная форма произведения. Во‑первых, в пьесе нет монолитного действия с завязкой, кульминацией и развязкой. Во‑вторых, Горький сознательно ушел от расстановки акцентов, доверив интерпретацию режиссерам и актерам. В пьесе нет четко выраженного главного героя, что позволяет вывести на передний план практически любого персонажа. Характер трактовки произведения можно менять в диапазоне от легкого, почти водевильного действа, до откровенной «чернухи».

Пьесу ставили на сцене такие известные режиссеры, как Константин Станиславский, Владимир Немирович‑Данченко и Макс Рейнхардт. Произведение легло в основу ряда экранизаций, в числе которых работы советского режиссера Юлия Карасика, французского режиссера Жана Ренуара и японского режиссера Акиры Куросавы. Пьеса Горького была включена в учебную программу советских и российских школ.

На дне

Горький Максим

«На дне»: история создания

Горький решил написать пьесу о ночлежке в 1900 году. По воспоминаниям Константина Станиславского, изначальная задумка писателя существенно отличались от получившегося в итоге произведения. В набросках был главный герой — бывший лакей из богатого дома; во втором акте в ночлежке проходил внезапный полицейский рейд, а в третьем акте ее обитатели выходили на улицу и мирились друг с другом.

Непосредственную работу над произведением Горький начал в 1901 году. Автор несколько раз менял название пьесы. Среди вариантов были «Без солнца», «Ночлежка» и «Дно». В итоге писатель остановился на заглавии «На дне жизни». Привычный нам сокращенный вариант появился позже благодаря театральной постановке — длинное название плохо смотрелось на афише. Летом 1902 года автор отправил готовую рукопись режиссерам и цензорам.

С публикацией пьесы и ее постановкой на сцене возникли проблемы. Цензурный комитет настаивал на внесении ряда правок, которые искажали смысл произведения. Процесс согласования продлился около полугода. Некоторые оригинальные фрагменты текста Горькому удалось отстоять, однако часть правок все же пришлось внести. Власти постарались максимально затруднить показ спорной пьесы: ее постановка была разрешена только на сцене Московского Художественного театра. Премьера спектакля прошла в декабре 1902 года.

Печатная версия пьесы появилась уже после постановки. В немецком издательстве Мархлевского она была выпущена в конце декабря того же года, а в российском книгоиздательском товариществе «Знание» — в январе 1903.

На дне

Горький Максим

«На дне»: реакция критиков

Вся страна ждала пьесу с нетерпением. Во многом подобный ажиотаж объяснялся скандалом, в который незадолго до ее публикации попал Горький. Писателя избрали почетным академиком Императорской Академии наук, после чего его статус аннулировал лично Николай II. Это вызвало бурную реакцию со стороны литераторов: Антон Чехов и Владимир Короленко покинули Академию в знак протеста, а поддержка опального Горького вошла в моду среди интеллигенции.

Первые критические отклики пьеса получила еще до ее публикации. Во время работы над произведением писатель показал отрывки Льву Толстому. Тот отнесся к пьесе со скепсисом: он счел, что некоторые герои прописаны неубедительно, и укорил Горького за излишне литературный язык, который настоящие обитатели городского дна не используют.

Того же мнения придерживались режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович‑Данченко, которые получили от Горького рукопись пьесы. При подготовке к премьере они пригласили в качестве консультанта журналиста Владимира Гиляровского. Он устроил для труппы театра экскурсию на печально известную Хитровку — центр московского криминала и нищеты. Лишь таким образом режиссерам и актерам удалось собрать фактуру для будущего спектакля.

В неправдоподобности работу Горького упрекал даже цензор. Например, он раскритиковал образ полицейского Медведева. Цензор был уверен, что настоящий городовой из‑за своего высокого статуса попросту не стал бы иметь дело с обитателями ночлежки — не говоря уже о том, что никогда бы не вступил в романтические отношения с одной из них.

После успешной премьеры спектакля критики выпустили ряд хвалебных рецензий, в которых представили собственные интерпретации произведения Горького. Правда, оценивали они в основном театральную постановку, а не саму пьесу. Одним из немногих критиков, кто оценил именно текст и попытался разобраться в авторской задумке самого Горького, а также объяснить, почему он, столь хорошо знавший жизнь бедняков, допустил столько условностей в пьесе, стал Иннокентий Анненский. Он предложил рассматривать автора как «символиста», а не «бытописателя», а саму пьесу — как описание конфликта идей, а не жизни бедняков.

Пьеса Горького с успехом шла не только в России: ее охотно брали в свой репертуар крупнейшие европейские и азиатские театры. Особой популярностью она пользовалась в Японии. Впоследствии к произведению обращались и японские кинорежиссеры: Минору Мурата и Акира Куросава. Самую же известную европейскую киноленту по мотивам пьесы создал режиссер Жан Ренуар. Сценарий для фильма подготовил русский писатель‑эмигрант Евгений Замятин, который в процессе работы консультировался с самим Горьким.

«На дне»: краткий пересказ

Акт первый

Весенним утром в подвале ночлежки просыпаются ее обитатели. Слесарь Клещ подбирает ключи к старым замкам, торговка пельменями Квашня «хозяйничает», Барон ест, проститутка Настя читает книгу, жена Клеща Анна кашляет, картузник — мастер по изготовлению головных уборов — Бубнов шьет, а Актер кашляет. Квашня и Клещ спорят о замужестве. Квашня утверждает, что больше никогда не выйдет замуж, в то время как Клещ уверяет ее, что она с радостью станет женой полицейского Медведева. Квашня в ответ поддевает Клеща тем, что он практически довел свою жену Анну до смерти. В это время Барон вырывает книгу у Насти. Он видит на обложке название «Роковая любовь» и смеется. Анна просит не шуметь и дать ей спокойно умереть. Квашня предлагает ей поесть пельменей, чтобы стало легче, но Анна отказывается.

Жители ночлежки заводят разговор о своей прошлой жизни. Шулер Сатин утверждает, что когда-то был интеллигентным человеком, Бубнов — что у него когда-то было свое «заведение», а Актер — что он когда-то играл в спектакле «Гамлет». Анна просит открыть дверь, чтобы проветрить помещение. Клещ грубо ей отказывает. Актер выводит Анну в сени, чтобы та подышала.

В подвал входит содержатель ночлежки Костылев. Он разыскивает свою жену Василису и расспрашивает обитателей о ней. Костылев отказывается списать долг Актеру и собирается увеличить плату за проживание Клещу. В поисках жены Костылев робко пытается попасть в комнату — пространство, огороженное тонкими досками — вора Пепла. Пепел открывает и грубо требует с Костылева деньги за украденные часы. Костылев уходит. Жители ночлежки переговариваются. Из их реплик читатель понимает, что у Пепла роман с Василисой.

Сатин просит у Пепла денег, тот ему не отказывает. Сатин и Актер уходят выпивать. Клещ, Пепел и Бубнов спорят о совести. Клещ презирает неработающих людей и мечтает вырваться из ночлежки. Пепел же считает, что работать не нужно, и Клещ зря старается. Сестра Василисы Наташа приводит в подвал нового постояльца — странника Луку. Наташа ругает Клеща за бездушное отношение к Анне. Пепел пытается флиртовать с Наташей, но та его отвергает.

Лука начинает петь. Пепел велит Луке прекратить. Лука сглаживает назревающий конфликт. Пепел предлагает Барону встать на колени и полаять за четвертушку водки. Барон пытается сконфузить Луку, но тот ловко уходит от его расспросов. Пепел зовет Барона в трактир. Они уходят.

Входит пьяный сапожник Алешка с гармонью. Он жалуется, что его отовсюду выгоняют. Входит Василиса. Она прогоняет Алешку. Василиса грубит Луке и Бубнову. Василиса хочет увидеть Пепла, но не рада, что жители ночлежки это замечают. По очереди входят Медведев и Квашня. Квашня жалует Бубнову, что Медведев к ней опять сватался. Жители ночлежки поддерживают Медведева и всячески его расхваливают.

В сенях слышится шум. Вбегает Костылев и зовет Медведева разнимать Василису и Наташу, поскольку тот приходится им дядей. Медведев, Квашня и Бубнов выбегают в сени. Анна говорит Луке, что он похож на ее отца.

На дне

Горький Максим

Акт второй

Медведев с Бубновым играют в шашки. Сатин и Барон играют в карты с грузчиками Татарином и Кривым Зобом. За ними наблюдают Актер и Клещ. Лука разговаривает с Анной. Она жалуется страннику на свою жизнь. Тот успокаивает ее. Татарин ловит Барона на жульничестве. Он пытается затеять скандал, но Кривой Зоб объясняет ему, что они всегда жульничают, иначе им не выжить. Татарин заявляет, что нужно жить честно. Все над ним смеются. Кривой Зоб и Татарин уходят.

Актер собирается продекламировать любимое стихотворение, но забывает его. Он сокрушается, что «пропил душу». Лука успокаивает его. Он говорит, что есть лечебница, в которой бесплатно лечат пьяниц. Лука пытается убедить Актера отказаться от алкоголя. Анна просит Луку поговорить с ней. Он успокаивает ее и рассказывает о загробной жизни.

В подвал заходит мрачный Пепел. Он требует от Медведева рассказать, что случилось с Наташей. Медведев отвечает, что это семейное дело, и вору лучше в него не лезть. Медведев обещает посадить Пепла. Тот отвечает, что в таком случае расскажет следователю обо всех своих махинациях, в которые впутаны Костылев и Василиса. Также он обещает обвинить в них и самого Медведева.

В спор вмешивается Лука. Пепел заводит с ним разговор о Боге. Лука советует Пеплу отправиться в Сибирь — «золотой край» — где он сможет добиться успеха. В подвал входит Василиса. Она идет к Пеплу. Тот говорит, что не любит ее. Василиса предлагает ему убить Костылева. За это она обещает ему руку Наташи и крупную сумму денег.

Входит Костылев. Видя Василису, он начинает ругаться на нее и на Пепла. Василиса убегает. Пепел начинает с ним драку. Потасовку прекращает Лука. Костылев убегает. Лука советует Пеплу не слушать Василису. Он предлагает Пеплу одному или вместе с Наташей как можно скорее покинуть ночлежку.

Лука заглядывает к Анне. Он обнаруживает, что она умерла. Лука и Пепел отправляются искать Клеща, чтобы сообщить ему о смерти жены. В подвал входят Актер и Наташа. Актер обещает Наташе покинуть ночлежку и вылечиться. Он советует и ей сбежать оттуда. Наташа обнаруживает, что Анна умерла. Постепенно постояльцы ночлежки собираются около ее тела. Никто не выказывает особого сожаления по поводу ее смерти.

Акт третий

Действие перемещается во двор ночлежки. Настя рассказывает жителям ночлежки о своем страстном романе с влюбленным в нее молодым человеком. Барон и Бубнов дразнят девушку, считая, что она врет. Наташа и Лука вступаются за Настю. Странник успокаивает девушку. Лука и Настя уходят. Наташа говорит, что сама тоже любит мечтать. Наташа, Барон, Бубнов и Клещ спорят о том, нужны ли людям выдумки. Наташа считает, что нужны, поскольку они скрашивают жизнь. Бубнов же не видит смысла врать. Вернувшийся Лука примиряет их. Лука советует Барону быть с Настей поласковее. Барон отправляется утешать Настю. Клещ внезапно вопит, что ненавидит правду, и убегает.

Приходит Пепел. Лука рассказывает собравшимся историю о человеке, который искал праведную землю и не смог вынести того, что ее нет. Бубнов удаляется. Пепел признается Наташе в любви. Он предлагает девушке уйти вместе с ним из ночлежки. Пепел обещает, что станет честным человеком и найдет работу. Наташа не верит Пеплу, но после недолгих раздумий соглашается.

Из окна выглядывает Василиса, которая слышала разговор Наташи и Пепла. Женщина пытается поддеть бывшего любовника. Приходит Костылев. Он ругает Наташу за то, что она не работает. Василиса пытается поссорить Костылева и Пепла. Однако Луке удается успокоить Пепла. Тот уходит.

Костылев отчитывает Луку за то, что тот странствует. Лука иносказательно отвечает Костылеву, что тот — нелюдь. Костылев пытается прогнать Луку. Василиса поддакивает мужу. Шум привлекает Бубнова, который выглядывает из окна. Костылев и Василиса уходят.

Бубнов рассказывает Луке о своей жизни. Выясняется, что его жена завела любовника, который начал бить Бубнова. Тот ушел из дома и запил. Появляются Сатин и Актер. Сатин говорит Актеру, что тому не суждено покинуть ночлежку. Сатин требует от Луки рассказать, что такого он пообещал Актеру. Актер хвастает, что сегодня он не пил и устроился на работу дворником. Лука спрашивает Сатина, зачем он сбивает Актера с толку. Сатин рассказывает о своей жизни. Выясняется, что он отсидел в тюрьме за то, что убил «подлеца», который навредил его сестре. Появляется мрачный Клещ. Он говорит, что продал все инструменты, чтобы похоронить жену.

Из ночлежки слышен шум. Наташа кричит, что ее убивают. Обитатели ночлежки бросаются разнимать драку. Выясняется, что Костылев и Василиса избили Наташу и обварили ей ноги кипятком. Появляется Пепел и бьет Костылева. Тот умирает. Василиса бежит за полицейскими. Наташа мечется в беспамятстве и требует, чтобы Василису, Пепла и ее саму посадили в тюрьму.

На дне

Горький Максим

Акт четвертый

Действие возвращается в подвал ночлежки. Перегородка, отделявшая комнату Пепла, сломана, на этом месте лежит Татарин. На печи лежит Актер, за столом пьют Сатин, Барон и Настя, а на другом конце стола Клещ чинит гармонь. Все вспоминают Луку, который исчез во время переполоха вокруг убийства Костылева. Настя, Татарин и Клещ считают Луку хорошим человеком. Барон считает Луку шарлатаном. Сатин возражает, что Лука не шарлатан. Он считает, что странник повлиял на него, как «кислота на старую и грязную монету».

Барон начинает вспоминать о прошлом своей знатной семьи — говорит, что у них были дома, лакеи и кареты. Настя не верит и дразнит Барона так же, как он дразнил ее. Барон злится, Настя убегает. Через некоторое время Барон выходит, чтобы найти девушку.

Татарин начинает молиться. Актер просит Татарина помолиться за него и уходит. В подвал входят Медведев и Бубнов. За ними входит Алешка. Обитатели ночлежки выпивают и начинают петь. В подвал входит Барон и объявляет, что Актер повесился. Все замолкают. Входит испуганная Настя. Сатин негромко замечает: «Эх... испортил песню... дур‑рак!»

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации