Литературные журналы сыграли важную роль в культурной и политической жизни Российской империи. Именно на их страницах самые яркие мыслители эпохи продвигали свои идеи и дискутировали с оппонентами. В предыдущей статье мы рассказали о главных литературных журналах России XIX века. В этом материале познакомим вас с ведущими изданиями начала XX столетия. В это бурное предреволюционное время писатели существенно раздвинули эстетические и идеологические рамки русской литературы, и большая часть их значимых произведений впервые появилась именно в журналах.
Важная примета эпохи — расцвет сатирических изданий. Подобные журналы выпускались и ранее, однако именно в начале XX века они завоевали особую популярность — причем как уже известные, так и новые. Например, журнал «Будильник» был основан в 1865 году в Санкт‑Петербурге и считался весьма респектабельным изданием, поскольку рассматривал в юмористическом ключе не бытовые, а серьезные социальные темы. «Будильник» пользовался неплохим спросом у аудитории, однако серьезного коммерческого успеха не имел — его основатель карикатурист Николай Степанов придерживался умеренно‑демократических взглядов, чем оттолкнул многочисленных революционно настроенных читателей. В начале 1870‑ых Степанов покинул редакцию, после чего журнал прекратил свою работу.
Перерождение «Будильника» произошло год спустя в Москве. Новая редакция сместила акцент с социальных на бытовые темы, а также привлекла к сотрудничеству ведущих писателей и публицистов, среди которых были Антон Чехов и Владимир Гиляровский. За счет этого журналу удалось охватить широкую аудиторию. Он стал одним из самых популярных изданий и просуществовал до 1917 года.
Другим важным юмористическим журналом эпохи стал «Сатирикон». После Революции 1905 года в российском обществе созрел запрос на острую политическую сатиру. Юмористические журналы старой формации — например, «Будильник» и «Стрекоза» — опасались нападок цензоров и не решались публиковать излишне резкие материалы. Видя, что перспективная ниша пустует, художник‑карикатурист Алексей Рудаков в 1908 году основал новое издание, в которое пригласил самых остроумных авторов того времени — Сашу Черного, Надежду Тэффи, Александра Куприна и Аркадия Аверченко. Последний со временем стал главным редактором журнала. Также в «Сатириконе» публиковался Владимир Маяковский.
В 1913 году между сотрудниками издания произошел конфликт, в результате которого редакцию покинул Аверченко и несколько ключевых авторов. Они основали собственный журнал «Новый Сатирикон», в котором, помимо писателей‑юмористов, публиковались Маяковский и Александр Грин. «Новый Сатирикон» просуществовал до 1918 года и был закрыт большевиками за колкости в их адрес. Аверченко вместе с частью авторов был вынужден эмигрировать. «Сатирикон» прекратил работу еще раньше — в 1914 году. Впоследствии русские эмигранты попытались возродить журнал во Франции и Германии, но их старания не увенчались успехом.
Среди серьезных литературных изданий начала XX века наибольшую популярность завоевал «Журнал для всех». Секрет его успеха — в сочетании низкой цены, большого объема и качественного материала. Издание сотфрудничало с ведущими писателями того времени — Куприным, Чеховым, Максимом Горьким и Викентием Вересаевым. Впоследствии журнал стал одной из основных площадок символистов — в нем публиковались Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и Леонид Андреев. Закрыли «Журнал для всех» в 1906 году — по основной версии, это произошло из‑за статьи о забастовках.
Другим важным для символистов изданием стал журнал «Весы», просуществовавший с 1904 по 1909 год. Его спонсором выступил меценат Сергей Поляков, а руководителем творческого коллектива — Брюсов. Изначально они планировали создать журнал, который специализировался бы исключительно на литературной критике — издания такого типа были чрезвычайно популярны во Франции. Однако вскоре им стало понятно, что подобный формат в России не приживется, и на страницах журнала, помимо критических статей, стали появляться произведения Бальмонта, Андрея Белого, Федора Сологуба и Александра Блока. Сотрудничали «Весы» и с представителями других литературных направлений — например, с акмеистом Николаем Гумилевым.
Основным изданием самих акмеистов стал журнал «Гиперборей», который основали Гумилев и Сергей Городецкий в 1912 году. В издании публиковались Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. Впоследствии из журнала выросло одноименное издательство, которое было закрыто в 1918 году.
Другим журналом, в котором отметилось большинство акмеистов и символистов, стал «Аполлон», созданный в 1909 году. Он позиционировался как издание о «чистом искусстве». В нем печатались Гумилев, Блок, Мандельштам, Брюсов и Городецкий. Также «Аполлон» примечателен тем, что в именно в нем впервые появились стихи Ахматовой.
Журнал неоднократно подвергался критике со стороны коллег. Так, Аверченко написал сатирический рассказ «Аполлон», в котором высмеивал его идеалистическую направленность и оторванность от социальных проблем. В 1918 году журнал был закрыт. По версии его основателей, это произошло из‑за финансовых трудностей. Однако, согласно официальной версии советских властей, это произошло из‑за публикации статей с критикой большевиков. Однако это сомнительно, если принять во внимание нарочитую аполитичность редакции.
Среди литературных журналов начала XX века стоит отметить московское издание «Золотое руно», которое выходило на протяжении трех лет — с 1906 по 1909 год. В нем публиковались такие значимые писатели, как Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый, Сологуб, Андреев и Бунин.
Среди изданий, имевших отчетливую политическую окраску, следует выделить эсеровский литературный журнал «Заветы», издававшийся с 1912 по 1914 год. Инициатором его создания выступил лидер партии социалистов‑революционеров Виктор Чернов. В журнале печатались представители разных литературных направлений — символисты, акмеисты, реалисты, романтики и другие. Среди значимых авторов были Иван Бунин, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Михаил Пришвин, Ольга Форш, Блок, Гумилев, Ахматова, Горький, Сологуб и другие выдающиеся литераторы. «Заветы» регулярно подвергались нападкам со стороны цензуры, которой в конце концов удалось добиться их закрытия.
Герштейн Эмма Григорьевна
Горнунг Лев Владимирович
Богатырева Софья Игнатьевна
Нилин Александр Павлович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.