Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Литературные журналы Российской империи XX века

Литературные журналы Российской империи XX века

11.03.2024

Литературные журналы сыграли важную роль в культурной и политической жизни Российской империи. Именно на их страницах самые яркие мыслители эпохи продвигали свои идеи и дискутировали с оппонентами. В предыдущей статье мы рассказали о главных литературных журналах России XIX века. В этом материале познакомим вас с ведущими изданиями начала XX столетия. В это бурное предреволюционное время писатели существенно раздвинули эстетические и идеологические рамки русской литературы, и большая часть их значимых произведений впервые появилась именно в журналах.

Важная примета эпохи — расцвет сатирических изданий. Подобные журналы выпускались и ранее, однако именно в начале XX века они завоевали особую популярность — причем как уже известные, так и новые. Например, журнал «Будильник» был основан в 1865 году в Санкт‑Петербурге и считался весьма респектабельным изданием, поскольку рассматривал в юмористическом ключе не бытовые, а серьезные социальные темы. «Будильник» пользовался неплохим спросом у аудитории, однако серьезного коммерческого успеха не имел — его основатель карикатурист Николай Степанов придерживался умеренно‑демократических взглядов, чем оттолкнул многочисленных революционно настроенных читателей. В начале 1870‑ых Степанов покинул редакцию, после чего журнал прекратил свою работу.

Перерождение «Будильника» произошло год спустя в Москве. Новая редакция сместила акцент с социальных на бытовые темы, а также привлекла к сотрудничеству ведущих писателей и публицистов, среди которых были Антон Чехов и Владимир Гиляровский. За счет этого журналу удалось охватить широкую аудиторию. Он стал одним из самых популярных изданий и просуществовал до 1917 года.

Другим важным юмористическим журналом эпохи стал «Сатирикон». После Революции 1905 года в российском обществе созрел запрос на острую политическую сатиру. Юмористические журналы старой формации — например, «Будильник» и «Стрекоза» — опасались нападок цензоров и не решались публиковать излишне резкие материалы. Видя, что перспективная ниша пустует, художник‑карикатурист Алексей Рудаков в 1908 году основал новое издание, в которое пригласил самых остроумных авторов того времени — Сашу Черного, Надежду Тэффи, Александра Куприна и Аркадия Аверченко. Последний со временем стал главным редактором журнала. Также в «Сатириконе» публиковался Владимир Маяковский.

В 1913 году между сотрудниками издания произошел конфликт, в результате которого редакцию покинул Аверченко и несколько ключевых авторов. Они основали собственный журнал «Новый Сатирикон», в котором, помимо писателей‑юмористов, публиковались Маяковский и Александр Грин. «Новый Сатирикон» просуществовал до 1918 года и был закрыт большевиками за колкости в их адрес. Аверченко вместе с частью авторов был вынужден эмигрировать. «Сатирикон» прекратил работу еще раньше — в 1914 году. Впоследствии русские эмигранты попытались возродить журнал во Франции и Германии, но их старания не увенчались успехом.

Среди серьезных литературных изданий начала XX века наибольшую популярность завоевал «Журнал для всех». Секрет его успеха — в сочетании низкой цены, большого объема и качественного материала. Издание сотфрудничало с ведущими писателями того времени — Куприным, Чеховым, Максимом Горьким и Викентием Вересаевым. Впоследствии журнал стал одной из основных площадок символистов — в нем публиковались Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и Леонид Андреев. Закрыли «Журнал для всех» в 1906 году — по основной версии, это произошло из‑за статьи о забастовках.

Другим важным для символистов изданием стал журнал «Весы», просуществовавший с 1904 по 1909 год. Его спонсором выступил меценат Сергей Поляков, а руководителем творческого коллектива — Брюсов. Изначально они планировали создать журнал, который специализировался бы исключительно на литературной критике — издания такого типа были чрезвычайно популярны во Франции. Однако вскоре им стало понятно, что подобный формат в России не приживется, и на страницах журнала, помимо критических статей, стали появляться произведения Бальмонта, Андрея Белого, Федора Сологуба и Александра Блока. Сотрудничали «Весы» и с представителями других литературных направлений — например, с акмеистом Николаем Гумилевым.

Основным изданием самих акмеистов стал журнал «Гиперборей», который основали Гумилев и Сергей Городецкий в 1912 году. В издании публиковались Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. Впоследствии из журнала выросло одноименное издательство, которое было закрыто в 1918 году.

Другим журналом, в котором отметилось большинство акмеистов и символистов, стал «Аполлон», созданный в 1909 году. Он позиционировался как издание о «чистом искусстве». В нем печатались Гумилев, Блок, Мандельштам, Брюсов и Городецкий. Также «Аполлон» примечателен тем, что в именно в нем впервые появились стихи Ахматовой.

Журнал неоднократно подвергался критике со стороны коллег. Так, Аверченко написал сатирический рассказ «Аполлон», в котором высмеивал его идеалистическую направленность и оторванность от социальных проблем. В 1918 году журнал был закрыт. По версии его основателей, это произошло из‑за финансовых трудностей. Однако, согласно официальной версии советских властей, это произошло из‑за публикации статей с критикой большевиков. Однако это сомнительно, если принять во внимание нарочитую аполитичность редакции.

Среди литературных журналов начала XX века стоит отметить московское издание «Золотое руно», которое выходило на протяжении трех лет — с 1906 по 1909 год. В нем публиковались такие значимые писатели, как Бальмонт, Брюсов, Блок, Белый, Сологуб, Андреев и Бунин.

Среди изданий, имевших отчетливую политическую окраску, следует выделить эсеровский литературный журнал «Заветы», издававшийся с 1912 по 1914 год. Инициатором его создания выступил лидер партии социалистов‑революционеров Виктор Чернов. В журнале печатались представители разных литературных направлений — символисты, акмеисты, реалисты, романтики и другие. Среди значимых авторов были Иван Бунин, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Михаил Пришвин, Ольга Форш, Блок, Гумилев, Ахматова, Горький, Сологуб и другие выдающиеся литераторы. «Заветы» регулярно подвергались нападкам со стороны цензуры, которой в конце концов удалось добиться их закрытия.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации