Санкт‑Петербург — колыбель русской литературы. Именно здесь, в бытность города столицей Российской империи, кипела творческая жизнь. Не меньшую роль он играл в советское время, когда стал называться Ленинградом — там жили и работали ведущие прозаики, поэты и рок‑музыканты той эпохи. После распада СССР город сохранил свое влияние на развитие культурного процесса в стране. Сегодня это место, в которое стремятся попасть творческие люди со всей России.
Примечательно, что часто судьба писателей разных эпох оказывалась связана с одними и теми же домами. В прошлой статье мы начали знакомство со значимыми для русской литературы адресами СанктПетербурга. Сегодня продолжаем экскурсию по северной столице.
Первое здание на этом месте появилось в конце XVIII века. Уже в начале следующего столетия оно было перестроено по заказу княгини Шаховской. Ее дом стал центром притяжения для творческой интеллигенции. В разное время в нем останавливались такие знаменитые люди, как композитор Михаил Глинка и поэт Николай Некрасов.
В конце XIX века дом был перестроен еще раз — по заказу нового владельца купца Абрама Ушакова. Проект подготовил известный русский архитектор граф Павел Сюзор. В здании была открыта гостиница «Москва», в которой останавливался Антон Чехов. На ее первом этаже находился ресторан, который сохранился там и после Октябрьской революции.
В середине 1960‑х при ресторане было открыто безымянное кафе, которые посетители окрестили «Подмосковьем». Оно стало традиционным местом встречи представителей неформального искусства — художников, писателей и рок‑музыкантов. Со временем за кафе закрепилось неофициальное название «Сайгон». В нем бывали писатель Сергей Довлатов, поэты Евгений Рейн и Виктор Цой. Заведение было закрыто в конце 1980‑х. Сейчас в доме расположена гостиница, в баре которой висит памятная табличка о знаменитом «Сайгоне».
В первой половине XIX века на этом месте был построен дом по проекту известных архитекторов Карла Росси и Павла Жако, семье которого принадлежал участок. Во второй половине столетия дом приобрел дипломат Яков Дашков. По его заказу здание перестроили, автором проекта стал академик Императорской Академии художеств Иероним Корсини. Хозяин радушно встречал в обновленном Доме Жако многочисленных гостей — ученых, художников и писателей. Коллекция алкоголя Дашкова, которая была собрана в погребе здания, славилась на всю северную столицу.
Именно там в начале XX века режиссер Борис Пронин и открыл литературно‑артистическое кабаре «Подвал Бродячей собаки». Оно стало центром притяжения для всех значимых писателей Серебряного века, которые устраивали в кабаре концерты, лекции и участвовали в театральных выступлениях. Двери «Бродячей собаки» были открыты не только для творческой интеллигенции, но и для случайных посетителей, которых завсегдатаи иронично прозвали «фармацевтами».
Кабаре стало вторым домом для акмеистов — Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой. Последняя посвятила заведению несколько стихотворений. Часто бывали в «Бродячей собаке» и представители других литературных направлений — например, символист Константин Бальмонт и футуристы Велимир Хлебников и Владимир Маяковский. Скандальное выступление последнего, по мнению литературного критика Бенедикта Лившица, и привел к закрытию кабаре — хотя официальной причиной были названы проблемы с разрешением на продажу алкоголя. После этого писатели и театралы стали собираться в кабаре «Привал комедиантов».
Во время Великой Отечественной войны в подвале Дома Жако было оборудовано бомбоубежище. В начале XXI века в здании в память об излюбленном месте авторов Серебряного века открылось арт‑кафе «Бродячая собака». Неподалеку от Дома Жако установлен памятник Остапу Бендеру — главному герою дилогии Ильи Ильфа и Евгения Петрова — по проекту известных российских скульпторов Альберта Чаркина и Вячеслава Бухаева.
Перенявшее эстафету «Бродячей собаки» кабаре «Привал комедиантов» расположилось в Доме Адамини, который был назван в честь спроектировавшего его русско‑швейцарского архитектора. Задние было построено в начале XIX века. Дом необычной треугольной формы занял участок между Марсовым полем, набережной реки Мойки и Аптекарским переулком. Изначально там располагался доходный дом — здание, построенное для сдачи квартир в аренду. Среди его известных постояльцев был ученый Павел Шиллинг, который прославился изобретением электромагнитного телеграфа.
«Привал комедиантов» открылся в Доме Адамини в начале XX века. У истоков заведения стояли те же люди, которые сыграли ключевую роль в судьбе «Бродячей собаки» — режиссер Борис Пронин, поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова, а также писатель Корней Чуковский. Однако повторить успех предшественника новому кабаре не удалось. Ряд современников считает, что это произошло из‑за нового формата заведения. Если «Бродячая собака» была по большей части местом сбора «своих», где не жаловали «фармацевтов», то «Привал комедиантов» взял курс на привлечение зрителей — на выступления продавались билеты. Именно это и оттолкнуло от заведения знаменитых завсегдатаев. В итоге кабаре просуществовало три года.
В советское время в Доме Адамини жили писатели Леонид Андреев, Анна Ахматова, Юрий Герман и Вера Панова. Сейчас здание имеет статус Объекта культурного наследия федерального значения.
Горнунг Лев Владимирович
Лившиц Екатерина Константиновна
Герштейн Эмма Григорьевна
Прокопов Тимофей Федорович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.