Австралийская литература — а также примкнувшая к ней новозеландская — самые молодые в мире. Они появились лишь в конце XVIII века, после превращения континента и островов в британские колонии. Из‑за этого они долгое время были тесно связаны с английской литературой, ведь их создавали носители британской культуры на английском языке. Австралийские аборигены и новозеландские племена маори долгое время не имели собственной письменности, поэтому начали влиять на литературу региона значительно позже.
Первыми авторами, писавшими о новом континенте, стали британские военные: они создавали путевые заметки и мемуары. Первоначально Австралия была местом ссылки каторжников, и они сыграли большую роль в становлении австралийской литературы. Первый истинно австралийский роман — автобиография каторжника Генри Сейвери, названная Quintus Servinton, которая вышла в 1830 году. Влияли заключенные и на формирование поэзии региона — сочиняли песни, по своему стилю напоминавшие ирландские и английские баллады, но отличавшиеся от них тематикой. Каторжники воспевали вольную жизнь, ловких беглецов и благородных разбойников, приправляя свои тексты черным юмором.
Первые поэты Австралии ориентировались на английский классицизм, добавляя в него экзотические темы: столкновение дикости и цивилизации, фольклорные мотивы аборигенов и описание местной природы. Их все удачно объединил в своем творчестве Чарльз Харпур. Сейчас он считается самым выдающимся австралийским поэтом XIX века, а его произведения — национальным достоянием страны. Харпур был потомком ирландских каторжников, поэтому в его поэзии, помимо прочего, отчетливо прослеживалась тема борьбы с несвободой.
Значительную роль в формировании национальной литературы Австралии сыграл еженедельник The Bulletin, первый номер которого вышел в 1880 году. Именно благодаря ему австралийская культура стала все более заметно обособляться от британской. На страницах еженедельника публиковались многие знаковые авторы той эпохи, в том числе поэт Эндрю Бартон Патерсон, воспевавший сельскую жизнь и красоту местной природы. Его песня «Вальсируя с Матильдой» даже рассматривалась в качестве одного из вариантов гимна страны на специальном голосовании. Одна из причин — обилие австрализмов, непонятных чужестранцам. Сейчас композиция считается неофициальным гимном континента.
Отмежевание новозеландской литературы от британской шло быстрее, чем в Австралии, за счет живого интереса писателей к культуре маори. Они собирали и переводили фольклор, а также сочиняли собственные произведения о природе Новой Зеландии, местных традициях и отношениях с коренным населением, зачастую значительно романтизируя реальность. В то же время британцы помогали маори создавать их собственную письменность и переводили на их язык христианские тексты.
Европейские колонизаторы и их потомки подробно описывали австралийские племена и активно использовали их фольклор в своем творчестве. Однако участие самих коренных жителей континента в литературном процессе, мягко скажем, не приветствовалось. Первый писатель среди австралийских аборигенов появился лишь в начале XX века. Им стал проповедник Дэвид Юнайпон. Во время миссионерской работы ему не раз приходилось сталкиваться с расизмом, когда ему отказывали в еде и ночлеге из‑за цвета кожи. Пренебрежение к своему труду он почувствовал и в литературе. Часть трудов Юнайпона по обработке фольклора аборигенов под своим именем выпустил шотландец Уильям Рамсей Смит. Позднее подлог обнаружили, и книга «Легенды австралийских аборигенов» вышла под именем настоящего автора.
Первой аборигенкой‑поэтессой стала Уджеру Нунуккал. Она выпустила дебютный сборник стихов в 1964 году. Ее путь в литературу тоже был нелегким. Из‑за расовых предрассудков ее часто обвиняли в плагиате. Потомки колонизаторов попросту не могли поверить, что аборигенка способна сочинять стихи. Также поэтессу часто упрекали за политический активизм: Нунуккал много писала об ущемлении прав аборигенов.
И это был не просто провокационный жест. В то время в Австралии в отношении коренных жителей действовало множество дискриминационных законов. В их числе — насильственное изъятие детей у родителей‑аборигенов и помещение их в приюты или приемные семьи. По задумке авторов программы, она должна была способствовать ассимилированию аборигенов в белом обществе.
Однако вышло ровно наоборот. Такие дети чувствовали себя несчастнее, чем их сверстники, а когда они вырастали, то чаще других совершали преступления и употребляли наркотики. За шесть десятилетий действия программы были искалечены жизни около 25 тысяч детей, которых стали называть «украденным поколением». Именно украденное поколение стало центральной темой в творчестве писательницы Салли Морган, которую в детстве тоже разлучили с семьей. В Новой Зеландии же удалось избежать большинства проблем, связанных с дискриминацией, однако произведения первых писателей‑маори стали издаваться лишь во второй половине XX века.
Мировое признание австралийская литература получила только в конце прошлого столетия. В 1973 году Патрик Уайт получил Нобелевскую премию. Четыре года спустя австралийская писательница с новозеландскими корнями Колин Маккалоу выпустила семейную сагу «Поющие в терновнике». Книга сразу же стала международным бестселлером и была переведена более чем на 20 языков. Экранизация романа завоевала четыре «Золотых глобуса».
Современная литература Австралии и Новой Зеландии представлена множеством популярных авторов, которые работают практически во всех жанрах. В числе наиболее значимых писателей региона — фантаст Джей Кристофф, автор криминальных романов Крис Хаммер и двукратный обладатель Букеровской премии Питер Кэри.
В этой подборке мы представляем вам лучшие книги самых известных литераторов Австралии и Новой Зеландии — от признанных мэтров до молодых авторов.
Вудланд Грег
Гренвилл Кейт
Айлингтон Джеймс
Сазерленд Кристал
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.