
Лейтенантская проза — одно из самых значимых направлений в советской литературе второй половины XX века. Его основателями стали писатели‑фронтовики, прошедшие Великую Отечественную войну в звании младших офицеров — лейтенантов, командиров взводов и рот. Именно их личный боевой опыт, глубокое осмысление пережитого и желание донести до читателей «окопную правду» и легли в основу произведений этого направления.
Важная черта лейтенантской прозы — автобиографичность. Многие авторы писали о событиях, в которых участвовали лично. Детали фронтового быта, тактика боя, психология человека на войне — все это передано с поразительной точностью, ведь сами писатели буквально смотрели смерти в лицо.
Представители лейтенантской прозы заостряют внимание не только на подвигах своих героев, но и на их внутренних конфликтах, страхах и неоднозначных решениях. Их герои — не безликие «винтики», а живые люди со своими сомнениями и слабостями. И хотя лейтенантская проза крайне патриотична, ее авторы избегали романтизации войны, подчеркивая ее бессмысленную жестокость и трагизм.
В этой подборке мы расскажем о пяти самых ярких представителях лейтенантской прозы и расскажем, какие книги про Великую Отечественную войну стоит прочитать каждому.
Виктор Некрасов — писатель, драматург, публицист, чье творчество дало жизнь всему направлению лейтенантской прозы. Участник Великой Отечественной войны. Был награжден медалью «За отвагу», медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Красной Звезды.
В 1941 году Некрасов, несмотря на полагавшуюся ему бронь — в то время он служил в театре — добровольцем отправился на фронт. Служил инженером‑сапером, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса и Польши. Был дважды ранен. После второго ранения в 1945 году Некрасова демобилизовали по состоянию здоровья.
Во время лечения в госпитале Некрасов начал работу над повестью «В окопах Сталинграда», в которой он хотел показать войну максимально достоверно. Писатель не особо рассчитывал на ее публикацию, поскольку она не отвечала негласным требованиям, которые предъявляли к произведениям о войне чиновники от литературы: в ней не было дифирамбов в адрес коммунистической партии, а также встречались антигерои из числа советских военнослужащих — штабисты‑карьеристы, виновные в смерти солдат, приспособленцы и дезертиры.
Однако молодому автору помогло личное вмешательство Александра Твардовского, который в 1946 году «пробил» публикацию повести в журнале «Знамя». Произведение Некрасова высоко оценили писатели‑фронтовики: Борис Слуцкий, Андрей Платонов, Даниил Гранин и Василь Быков. Также положительно о повести отозвался Варлам Шаламов. Именно повесть «В окопах Сталинграда» стала главным катализатором для развития лейтенантской прозы — другие писатели‑фронтовики тоже стали создавать более откровенные произведения о войне.
В 1947 году произошла еще одна неожиданность — Некрасову вручили Сталинскую премию второй степени. По воспоминаниям писателя, это произошло, несмотря на противодействие со стороны главы Союза писателей СССР Александра Фадеева. Повесть получила всесоюзную известность. Она легла в основу популярного фильма «Солдаты», который снял режиссер Александр Иванов. Главные роли в нем исполнили Иннокентий Смоктуновский, Всеволод Сафонов и Леонид Кмит.
Однако отношения Некрасова с советской властью вскоре испортились. Никита Хрущев был недоволен политическими взглядами писателя, его активной гражданской позицией и дружбой с диссидентами. Во времена Леонида Брежнева Некрасова стали травить, что побудило его запросить разрешение на выезд за границу. Писатель переехал во Францию, был лишен советского гражданства, а его книги были изъяты из всех библиотек СССР и не переиздавались вплоть до Перестройки.
Некрасов Виктор Платонович
Василь Быков — писатель‑фронтовик, яркий представитель лейтенантской прозы, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. Был награжден медалью «За боевые заслуги» и Орденом Отечественной войны I степени.
Быков был призван в армию в 1942 году. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии. Был трижды ранен. После войны он продолжил служить в армии, уволился в запас в середине 1950‑х годов.
В это же время Быков начал заниматься литературой. Все работы писатель сначала создавал на белорусском языке, а затем переводил их на русский. Литературоведы отмечают, что нередко между оригиналами произведений Быкова и их переводами были серьезные различия. Это объясняется тем, что работы на белорусском языке проходили менее серьезную цензуру, чем на русском.
Дебютное произведение Быкова — рассказ «Допекло» — было опубликовано в 1947 году в одном из минских журналов. Всесоюзная известность пришла к писателю через 15 лет — после публикации повести «Третья ракета». В ней рассказывалось о шести советских солдатах, которые оказались в окружении в Румынии. В этом произведении проявились основные черты авторского стиля Быкова: углубление в психологию каждого персонажа и исследование темы предательства на войне. Через два года после публикации режиссер Ричард Викторов снял по повести одноименный фильм, главные роли в котором исполнили Станислав Любшин и Георгий Жженов.
Вершиной творчества Быкова литературные критики считают повесть «Сотников». По словам самого автора, ее замысел возник, когда он в 1944 году встретил в лагере военнопленных своего бывшего сослуживца. Тот рассказал ему, что, попав в плен, попытался выиграть время для побега, сотрудничая с немцами и власовцами. Однако сбежать из плена ему так и не удалось, и его «хитрость» превратилась в полновесное предательство.
Быков Василь Владимирович
Этот разговор натолкнул Быкова на размышления о беспомощности человека перед непреодолимыми обстоятельствами и последствиях морального выбора, совершенного в экстремальных условиях. Для иллюстрации этих размышлений он выбрал персонажей‑партизан, черты характера которых постепенно раскрывались по мере продвижения к трагическому финалу.
Изначально произведение называлось «Ликвидация», однако затем Быков переименовал его в честь главного героя. Через шесть лет после публикации повести режиссер Лариса Шепитько сняла по ее мотивам фильм «Восхождение». В настоящее время «Сотников» включен в список «100 книг для школьников», рекомендованный Минобром России.
Юрий Бондарев — писатель‑фронтовик, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, Большой литературной премии России и премии «Ясная Поляна». Был награжден медалью «За оборону Сталинграда», двумя медалями «За отвагу» и Орденом Отечественной войны I степени.
Бондарева призвали в армию в 1942 году. Он участвовал в обороне Сталинграда, форсировании Днепра, освобождении Киева и Чехословакии. Был дважды ранен. После войны поступил в Литературный институт имени Горького, где его наставником стал Константин Паустовский.
Во время учебы в вузе Бондарев опубликовал свой первый рассказ «В пути». Всесоюзную известность писателю принесла повесть «Батальоны просят огня», в которой он опирался на личный опыт форсирования Днепра. Произведение высоко оценили критики и коллеги Бондарева, среди которых был и Василь Быков. Повесть легла в основу одноименного фильма, который сняли режиссеры Александр Боголюбов и Владимир Чеботарев.
Другим известным произведением Бондарева стал роман «Горячий снег», который был посвящен Сталинградской битве. В центре сюжета — взвод лейтенанта Кузнецова, который должен во что бы то ни стало удержать позиции и не дать немецким танкам прорваться на помощь окруженной армии генерала Паулюса. Однако у бойцов отряда заканчиваются снаряды, а помощь все не приходит...
Через два года после выхода романа режиссер Гавриил Егиазаров снял одноименный фильм, главные роли в котором исполнили Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов и Вадим Спиридонов. Сейчас роман «Горячий снег» входит в список «100 книг для школьников», рекомендованный Минобром России.
Другим известным произведением Бондарева стал роман «Горячий снег», который был посвящен Сталинградской битве. В центре сюжета — взвод лейтенанта Кузнецова, который должен во что бы то ни стало удержать позиции и не дать немецким танкам прорваться на помощь окруженной армии генерала Паулюса. Однако у бойцов отряда заканчиваются снаряды, а помощь все не приходит...
Через два года после выхода романа режиссер Гавриил Егиазаров снял одноименный фильм, главные роли в котором исполнили Георгий Жженов, Анатолий Кузнецов и Вадим Спиридонов. Сейчас роман «Горячий снег» входит в список «100 книг для школьников», рекомендованный Минобром России.
Бондарев Юрий Васильевич
Бондарев Юрий Васильевич
Константин Воробьев — писатель, участник Великой Отечественной войны, партизан, один из самых ярких, но недооцененных представителей лейтенантской прозы. Был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.
На фронт Воробьев отправился в октябре 1941 года, а уже в конце ноября получил контузию и попал в плен. Он дважды пытался бежать из плена, вторая попытка оказалась удачной. После нее Воробьев присоединился к литовским партизанам и стал их командиром. В это время он написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!».
Через год советские войска освободили литовский город Шяуляй, где Воробьева назначили начальником местной противовоздушной обороны. После окончания войны он попытался опубликовать повесть «Это мы, Господи!» в журнале «Новый мир», однако редакция ему отказала — в то время не могло идти и речи о том, чтобы опубликовать в крупном литературном журнале произведение о военнопленных. В итоге повесть была опубликована лишь во времена Перестройки.
Писателю удалось найти дорогу к читателю только в 1956 году. Его дебютной книгой стал сборник рассказов «Подснежник», изданный в Вильнюсе. Самым же известным произведением Воробьева стала повесть «Убиты под Москвой». В центре повествования — рота молодых плохо вооруженных кремлевских курсантов, которая вступает в неравный бой с наступающей на Москву немецкой армией.
Воробьев Константин Дмитриевич
Воробьев Константин Дмитриевич
Благодаря Твардовскому повесть удалось опубликовать в журнале «Новый мир» — правда, со значительными купюрами. Однако даже в таком виде произведение вызвало нападки со стороны критиков. С тех пор Воробьев попал в опалу: его практически перестали публиковать за пределами Литовской ССР. Тем не менее, его произведения по достоинству оценили писатели‑фронтовики, среди которых были Виктор Астафьев, Евгений Носов, Юрий Бондарев и Александр Солженицын.
Борис Васильев — писатель, сценарист, лауреат Государственной премии СССР и Премии президента Российской Федерации. Участник Великой Отечественной войны, был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
В 1941 году ушел на фронт добровольцем, не успев окончить школу. Под Смоленском его истребительный батальон попал в окружение. Васильеву удалось самостоятельно из него выйти. После этого он служил в Воздушно‑десантных войсках. В 1943 году получил контузию и был демобилизован.
В 1950‑х годах Васильев пробует себя в качестве драматурга и сценариста. Его дебютом стала пьеса «Танкисты», поставленная в Центральном академическом театре Советской армии. В 1960‑х годах он дебютировал в прозе с повестью «Иванов катер».
Всесоюзную известность Васильеву принесла повесть «А зори здесь тихие» о подвиге девушек‑зенитчиц, которые вместе со старшиной Васковым должны поймать немецких диверсантов. Повесть была неоднократно экранизирована, для фильма Станислава Ростоцкого сценарий подготовил сам Васильев. Несмотря на популярность среди читателей, произведение раскритиковали некоторые писатели‑фронтовики, отметив его «нереалистичность».
Другим известным произведением Васильева стала повесть «В списках не значился», посвященная подвигу защитников Брестской крепости. Она стала основой для одноименного спектакля Марка Захарова, главные роли в котором исполнили Александр Абдулов, Елена Шанина и Олег Янковский. Повесть была дважды экранизирована: фильмы по ее мотивам создали режиссеры Андрей Малюков и Сергей Коротаев.
Симонов Константин Михайлович
Яковлев Юрий Яковлевич
Шумилин Александр Ильич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.