
Владимир Набоков — русский писатель, один из наиболее важных авторов XX века. Он вошел в историю мировой литературы как непревзойденный стилист. Для его прозы характерны игра слов, обилие изысканных метафор и искусное обращение с лейтмотивами. Произведения Набокова обогатили не только русскую, но и английскую словесность. Он превосходно знал английский — по его собственному признанию, читать и писать на этом языке он начал раньше, чем на русском — поэтому с равным успехом сочинял романы и на том, и на другом языке.
Также Набоков был превосходным переводчиком: перевел два своих произведения с английского на русский, учтя при этом особенности каждого языка; познакомил англоязычных читателей с «Евгением Онегиным» Александра Пушкина, «Героем нашего времени» Михаила Лермонтова и «Словом о полку Игореве», а русскоязычных читателей — с произведениями Льюиса Кэрролла и французского нобелиата Ромена Роллана: французским языком Набоков также владел в совершенстве.
Набоков Владимир Владимирович
Исследователям, изучающим творчество великих писателей, зачастую трудно определить источники их вдохновения, а также правильно сформулировать их творческий метод. К счастью, Набоков оставил после себя многочисленные материалы о творчестве русских и зарубежных писателей — от личных заметок и расшифровок прочитанных им лекций до критических статей и литературоведческих работ. Эти материалы дают четкое представление о литературных вкусах Набокова и помогают верно интерпретировать его собственные произведения.
Одной из первых литературоведческих работ писателя стало его эссе о Пушкине. Оно было написано на французском языке для выступления на собрании по случаю столетия со дня смерти классика в Брюсселе. Основной же массив литературоведческих работ Набокова появился несколько позже. В 1940 году перед отъездом в США он начал готовить курс лекций по русской литературе, который планировал прочитать американским студентам.
Через год у Набокова появилась такая возможность: он прочел в летней школе Стэнфордского университета курс по истории русской литературы. Затем писатель на протяжении полутора десятилетий знакомил с творчеством своих бывших соотечественников студентов женского колледжа Уэллсли, Корнеллского университета и Гарварда. На лекциях Набоков рассказывал американским студентам, далеким от русской культуры, о своих любимых писателях и советовал их лучшие, на его взгляд, произведения. Впоследствии материалы, использованные при подготовке к занятиям, легли в основу сборника «Лекции по русской литературе», который был опубликован уже после смерти Набокова. Его подготовил известный американский библиограф Фредсон Боуэрс вместе со вдовой и сыном писателя. На русском языке этот труд вышел под редакцией переводчика и исследователя Андрея Бабикова.
Набоков Владимир Владимирович
Примечательно, что на своих лекциях Набоков говорил не только об авторах, которых любил и ценил, но и о тех, чье творчество было ему чуждо. Среди них — Максим Горький, чей рассказ «На плотах» Набоков приводил в качестве примера «топорного стиля», и Федор Достоевский, которого Набоков считал «посредственным» автором, грешившим «длинными пустошами литературных банальностей», «религиозной экзальтацией, переходящей в мелодраматическую сентиментальность» и созданием «целой галереи неврастеников и душевнобольных». Тем не менее даже у нелюбимого Достоевского Набоков отмечал плюсы: так, он называл его «мастером хорошо закрученного сюжета».
В «Лекциях» Набоков разбирает пять произведений Достоевского: романы «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы» и повесть «Записки из подполья». Однако студентам он советовал только повесть «Двойник», в которой отмечал фонетическую и ритмическую выразительность, а также обилие «почти джойсовских» подробностей. Правда, Набоков сразу делал оговорку — своими лучшими чертами произведение обязано Николая Гоголю, которому, по его мнению, подражал Достоевский.
Достоевский Федор Михайлович
Гоголь — один из любимых авторов Набокова. Он называл классика «самым необычным поэтом и прозаиком, каких когда‑либо рождала Россия». Набоков не только подробно разбирал произведения Гоголя на занятиях со студентами — в «Лекции» вошли его размышления о повести «Шинель» и поэме «Мертвые души», которые он, разумеется, рекомендовал к прочтению — но и подготовил отдельную литературоведческую работу, посвященную его творчеству.
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Набоков Владимир Владимирович
Однако Гоголь занимал лишь второе место в топе русских классиков, который составил Набоковым. Первое место — исключая Пушкина и Лермонтова, которых писатель вынес за скобки — занял Толстой, которого Набоков назвал «непревзойденным русским прозаиком». Он отмечал, что творчество классика отличает «могучая, хищная сила, оригинальность и общечеловеческий смысл». Набоков рекомендовал студентам «грандиозную» «Войну и мир» и «бессмертную» «Анну Каренину» — ей отведена довольно объемная глава в «Лекциях», в которой он разобрал образы героев, композицию романа и его хронологию. Также в «Лекциях» Набоков рекомендовал повесть «Смерть Ивана Ильича», которую он назвал «самым ярким, самым совершенным и самым сложным произведением Толстого».
Толстой Лев Николаевич
Толстой Лев Николаевич
Толстой Лев Николаевич
Третье место в набоковском списке лучших русских писателей занял Антон Чехов. Набоков отмечал тонкое чувство юмора Чехова, богатство его интонаций, нелюбовь к пышным и вычурным фразам, а также подчеркнутую аполитичность — последнюю он считал особым достоинством, которого был лишен, например, Горький. Набоков советовал студентам читать рассказы Чехова, а также его пьесы — в лекциях приведены разборы рассказа «Дама с собачкой», повести «В овраге» и пьесы «Чайка».
Чехов Антон Павлович
Чехов Антон Павлович
Четвертое место в списке лучших досталось Ивану Тургеневу — несмотря на то, что Набоков считал его «не великим, но милым» писателем. Набоков отмечал пластичность, музыкальность и текучесть прозы Тургенева, которые во всей полноте проявились в его рассказах — особенно в «Записках охотника» — и называл его «превосходным пейзажистом». В «Лекциях» Набоков разобрал романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Новь» и «Отцы и дети» — последний он назвал «одним из самых блистательных произведений XIX века» и рекомендовал его студентам.
Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев Иван Сергеевич
Из современной Набокову русской литературы он советовал студентам «необыкновенный» роман «Петербург» Андрея Белого, которого он считал предшественником Джеймса Джойса, и стихотворения Александра Блока. Советскую же литературу Набоков не признавал — называл ее «писаниной», которая была создана для удовлетворения нужд тоталитарного государства — и считал, что лучшие книги второй половины XX века создали авторы‑эмигранты.
Белый Андрей
Забавников Иван
Успенский Эдуард Николаевич
Мерников Андрей Геннадьевич
Лобачева Дарья Эдуардовна
Голлов А. Дж.
Сергеев Кирилл Борисович
Назарова Ольга Станиславовна
Иствуд Кира
Хворост Александра Юрьевна
Кайдалов Антон Сергеевич
Чароит Алан
Уэльбек Мишель
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Маршак Самуил Яковлевич
Лобб М.К.
Авсянникова Екатерина Викторовна
Линь Эон
Гайдель Екатерина Анатольевна
Фэйсян Цзюлу
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.