В новой книге Анна Матвеева, лауреат Премии им. Бажова («Горожане»), финалист премий «Большая книга» («Подожди, я умру — и приду», «Девять девяностых», «Завидное чувство Веры Стениной») и «Национальный бестселлер» («Девять девяностых») рассказывает о судьбах восемнадцати натурщиц, позировавших великим художникам — от античного Апеллеса до Врубеля.
Среди ее героинь — первая известная истории натурщица, знаменитая афинская гетера Фрина, муза Праксителя и Апеллеса. Именно она стала прообразом мраморной статуи Афродиты. До того, как она начала позировать Праксителю, в искусстве существовала традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин — всегда одетыми. Красота Фрины не позволила Праксителю скрывать ее от людских глаз, и он положил начало новой традиции, став первым, кто изваял женщину без одежды. Статуя, первоначально отвергнутая заказчиком, впоследствии стала столь популярна, что ее стали изображать на древнегреческих монетах — драхмах. Сегодня копии той статуи Афродиты Книдской, которую по образу и подобию Фрины изваял Пракситель, хранятся в различных музеях мира — Лувре, Глиптотеке, ГМИИ им. Пушкина... Кроме того, образ Фрины — красивейшей из античных гетер — вдохновлял впоследствии и художников более поздних, например, итальянца Сандро Боттичелли, британца Уильяма Тёрнера, француза Жан-Леона Жерома и польского россиянина Генриха Семирадского.
Матвеева Анна
Другой музе, Симонетте Веспуччи, даже не пришлось быть натурщицей в полном смысле слова. Ее красотой восхищался десяток художников раннего Возрождения, ее образ стал сквозным в картинах Сандро Боттичелли, но писал ее он всегда исключительно по памяти. Симонетта оказалась близкой ко двору Медичи во Флоренции в то время, когда Боттичелли был там придворным художником. Он вряд ли хотя бы раз говорил с Симонеттой, она даже не позировала ему, но это не имело ровно никакого значения. Даже смерть красавицы от чахотки в возрасте 23 лет ничего не изменила — Симонетта поселилась в сердце художника навсегда.
Муза великого Рафаэля была дочерью булочника, и этого факта до сих пор стесняются некоторые почитатели его таланта. На самом деле эта простая девушка стала для Рафаэля больше, чем просто натурщицей и музой. Она была любовью всей его жизни. Они повстречались впервые на берегу Тибра, где Рафаэль гулял в поисках подходящего типажа для героини фрески «Амур и Психея». Маргарита Лути стала его Психеей, родственной душой на долгие годы. По сведениям, которые приводит Анна Матвеева, муза совсем ненадолго пережила художника и умерла в начале 1520-х годов, в то время как великий мастер Возрождения скончался 6 апреля 1520-го.
У Рубенса, мастера фламандского барокко, было две музы. Двадцать лет жизни он прожил с женой Изабеллой Брант, которую очень любил и которая была ему и музой, и другом. Но она умерла от чумы, когда самому художнику было уже 49 лет. Благодаря Изабелле большую часть жизни Рубенс был по-настоящему счастлив. А это редкость среди людей искусства. Именно в браке он написал «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» — работы, сделавшие его живым классиком эпохи. Вторая муза Рубенса — прекрасная Елена Фоурмен — была на 38 лет младше его. Он встретился с ней в Антверпене, куда вернулся после четырех лет путешествий, в которых пытался забыть о потере жены. Эта девочка сумела пробудить в зрелом мастере пыл и страсть. Его картины благодаря ей задышали по-новому.
С одной стороны, все истории взаимоотношений художников с музами похожи. В каждой из них есть место восхищению красотой, почитанию таланта, любви. С другой, каждая из них имеет свой оттенок чувства, будь то бурная страсть или тихая платоническая преданность. Анна Матвеева рассказала около тридцати правдивых сюжетов, перипетии которых читатель проживает вслед за героями, несмотря на столетия, их разделяющие.
«Ты не человек, не личность, не женщина. Ты — часть картины, фрагмент замысла, кусочек вечности. Потом все умрут, их забудут — а ты будешь смотреть из рамы на потомков, загадочно улыбаться и все так же крепко сжимать в руке этот треклятый кувшин. Начиная позировать своему мастеру, ты еще не знаешь, Мастер ли он. Три франка в час, или „мсье, я сделаю это бесплатно, ведь мне так нравятся ваши картины“? Будет ли твой портрет висеть в музее, или его перекрасит тот, кто талантливее? Натурщица — полноправная участница как провала, так и успеха любой картины. Боттичелли без Симонетты, Рембрандт без Саскии, Модильяни без Жанны — кем были бы в жизни они? Натурщицы — вечные музы и соавторы, а еще — главные свидетели того, как рождались шедевры. Они о многом могли бы рассказать — и о себе, и о художниках, и об искусстве... Если бы их, конечно, спросили».
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.