Издательство АСТ выпустило новую книгу Александра Панчина «Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений». Редакция сайта ast.ru пообщалась с автором о его книге.
АСТ: Почему вы решили написать книгу о паранормальном? И почему у нее такое название «Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений»?
Александр Панчин: Для меня всегда было удивительной загадкой: почему люди верят в странные вещи? Ведь бывает так, что человек умен, образован, но, например, боится ездить в 13 вагоне поезда и каждый раз шарахается от черных котов, перебегающих ему дорогу. Один человек видит на фотографии простую подгоревшую гренку, а другой – чудо, явление Девы Марии. Почему одни верят, что их жизнь зависит от сверхъестественных сил, а другие нет?
Мне кажется, что эта тема ужасно интересна! И в то же время очень серьезна. Поясню на нескольких примерах из книги. Девочка по имени Эвелин Васкез страдала лунатизмом – ходила во сне. Так часто бывает у детей. Но мама решила, что в ее дочь вселился Дьявол и зарезала ребенка.
Журналистка Кэри Попп думала, что у нее дома завелось приведение: она слышала голоса, ощущала какое-то зловещее присутствие. Когда освящение помещений не помогло, она обратилась за помощью к скептикам и те предложили ей вызвать газовую службу. Оказалось, что у нее была утечка угарного газа и догадка скептиков, возможно, спасла ей жизнь.
Если посмотреть не на судьбы отдельных людей, а на масштабные социальные явления, то все еще серьезней. Сколько жертв у альтернативной медицины? Заряженная вода от рака, пустые сахарные шарики от энцефалита, экстрасенсы, снимающие с доверчивых людей «родовые проклятия», которые сами же и выдумали ради удовлетворения безмерной алчности.
АСТ: Но что плохого, если человек просто верит в какую-нибудь антинаучную ерунду, и это не причиняет вреда ни ему, ни другим людям?
Александр Панчин:Мир паранормального – это не только безобидные приметы, но и огромная, страшная и нередко бесчеловечная индустрия. Победить ее не представляется возможным, но если несколько человек задумаются и перестанут смотреть «битву экстрасенсов» и смогут защититься от шарлатанов – уже хорошо.
Вот и возникла идея разобраться в том, откуда берутся всевозможные мистические идеи. Где мы можем точно сказать: так не бывает. А где, возможно, найдется какое-то интересное объяснение необычному опыту людей.
Но передо мной стояла еще одна задача. По теме паранормального написано очень много книг, в том числе совершенно замечательных. Но у большинства из них есть один недостаток – их вряд ли прочитают те люди, которое больше всего нуждаются в такой литературе, люди далекие от науки и скептицизма.
Как их увлечь, переубедить и при этом не обидеть? Я попробовал написать книгу, которая внешне похожа на учебник магии. Прежде, чем критиковать какие-то заблуждения, я пытаюсь подробно объяснить те универсальные ошибки мышления, которые заставляют поверить в то, чего на самом деле нет. При этом я старался быть максимально сдержанным в “разоблачающей части” и даже рассказываю в некоторых главах о том, как могли бы работать некоторые формы магии и как современные технологии могут сделать то, что обещают некоторые экстрасенсы.
Название книги и большинства глав содержат отсылки к книгам о Гарри Поттере. Например, есть глава «Дементоры», «Инферналы», «Окклюменция». Оказалось, что можно провести интересные параллели между паранормальным из вымышленного мира, где магия на самом деле работает и тем, во что люди верят на самом деле. Ранее похожий прием использовал Элиезер Юдковский, автор книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Получилось отменное художественное произведение с хорошими гуманистическими идеями. Ну а я решил повторить похожий прием в научно-популярном жанре. Тем более что сами книги Роулинг я читал на языке оригинала и с большим удовольствием.
АСТ: Известно, что ученые-естественники отказались от серьезного рассмотрения всякого рода сверхъестественных явлений. И произошло это не потому, что попыток получить достоверные факты о существовании этих явлений (изучение призраков, «биополей» и прочего) было недостаточно. Насколько длительную историю имеют эти исследования, и можно ли об этом (а главное, о природе тяги к лженауке, мистике и эзотерике у людей без ЕН-образования) почитать в вашей новой книге?
Александр Панчин: Одна из центральных идей, которые я пытаюсь донести до своих читателей, состоит в том, что вера в сверхъестественное связана с особой предрасположенностью нашего мозга к определенным типам заблуждений. Никакое естественнонаучное образование не гарантирует, что человек не начнет верить в странные вещи. Вспомним биолога Петра Гаряева и его веру в то, что матерные слова влияют на ДНК. Или Ирину Ермакову, которая заявляла, что технология генной инженерии имеет инопланетное происхождение. Даже люди с выдающимися научными достижениями оказывались верующими в паранормальное. Например, английский химик и физик Уильм Крукс верил в духов. При этом он некоторое время занимал должность президента Лондонского Королевского общества. Ученого легко обманул фотограф и медиум Уильям Хоуп, создав изображение духа при помощи двойной экспозиции: перенес лицо умершей жены Крукса со старого снимка на новый.
А вообще проверки паранормальных способностей ведутся очень давно. Еще в 1922 году иллюзионист Гарри Гудини вместе с журналом Scientific American предлагали вознаграждение любому, кто сможет доказать, что является медиумом, магом или экстрасенсом. Сегодня существует масса организаций (в том числе и отечественная Премия имени Гарри Гудини
(*От ред.: На Западе аналогом премии Гудини является фонд иллюзиониста Джеймса Рэнди, который предлагал 1 миллион долларов тому, кто в контролируемых условиях покажет какие-нибудь (любые) сверхъестественные способности), членом экспертного совета которой я являюсь) с аналогичными предложениями. Проверок были сотни и все безуспешны. В США была программа Stargate, сначала при военной разведке, потом при ЦРУ, где исследовались паранормальные способности. В итоге проект был закрыт: несмотря на солидные вложения, практического результата он не принес.
АСТ: Имеет ли экономический смысл деятельность по «перековыванию» массового сознания в сторону отрицания разного рода мистики и эзотерики? Не может ли оказаться, что все это вполне безопасные вещи и имеет смысл просто «оставить детям их игрушки»? Зачем тратить на борьбу с «детскими болезнями цивилизации» драгоценное время и силы?
Александр Панчин: Есть такой сайт
http://whatstheharm.net/, где собраны истории о жертвах самого разного рода заблуждений. Самый известный пример – случай Аннелизы Михель. Девушка страдала височной эпилепсией, но семья решила, что она одержима. Десять месяцев ее подвергали обрядам экзорцизма. Ее нашли мертвой от истощений, с разодранными ногами от частых коленопреклонений.
Многочисленные люди запустили свое здоровья, пытаясь вылечить серьезные заболевания средствами альтернативной медицины. Тут известный пример – Стив Джобс. У него была диагностирована форма рака, которая вполне поддавалась удалению, но Джобс решил отказаться от операции. Он пытался лечиться веганскими диетами, иглоукалыванием, траволечением и походами к медиумам. Все это не помогло и ему все же пришлось согласиться на операцию. Но за это время опухоль успела дать метастазы, что и привело к смерти.
Мне кажется, что если наши усилия по просвещению спасут хотя бы еще несколько жизней, они уже оправдают себя.
АСТ: Какую роль, по вашему мнению, в иррациональном буме, накрывшем нашу страну в 90-е, играла экономическая составляющая? Не пытались ли люди таким образом сбежать от гнетущей их реальности?
Александр Панчин: Есть исследования, показывающие, что в условиях страха и неопределенности люди более склонны к суевериям. Они утрачивают некоторую критичность мышления. Но я не могу оценить насколько большую роль сыграли эти факторы конкретно в России в те годы. Это может быть интересной темой для исследования.
АСТ: Как вы сами оцениваете просветительскую деятельность в Советском Союзе и как так получилось, что самая читающая на свете страна с государственным атеизмом и материализмом вдруг в такие достаточно быстрые строки скатилась к заряжанию воды у телевизоров, уфологию и эзотерику?
Александр Панчин:Мне очень нравится советский научно-популярный фильм «Я и другие», где рассказывается о многочисленных искажениях нашего мышления. Там показаны опыты про черные и белые пирамидки, в которых испытуемые предпочитали согласиться с мнением большинства, даже если большинство говорило заведомую глупость (называло черное белым). Или опыты показывающие, что люди всюду ищут подтверждение своей исходной точки зрения: они находили во внешности одного и того же человека признаки ума, если думали, что он ученый, и признаки злобы и агрессии, если думали, что он преступник.
Но сам я практически не застал тех времен, а мои исторические познания не глубоки. Поэтому мне сложно оценить тот период. Отмечу лишь, что люди могут не верить в магию, экстрасенсорику и астрологию по разным причинам. Одни обдумывали этот вопрос и применили знания в науке и критическое мышление. Иные могут не верить, следуя модному тренду. Авторитеты сказали, что глупость – значит глупость.
Полагаю, что люди из второй категории легко переметнутся во взглядах, когда по телевизору начнут крутить какую-нибудь ерунду. Как иначе объяснить популярность православия среди нынешнего руководства КПРФ? Или то, что некоторые выпускники кафедры научного атеизма стали священниками и теологами, когда религия стала навязываться сверху?
АСТ: Расскажите про свой блог «сцинквизитор» в ЖЖ. Как у него дела? Наши читатели интересуются, откуда у этого проекта растут ноги и как он развивался все эти годы?
Александр Панчин: Я начинал заниматься популяризацией науки как научный обозреватель Новой Газеты. Писал большие обзоры, детально разбирающие самые разные темы с научной точки зрения. От вопросов отличий человека и животных и свойств вкусовых рецепторов до разбора гомеопатии или аргументов противников ГМО. Эти статьи и некоторые дополнительные материалы я стал выкладывать в свой блог (чтобы собрать все в одном месте). В итоге блог стал вполне узнаваемым. Сейчас почти каждый мой пост попадает в «топ».
АСТ: О чем будет ваша третья книга, если она у вас уже в планах?
Александр Панчин: Я еще не решил насчет третьей книги. Я стараюсь писать только по темам, которые считаю одновременно и очень интересными и важными для современного общества. Писать просто ради того, чтобы что-то писать я бы не хотел: информационное пространство и так перегружено бесполезными сведениями. Но одна тема меня волнует, в ней хочется разобраться на самом глубоком уровне: старение человека. Но прежде, чем даже подумать о том, чтобы писать книгу по этой теме, надо прочитать огромный массив литературы. Я в процессе, а там посмотрим.
АСТ: Что бы вы посоветовали читать начинающим популяризаторам науки? Как начинающему популяризатору науки сделать так, чтобы его заметили издательства?
Александр Панчин: Сам я читаю преимущественно научные статьи. И стараюсь рассказывать о самых интересных из них, при условии, что изложенные идеи проходят мой внутренний фильтр качества. Я думаю, что надо практиковаться, писать тексты, готовить лекции и если подходить к этому ответственно, то со времени сформируется хорошая репутация и постоянная аудитория. И это могут заметить издательства.
АСТ: Какие сайты, издания, книги можете порекомендовать?
Александр Панчин: На что при этом можно ровняться? Вот из западных научно-популярных изданий на меня большое впечатление производит отдел науки в
https://www.theatlantic.com. В России много хороших статей на
https://biomolecula.ru. Интересных авторов собрал портал
https://22century.ru. Но всего даже не перечислить.
АСТ: Как вы относитесь к так называемой «гражданской науке» и может ли привлечение более широкой аудитории к проектам вроде Eyewire или FoldIt улучшить ситуацию с пониманием науки у нас в стране?
Александр Панчин: Гражданская наука – это попытка подключить обычных людей к получению научных знаний. Идея очень интересная, увлекательная, но применима далеко не для всех задач. Увы, я не слышал о каких-то значимых проектах такого жанра в России. Думаю, что это хороший повод подумать о том, что можно предложить нашим соотечественникам, интересующимся наукой.
АСТ: Какие дальнейшие планы?
Александр Панчин: 25 марта состоится очередная проверка в рамках Премии имени Гарри Гудини. А 31 марта мы проводим грандиозное мероприятие с презентацией книги в Москве. Там выступит физик Олег Фея с рассказом о «квантовом мистицизме» – как идеи квантовой механики неправильно понимаются и используются сторонниками всякой эзотерики. Материаловед Федор Сенатов расскажет о «паранормальных» свойства материалов. Известный научно-популярный блогер Валентин Конон (Trash Smash) расскажет о том, как авторитеты могут нас подводить и обманывать. А я сделаю лекцию по одной из глав книги, посвященную обманчивости чувства «свободы воли» и о том, как люди могут принимать собственные поступки за действия духов и призраков. В начале апреля будет еще одна презентация книги в Санкт-Петербурге. Информация обо всех мероприятиях будет в социальных сетях.