Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Как написать интересный роман

Как написать интересный роман

13.11.2022

Любой читатель хочет купить книгу, от которой невозможно оторваться. А каждый писатель, разумеется, грезит тем, чтобы подобную книгу придумать.

Существует ли список элементов, которые могут повысить «интересность» рассказываемой истории? Сегодня мы в очень длинном тексте постараемся ответить на этот вопрос и предложить рецепт «крутой» книги. Естественно, никаких гарантий, что следуя описанным принципам, вы создадите нечто стоящее, их нет и не может быть. Но если вы начинающий автор, то шансы на подобный исход по прочтении текста до конца определенно повысятся.

Сюжет

Простой факт: людям интересно узнавать об интересных событиях.

Здорово, если вы нашли захватывающую историю, которая ранее ещё не была описана в десятках популярных книг. Оригинальная, хорошо упакованная и поданная сюжетная линия точно найдет отклик в сердце хотя бы кого‑нибудь.

Всякий читавший «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, с улыбкой вспомнит завязку книги и через 10 лет — настолько ломающий избитые шаблоны сюжет забыть трудно. О том, как поярче расцветить уже найденную историю вы прочтете ниже (см. раздел «Сюжетные твисты»).

Впрочем, даже если вы из тех писателей, которые верят будто обо всем на свете давно написано, сделать избитый сюжет более интересным помогут несколько других пунктов нашего рецепта.

Персонажи

Какая юная девушка не влюбится в мистера Дарси («Гордость и предубеждение» Джейн Остен)? Кто из мужчин не хочет быть проницательным и харизматичным как Шерлок Холмс?

Обаяние этих героев способно приковать читателя к книге железными цепями. По сути, им даже не обязательно что‑нибудь этакое делать (ультимативный пример: Илья Ильич Обломов). В конце концов, расставаться с интересными и симпатичными людьми нам не хочется не только в литературе, но и в жизни. Используйте это. Ищите и описывайте неизбитых героев.

Однако есть и альтернативный путь. Описывайте персонажей-протагонистов, которые похожи на читателя. Да, вы должны прекрасно разбираться в том, каким является человек, который хочет читать вашу книгу. Постарайтесь найти хотя бы что‑то (черту внешности, личности или деталь биографии), что серьезно сблизит персонажа с вашей аудиторией.

В качестве упражнения вспомните как Борис Акунин сделал симпатичным читателю Фандорина в первых двух книгах? Какими чертами наделила Джоан Роулинг Гарри Поттера?

Конфликт

С чем бы ни сталкивались герои книги — друг с другом, со стихией или сложным выбором — в нарратологии это называется конфликтом и является основой основ при создании произведения, которое людям захочется прочесть. Трудности героя заставляют читателя сопереживать ему. Именно конфликт, как правило, заставляет вымышленных людей (или существ) расти над собой или напротив падать. Он раскрывает их с неожиданных сторон.

Роберт Макки, сценарист и теоретик писательского мастерства, в книге «История на миллион» объясняет, что степень привлекательности и убедительности героя во многом определяется тем, насколько серьёзны противостоящие ему силы.

Надежда

Трудности и испытания — это, разумеется, чудесно. Безвыходные (на первый взгляд) ситуации заставляют читателей не на шутку переживать за похожих на него — и одновременно более ярких и интересных чем он — персонажей. Однако непрерывный стресс способен измотать. В таких случаях поддержать интерес к чтению помогают надежда, а также следующий пункт нашего перечня. В самый темный час пошлите вашему герою лучик надежды.

Такой ход, во‑первых, помогает изящно вырулить повествование к хэппи энду, а во‑вторых, создает интригу. Вдруг помощь, на которую вы намекнули читателю, не подоспеет вовремя?

Разрядка смехом

Здесь всё просто и сложно одновременно. Ищите смешное вокруг себя и в том, что происходит с героями книги. Ищите персонажей, который будут нести функцию эмоциональной разрядки после самых тяжелых страниц. Смешите читателя. И хотя бы пытайтесь делать это ненатужно и остроумно.

Тревожные звоночки

Здорово, когда плохое с героями случается не как снег на голову. Когда перед поворотным событием читатель видит некие знаки из будущего, намеки на то, чему вскоре предстоит произойти.

Это может быть что‑то эфемерно‑мистическое. В «Слове о полку Игореве» в начале похода героев преследуют волки, птицы, мрачные скрежеты и, наконец, солнечное затмение. Или это может быть чем‑то вполне материальным и грубым. Скажем, таинственные смерти в прошлом в городке / доме, где решил обосноваться главный герой — см. добрую половину текстов Стивена Кинга.

Такие намеки с одной стороны помогают читателю внутренне сгруппироваться, а с другой — они формируют атмосферу произведения, побуждают читателей еще до начала действия строить догадки, а значит максимально вовлекаться в рассказываемую вами историю.

Сюжетный твист

Смотрели лучшие фильмы М. Найта Шьямалана? Знаете книжные истории, где то что казалось одним в финале оказывается совершенно иным? Еще помните секрет Тайлера Дердена из паланиковского «Бойцовского клуба»?

Бойцовский клуб

Паланик Чак

Вот это и есть в терминологии сценаристов/писателей «твист». Он же по‑русски сюжетный поворот.

Бывают они разными. Вот три наиболее расхожих типа.

Финальный — это когда самое интересное (нечто, что целиком меняет картину происходившего на протяжении книги) мы узнаем лишь в конце. Основан на неполноте выдаваемой читателю с самого начала информации. Примеры: «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи и уже упомянутый «Бойцовский клуб».

Ненадежный рассказчик — тот, от чьего имени излагается история, сознательно врёт читателю или сам искренне заблуждается. Мы уже говорили здесь об этом приёме в отдельной статье. Примеры: «Щегол» Донны Тартт, «Исчезнувшая», Гиллиан Флинн и все тот же «Роджер Экройд».

Щегол

Тартт Донна

Сорванная маска — это если кто‑то важный для сюжета оказывается не тем, за кого его исходно принимали. Примеры: такое часто случается в детективах, а киноманы помнят кем оказался Дарт Вейдер в финале «Звездные войны: Империя наносит ответный удар».

Главных правил при выборе твиста всего три.

  1. Он должен из чего‑то заявленного ранее по тексту проистекать (дайте читателю шанс догадаться о содержании твиста заранее, но не переборщите с прозрачностью намеков),
  2. Он что‑то важное для сюжета должен объяснять.
  3. Быть неизбитым ровно настолько, чтобы никого не бесить (ультимативно бесячей считается схема: «а потом он проснулся»).

Полезный совет: наиболее эффектные твисты давно описаны и систематизированы. Если вы начинающий автор, в Дзене легко ищется текст «101 идея для сюжетного поворота». Пользуйтесь на здоровье.

Темп

Экшн‑сцены нравятся абсолютному большинству читателей. Но от постоянного движа можно быстро устать. Во всем стоит знать меру.

Хорошо, когда в произведении соблюден баланс и «быстрые» сцены разбавлены «медленными». Это позволяет читателю вдумчиво разобраться в происходящем и подготовиться к грядущему, хорошенько его прочувствовав, а заодно и проникнувшись атмосферой произведения.

На этом, пожалуй, остановимся. Разумеется, вашу будущую книгу украсят и узнаваемый авторский стиль, и большой словарный запас, и тайны, и хорошая динамика, и саспенс, и многое другое. Но, увы, слишком длинные статьи в Дзене плохо дочитывают, а мы и так здорово перебрали с вашим терпением.

Еще больше о литературных героях и их создателях вы узнаете из Наш.Дзен‑канала.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Двенадцать

Сафарли Эльчин

Звездный витамин

Горькавый Ник

Последнее время

Идиатуллин Шамиль Шаукатович

Ваш ход, миссис Норидж

Михалкова Елена Ивановна

Хроники забытых сновидений

Долгопят Елена Олеговна

Детектор патриотизма

Поляков Юрий Михайлович

Хладные легионы

Морган Ричард

Зулейха открывает глаза

Яхина Гузель Шамилевна

Факультет проклятых

Жильцова Наталья Сергеевна

Рождение звука

Паланик Чак

Красная гора

Уокер Бо

Пост (подарочное)

Глуховский Дмитрий Алексеевич

Время волка

Волкодав Юлия

Закон "Бритвы"

Силлов Дмитрий Олегович

Кройка и шитье по ГОСТу

Трайб С.; Госс Д.

Радикал. 165 сантиметров борьбы

Романович Сергей Владимирович

Большой снежный дневник

Полярный Александр

Текст (2-е издание)

Глуховский Дмитрий Алексеевич

Живые люди

Вагнер Яна

Тлеющий огонь

Хокинс Пола

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации