Любой читатель хочет купить книгу, от которой невозможно оторваться. А каждый писатель, разумеется, грезит тем, чтобы подобную книгу придумать.
Существует ли список элементов, которые могут повысить «интересность» рассказываемой истории? Сегодня мы в очень длинном тексте постараемся ответить на этот вопрос и предложить рецепт «крутой» книги. Естественно, никаких гарантий, что следуя описанным принципам, вы создадите нечто стоящее, их нет и не может быть. Но если вы начинающий автор, то шансы на подобный исход по прочтении текста до конца определенно повысятся.
Простой факт: людям интересно узнавать об интересных событиях.
Здорово, если вы нашли захватывающую историю, которая ранее ещё не была описана в десятках популярных книг. Оригинальная, хорошо упакованная и поданная сюжетная линия точно найдет отклик в сердце хотя бы кого‑нибудь.
Всякий читавший «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса, с улыбкой вспомнит завязку книги и через 10 лет — настолько ломающий избитые шаблоны сюжет забыть трудно. О том, как поярче расцветить уже найденную историю вы прочтете ниже (см. раздел «Сюжетные твисты»).
Впрочем, даже если вы из тех писателей, которые верят будто обо всем на свете давно написано, сделать избитый сюжет более интересным помогут несколько других пунктов нашего рецепта.
Какая юная девушка не влюбится в мистера Дарси («Гордость и предубеждение» Джейн Остен)? Кто из мужчин не хочет быть проницательным и харизматичным как Шерлок Холмс?
Остен Джейн
Обаяние этих героев способно приковать читателя к книге железными цепями. По сути, им даже не обязательно что‑нибудь этакое делать (ультимативный пример: Илья Ильич Обломов). В конце концов, расставаться с интересными и симпатичными людьми нам не хочется не только в литературе, но и в жизни. Используйте это. Ищите и описывайте неизбитых героев.
Однако есть и альтернативный путь. Описывайте персонажей-протагонистов, которые похожи на читателя. Да, вы должны прекрасно разбираться в том, каким является человек, который хочет читать вашу книгу. Постарайтесь найти хотя бы что‑то (черту внешности, личности или деталь биографии), что серьезно сблизит персонажа с вашей аудиторией.
В качестве упражнения вспомните какими чертами наделила Джоан Роулинг Гарри Поттера?
С чем бы ни сталкивались герои книги — друг с другом, со стихией или сложным выбором — в нарратологии это называется конфликтом и является основой основ при создании произведения, которое людям захочется прочесть. Трудности героя заставляют читателя сопереживать ему. Именно конфликт, как правило, заставляет вымышленных людей (или существ) расти над собой или напротив падать. Он раскрывает их с неожиданных сторон.
Роберт Макки, сценарист и теоретик писательского мастерства, в книге «История на миллион» объясняет, что степень привлекательности и убедительности героя во многом определяется тем, насколько серьёзны противостоящие ему силы.
Трудности и испытания — это, разумеется, чудесно. Безвыходные (на первый взгляд) ситуации заставляют читателей не на шутку переживать за похожих на него — и одновременно более ярких и интересных чем он — персонажей. Однако непрерывный стресс способен измотать. В таких случаях поддержать интерес к чтению помогают надежда, а также следующий пункт нашего перечня. В самый темный час пошлите вашему герою лучик надежды.
Такой ход, во‑первых, помогает изящно вырулить повествование к хэппи энду, а во‑вторых, создает интригу. Вдруг помощь, на которую вы намекнули читателю, не подоспеет вовремя?
Здесь всё просто и сложно одновременно. Ищите смешное вокруг себя и в том, что происходит с героями книги. Ищите персонажей, который будут нести функцию эмоциональной разрядки после самых тяжелых страниц. Смешите читателя. И хотя бы пытайтесь делать это ненатужно и остроумно.
Здорово, когда плохое с героями случается не как снег на голову. Когда перед поворотным событием читатель видит некие знаки из будущего, намеки на то, чему вскоре предстоит произойти.
<не указано>
Это может быть что‑то эфемерно‑мистическое. В «Слове о полку Игореве» в начале похода героев преследуют волки, птицы, мрачные скрежеты и, наконец, солнечное затмение. Или это может быть чем‑то вполне материальным и грубым. Скажем, таинственные смерти в прошлом в городке / доме, где решил обосноваться главный герой — см. добрую половину текстов Стивена Кинга.
Такие намеки с одной стороны помогают читателю внутренне сгруппироваться, а с другой — они формируют атмосферу произведения, побуждают читателей еще до начала действия строить догадки, а значит максимально вовлекаться в рассказываемую вами историю.
Смотрели лучшие фильмы М. Найта Шьямалана? Знаете книжные истории, где то что казалось одним в финале оказывается совершенно иным? Еще помните секрет Тайлера Дердена из паланиковского «Бойцовского клуба»?
Паланик Чак
Вот это и есть в терминологии сценаристов/писателей «твист». Он же по‑русски сюжетный поворот.
Бывают они разными. Вот три наиболее расхожих типа.
Финальный — это когда самое интересное (нечто, что целиком меняет картину происходившего на протяжении книги) мы узнаем лишь в конце. Основан на неполноте выдаваемой читателю с самого начала информации. Примеры: «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи и уже упомянутый «Бойцовский клуб».
Ненадежный рассказчик — тот, от чьего имени излагается история, сознательно врёт читателю или сам искренне заблуждается. Мы уже говорили здесь об этом приёме в отдельной статье. Примеры: «Щегол» Донны Тартт, «Исчезнувшая», Гиллиан Флинн и все тот же «Роджер Экройд».
Тартт Донна
Сорванная маска — это если кто‑то важный для сюжета оказывается не тем, за кого его исходно принимали. Примеры: такое часто случается в детективах, а киноманы помнят кем оказался Дарт Вейдер в финале «Звездные войны: Империя наносит ответный удар».
Главных правил при выборе твиста всего три.
Полезный совет: наиболее эффектные твисты давно описаны и систематизированы. Если вы начинающий автор, в Дзене легко ищется текст «101 идея для сюжетного поворота». Пользуйтесь на здоровье.
Экшн‑сцены нравятся абсолютному большинству читателей. Но от постоянного движа можно быстро устать. Во всем стоит знать меру.
Хорошо, когда в произведении соблюден баланс и «быстрые» сцены разбавлены «медленными». Это позволяет читателю вдумчиво разобраться в происходящем и подготовиться к грядущему, хорошенько его прочувствовав, а заодно и проникнувшись атмосферой произведения.
На этом, пожалуй, остановимся. Разумеется, вашу будущую книгу украсят и узнаваемый авторский стиль, и большой словарный запас, и тайны, и хорошая динамика, и саспенс, и многое другое. Но, увы, слишком длинные статьи в Дзене плохо дочитывают, а мы и так здорово перебрали с вашим терпением.
Еще больше о литературных героях и их создателях вы узнаете из Наш.Дзен‑канала.
Котов Арсений
Кин Кэролайн
Рейли Кора
Смелтцер Микалея
Усачев Андрей Алексеевич
Ли Цююань
Сазерленд Туи Т.
Ускова Ольга Анатолиевна
Баштовая Анна Сергеевна
A4 Влад
Рихтер Александрия
Володина Ася
Комарова Евгения Юрьевна
Корнева Наталья Сергеевна
Пелевина Оксана
Вялов Сергей Сергеевич
Вялов Сергей Сергеевич
Валенте Тони
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.