Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
История песни Fake Plastic Trees группы Radiohead

История песни Fake Plastic Trees группы Radiohead

05.04.2018


Гипнотизирующие мелодии, яркие, наполненные образами тексты, узнаваемые черты и не прекращающиеся эксперименты. Всё это о Radiohead.

Писатель, журналист и музыковед Джеймс Дохини рассказывает истории, которые стоят за песнями культовой группы. Эта умная, стильная и полная увлекательных фактов книга «Radiohead: история за каждой песней» – настоящий подарок для каждого фаната британского коллектива.

FAKE PLASTIC TREES

Говорят, что «простые песни лучше всего», и именно так многие люди воспринимают “Fake Plastic Trees” и “The Bends”. “Fake Plastic Trees” в каком-то смысле действительно самая «простая» песня на альбоме, но одновременно — самая трогательная и глубокая, а такую комбинацию мы часто находим в величайшей музыке, и её очень непросто ухватить и понять.

Том рассказывал, что источник этой песни — «очень приятная мелодия, с которой я понятия не имел, что делать, а потом... ты просто ложишься спать, а когда просыпаешься, то обнаруживаешь, что твоя голова напевает на эту мелодию какой-то текст».

Яркие, выразительные слова этой песни нанизаны на простую жалобную мелодию, как бусины, и рисуют подробную картину, полную контрастных образов и тем. Текст легко и органично переходит от мрачного комизма к серьёзной искренности и обратно, а волнующие, часто сюрреалистичные детали сюжета изложены в умиротворяющей, монотонной манере детского стишка. Контраст между текстом и мягкой, убаюкивающей музыкой — потрясающий, хотя в музыке постоянно растёт напряжение. Том демонстрирует здесь исключительное мастерство в обращении со словами, поразительную фантазию и столь же поразительную способность уловить и выразить эмоцию:

“She lives with a broken man
A cracked polystyrene man
Who just crumbles and burns”
(«Она живёт со сломленным/сломанным человеком, треснувшим пластмассовым мужчиной, который просто крошится и горит»)


В дальнейшем Том не раз заявит, что именно в “Fake Plastic Trees” он — как автор текстов песен — нашёл свой собственный голос, и с ним трудно не согласиться.



В студии Том блестяще записал вокал и акустическую гитару с одного дубля, поэтому его товарищам по группе и приглашённым струнникам пришлось делать аранжировку и записываться «вокруг» него, а это непростая задача. Тем не менее уже на следующий день методом наложения была записана чудесная партия струнных, придуманная Джонни и Томом и исполненная сессионщицей Кэролайн Лавелл (виолончель) и Джоном Мэтиасом из группы Headless Chicken (скрипка и альт). Остальные партии тоже были вскоре записаны.

Обычно “Fake Plastic Trees” понимают просто как суровое осуждение фальши и неискренности. В каком-то смысле это правда — именно так можно понять текст этой песни, взятый сам по себе, но при этом игнорируется мощный «позитивный» характер музыки — поэтому песня в целом заслуживает более тонкого анализа.

Книгу о музыке Radiohead можно снабдить подзаголовком «Грустные, но внушающие надежду модальные песни в мажорных тональностях» (что будет довольно точно, но вряд ли покажется издателям достаточно коммерческим) — именно так можно описать “Fake Plastic Trees”, которая в этом смысле наследует “Creep” с её сходным (но менее метафоричным) текстом и эйфорической репетитивностью.

Хотя мелодия и гармония здесь как будто не разрешаются до конца (что придаёт им хрупкость фолк-песни), её фактура медленно, но неуклонно усложняется, раскрывается, как цветок (неземные звуки хаммонд-органа Джонни, пропущенного через фильтр, экстатические струнные и громоподобная кульминация), что производит позитивное впечатление и словно говорит нам: «на духовном уровне происходит что-то хорошее». Хаммонд-орган — знаменитый способ придать музыке духоподъёмный или эпический характер.

Эта песня, как и многие другие песни Radiohead, построена на контрасте немного в духе Скотта Уокера. Слова говорят нам: «солнца больше не будет» , но музыка возражает: зато закат будет длиться вечно.

Рассматривая всё это вместе, мы получаем более объёмное и полное представление о песне, которое можно упрощённо описать как «фальшь vs. позитивность vs. жалобность». Это один из редких «единорогов» поп-музыки — настоящий «гимн» (мой словарь определяет гимн как «хвалебную или радостную песнь, предназначенную для антифонного пения» — то есть предназначенную для исполнения одновременно церковным хором и паствой). Определение «гимн», конечно, скомпрометировано неумеренным и часто не по делу употреблением его рок-критиками, но, на мой взгляд, здесь оно совершенно уместно.

В общем и целом мне кажется, что эта песня — гимн признания реальности и примирения: завет, как выражаются в религиозных кругах. Мы осознаём и признаём свои слабости, корысть и несовершенство, но, примирившись с ними, способны радоваться своей человечности. И поэтому люди на концертах машут зажигалками!

Герой песни “Creep” не то чтобы надел на себя майку Барта Симпсона («Я неудачник и горжусь этим»), но он тем не менее вырос и учится жить с самим собой.

Ещё один неочевидный, но важный фактор, благодаря которому “Fake Plastic Trees” производит такое сильное впечатление, — её место в трек-листе альбома и её отношение к предыдущим трекам.

Мы слушаем уже четвёртую песню на The Bends, и наше музыкальное путешествие получается весьма разнообразным, причём первые три песни можно сравнить с тремя частями небольшой симфонии: атмосферная увертюра и резкая первая часть “Planet Telex”, игривое скерцо “The Bends”, медленная ария “High and Dry”. К началу четвёртой песни мы уже готовы и хотим услышать что-то весомое, что-то окончательное, и, к счастью, “Fake Plastic Trees” оправдывает наши ожидания. Шикарная кульминация струнных в ней завершает «арку», начатую первыми аккордами “Planet Telex”.

15 мая 1995 года “Fake Plastic Trees” была выпущена в качестве третьего британского сингла с альбома — через две недели после выхода самого альбома. Несмотря на то, что песня оказалась «в кильватере» диска, она заняла неплохое — 20-е — место в британских чартах.




“The Sun Ain’t Gonna Shine (Anymore)” — песня Боба Крю и Боба Гаудио, записанная в том числе группой The Walker Brothers (одним из участников которой был Скотт Уокер).
Возможно будет интересно
Останься со мной
18+

Останься со мной

Фиорина Николь

Доверие
18+

Доверие

Дуглас Пенелопа

Связанные честью
18+

Связанные честью

Рейли Кора

Легенды и мифы Санкт-Петербурга

Синдаловский Наум Александрович

Клуб заклятых врагов

Сантини Бертран

Ты и есть магия

Шепс Олег Олегович

Синий шепот. Книга 1

Фэйсян Цзюлу

Супернова
18+

Супернова

Мейер Марисса

PRO выпечку и хлеб

Забавников Иван

Пишем по клеточкам и точкам

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Химические элементы

Спектор Анна Артуровна

Кобра. Аска из клана змей

Комарова Марина Сергеевна

Советские города

Котов Арсений

Герои советских открыток. Ватные игрушки

Решетникова Ксения Сергеевна

Бей первая

Артеева Юля

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Бальзак Оноре де

Петерсон Хельга

Карамзин Николай Михайлович

Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Эко Умберто

Риддл А.Дж.

Слезкин Юрий Львович

Маршак Самуил Яковлевич

Платова Виктория Евгеньевна

Либединская Лидия Борисовна

Шахин Валерия Евгеньевна

Генри О.

Битов Андрей Георгиевич

Гавальда Анна

Флетчер Джоан

Капица О.

Мальцев Феликс Феликсович

Андреев Леонид Николаевич

Городилова Елена Евгеньевна

Шпаковский Марк Максимович

Стругацкий Аркадий Натанович

Блейк Элли

Каннингем Майкл

Лысак Сергей Васильевич

Коновалов Сергей Сергеевич

Спаркс Николас

Матвеев Сергей Александрович

Айтматов Чингиз Торекулович

Остер Григорий Бенционович

Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации