Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Интервью с Наринэ Абгарян в рамках проекта «Симптомы современной прозы»

Интервью с Наринэ Абгарян в рамках проекта «Симптомы современной прозы»

30.12.2022

Если на русском языке кто‑то и создает прозу в жанре магического реализма, то это Наринэ Абгарян. И пусть не смущает то, что ее первый известный текст — удивительно теплая, ироничная «Манюня». Реалистичность чуда — вот главный прием. Причем чудо здесь не в обстоятельствах и неких внешних проявлениях, а в героях. Они невероятны.

— Ваш читатель, кто он?

— Открытый, самоироничный, любящий вкусно поесть и мечтающий когда‑нибудь обязательно покорить Марс.

— Насколько изменилась бы ваша жизнь, если приходилось бы, как когда‑то, печатать на машинке, подавать в журналы и издательства первый экземпляр на специальной бумаге?

— Представила и ужаснулась. Я пишу очень медленно, правлю текст по сто раз. Думаю, меня постигла бы судьба несчастной Федоры: однажды от меня сбежали бы печатная машинка, бумага, чернила, ручки и карандаши. А издательства заколотили бы двери, чтобы не пускать на порог автора, лихорадочно правящего якобы распоследний вариант рукописи, усеянный кляксами. Нет, родись я лет сто назад, писателем я точно не стала бы!

— Раньше читали книги при свечах, сосредоточившись: пойду‑ка именно почитать, а не между делом пролистать что‑то в метро. Как изменение алгоритма чтения отражается на том, что вы создаете?

— На мне, как на писателе, он никак не отражается, а вот, как на олдскульном читателе, — отражается очень. Я люблю бумажные книги, люблю постоянно проверять количество оставшихся страниц: если книжка по душе, хочется, чтобы она подольше не заканчивалась. Люблю, чтобы меня ничто не отвлекало от чтения. Потому литературу я оставляю для дома, а новости могу читать в метро или в дороге.

— С чем связано то, что современный автор куда меньше бережет читателя? На том, что не так давно уходило в область умолчания, сегодня в литературе — акцент. Читатель стал более терпелив?

— Или писатель стал более беспощаден ☺. Думаю, дело в желании раздвинуть границы и найти новые формы. Можно бесконечно восхищаться мастерством Чехова или Фолкнера, но не бросать попыток пройти дальше, не пугаясь (или пугаясь) того, что у тебя не получится.

— Обратное. Читатель стал более требователен к правам и этике. Вы это учитываете?

— Я учитываю только собственные чувства и считаю большой ошибкой желание подстроиться под вкус или требование читателя. Во‑первых, потому что невозможно написать хороший текст вопреки своей натуре, а во‑вторых, потому что современный читатель отнюдь не наивен и попытки подыграть ему вычислит за секунду.

— Его величество маркетинг, как он изменил писательское ремесло (конечно же, не творчество) в вашем случае?

— В моем случае, думаю, никак. Я состоялась исключительно потому, что меня принял читатель.

— Каковы главные болезни современного текста?

— Самолюбование и категоричность.

ШОРТ:

— Люди меняются: да или нет?

— Да!

— Авторы становятся искуснее: да или нет?

— Да.

— Расставьте по убыванию силы воздействия следующие словоцентричные жанры: компьютерные игры, кино, литература, театр, сериалы.

— Компьютерные игры — 1, кино — 4, литература — 5, театр — 3, сериалы — 2.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации