Если на русском языке кто‑то и создает прозу в жанре магического реализма, то это Наринэ Абгарян. И пусть не смущает то, что ее первый известный текст — удивительно теплая, ироничная «Манюня». Реалистичность чуда — вот главный прием. Причем чудо здесь не в обстоятельствах и неких внешних проявлениях, а в героях. Они невероятны.
— Ваш читатель, кто он?
— Открытый, самоироничный, любящий вкусно поесть и мечтающий когда‑нибудь обязательно покорить Марс.
— Насколько изменилась бы ваша жизнь, если приходилось бы, как когда‑то, печатать на машинке, подавать в журналы и издательства первый экземпляр на специальной бумаге?
— Представила и ужаснулась. Я пишу очень медленно, правлю текст по сто раз. Думаю, меня постигла бы судьба несчастной Федоры: однажды от меня сбежали бы печатная машинка, бумага, чернила, ручки и карандаши. А издательства заколотили бы двери, чтобы не пускать на порог автора, лихорадочно правящего якобы распоследний вариант рукописи, усеянный кляксами. Нет, родись я лет сто назад, писателем я точно не стала бы!
— Раньше читали книги при свечах, сосредоточившись: пойду‑ка именно почитать, а не между делом пролистать что‑то в метро. Как изменение алгоритма чтения отражается на том, что вы создаете?
— На мне, как на писателе, он никак не отражается, а вот, как на олдскульном читателе, — отражается очень. Я люблю бумажные книги, люблю постоянно проверять количество оставшихся страниц: если книжка по душе, хочется, чтобы она подольше не заканчивалась. Люблю, чтобы меня ничто не отвлекало от чтения. Потому литературу я оставляю для дома, а новости могу читать в метро или в дороге.
— С чем связано то, что современный автор куда меньше бережет читателя? На том, что не так давно уходило в область умолчания, сегодня в литературе — акцент. Читатель стал более терпелив?
— Или писатель стал более беспощаден ☺. Думаю, дело в желании раздвинуть границы и найти новые формы. Можно бесконечно восхищаться мастерством Чехова или Фолкнера, но не бросать попыток пройти дальше, не пугаясь (или пугаясь) того, что у тебя не получится.
— Обратное. Читатель стал более требователен к правам и этике. Вы это учитываете?
— Я учитываю только собственные чувства и считаю большой ошибкой желание подстроиться под вкус или требование читателя. Во‑первых, потому что невозможно написать хороший текст вопреки своей натуре, а во‑вторых, потому что современный читатель отнюдь не наивен и попытки подыграть ему вычислит за секунду.
— Его величество маркетинг, как он изменил писательское ремесло (конечно же, не творчество) в вашем случае?
— В моем случае, думаю, никак. Я состоялась исключительно потому, что меня принял читатель.
— Каковы главные болезни современного текста?
— Самолюбование и категоричность.
— Люди меняются: да или нет?
— Да!
— Авторы становятся искуснее: да или нет?
— Да.
— Расставьте по убыванию силы воздействия следующие словоцентричные жанры: компьютерные игры, кино, литература, театр, сериалы.
— Компьютерные игры — 1, кино — 4, литература — 5, театр — 3, сериалы — 2.
Мжаванадзе Тинатин Хасановна
Арутюнова Каринэ Вячеславовна
Вельчинская Ольга Алексеевна
Даниелян Сергей
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.