27 марта отмечается Всемирный день театра. Несмотря на то что театральное искусство в России появилось относительно поздно — лишь в конце XVII века — и было скопировано с западноевропейских образцов, русский театр дал миру множество по-настоящему громких имен, а системы обучения актерскому мастерству, разработанные российскими педагогами, стали международным стандартом подготовки артистов.
В представленных книгах Константин Станиславский, Фаина Раневская, Алексей Бородин, Сергей Николаевич и Татьяна Пилецкая расскажут читателям о собственных ролях в истории отечественного театра, а Эльвира Сарабьян и Вера Полищук представят сборник тренингов по методикам лучших театральных педагогов, среди которых, кроме упомянутого уже Станиславского, Михаил Чехов, Всеволод Мейерхольд и Георгий Товстоногов. Все, что заинтересует настоящих театралов, в одной подборке.
Имя Константина Станиславского — великого режиссера, педагога, первого Народного артиста СССР — стало практически синонимом русского театра. Большой знаток искусства в целом, он получил блестящее образование, обучаясь вокалу и пластике у лучших педагогов того времени. Это помогло ему в дальнейших сценических опытах, которые он проводил с 14 лет в домашнем театре. Полученные знания очень пригодились Константину Сергеевичу — впоследствии он считал широкую эрудицию важнейшей чертой профессионального режиссера.
Будучи неудовлетворенным ложным пафосом и переигрыванием актеров, бросающимися в глаза условностями постановок и скудностью репертуара, царившим на русской сцене начала XX века, уже ставший к тому времени известным в профессиональных кругах Станиславский объединяется с другим корифеем отечественного театра — драматургом Владимиром Немировичем-Данченко. В ходе восемнадцатичасовой беседы они определяют направления реформации театрального искусства, воплощенные впоследствии в открытом ими легендарном МХАТе, который был и до сих пор остается одной из самых престижных кузниц актерских кадров в России.
Там же Константин Сергеевич закладывает основы знаменитой системы Станиславского — революционного метода обучения актерскому мастерству, который по сей день пользуется заслуженной популярностью во всем мире. Основными задачами режиссера было научить актеров искусству пауз, которое увековечилось в ставшей мемом МХАТовской паузе; сделать из их тел пластичный инструмент, позволяющий достоверно и без зажимов изображать необходимое переживание; развить фантазию и память, которые помогут им представить любую эмоцию и в нужный момент вспомнить ее, а также научить их взаимодействию с партнерами. И все для того, чтобы воплотить сверхзадачу — замысел автора, ради которого создавалось произведение. В полной мере собственную систему Станиславский описал в книге «Работа актера над собой в творческом процессе переживания».
Станиславский Константин Сергеевич
Система Станиславского стала отправной точкой и для других актерских школ. Наиболее известной из них считалась система Михаила Чехова — ученика Станиславского, племянника писателя Антона Чехова. Западная пресса называла его человеком с тысячью лиц, а разработанная им система де-факто стала эталоном театральной педагогики в США. Главное ее отличие от метода Станиславского — отказ от поэтапного создания художественного образа. Среди воспитанников системы Чехова было множество звезд, таких, как Клинт Иствуд, Ллойд Бриджес и Мерлин Монро. Последнюю в начале ее карьеры многие коллеги считали профнепригодной, но Чехов благодаря собственной методике смог раскрыть все грани ее таланта. Узнать больше о системах Станиславского и Чехова, а также познакомиться с авторскими тренингами великих режиссеров Всеволода Мейерхольда и Георгия Товстоногова можно, прочитав книгу Эльвиры Сарабьян и Веры Полищук «Большая книга актерского мастерства». Она будет полезна всем, кто хочет научиться профессионально общаться с людьми, а для руководителей театральных студий, абитуриентов и студентов профильных вузов станет настольной.
Более глубоко понять идеи Станиславского поможет погружение в его творческую лабораторию — записные книжки и дневники, в которых он подробно отражал собственные художественные изыскания: критику театральных событий тех лет, разбор прошедших репетиций, заготовки предстоящих работ и размышления о законах театрального искусства. Весь этот масштабный пласт творческого наследия великого режиссера собран в книге «Письма и дневники», которая станет настоящей находкой для всех, кто неравнодушен к его творчеству и театру в целом.
Станиславский Константин Сергеевич
Среди многочисленных поклонниц Станиславского была и легендарная Фаина Раневская, которая иногда даже иронично называла себя выкидышем великого режиссера. Она считала его Пушкиным от театра и говорила, что перед смертью будет вспоминать, как он играл в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Неудивительно, что актриса тяжело переживала его уход из жизни и даже по прошествии долгого времени написала:
«Я счастлива, что жила в „эпоху Станиславского“, ушедшую вместе с ним...»
Однако Фаина Георгиевна в высказывании, как это часто с ней бывало, поскромничала. Она не просто жила в его эпоху, а стала настоящей легендой еще при жизни. Президент США Рузвельт считал ее одной из самых выдающихся актрис XX века, а Сталин отмечал ее талант органичного перевоплощения в любого героя.
Раневской редко доставались главные роли, да и сама она принимала далеко не все предложения сыграть в кино, отвечая: «Деньги я проем, а стыд останется». Но каждый ее персонаж получался запоминающимся, а придуманные ей фразы становились, выражаясь современным языком, мемами для советских граждан. Например, знаменитое «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш» преследовало актрису всю жизнь. Это крылатое выражение процитировал даже Брежнев, вручая Раневской орден Ленина, на что та отреагировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются только мальчишки и хулиганы!»
Именно умение остроумно отвечать, ставя собеседника на место, принесло ей особую известность. Ее колкие, к месту сдобренные крепким словцом афоризмы и анекдоты, родившиеся из ее перепалок с главным режиссером театра имени Моссовета Юрием Завадским, стали отдельным пластом советского фольклора, оставаясь популярными по сей день. Паблики в соцсетях, посвященные актрисе и приписываемым ей высказываниям, пользуются неизменной популярностью у подписчиков.
Раневская Фаина Георгиевна
Однако мало кто из почитателей таланта Раневской знают о ее непростой, но интересной судьбе. Одиночество из-за эмиграции родственников, постоянные рабочие конфликты, вызванные косностью мышления и завистью коллег, одинокая бездетная старость — все это повлияло на ее мировосприятие. Представленная книга содержит не только самые остроумные афоризмы великой актрисы, но и самую полную биографию Фаины Георгиевны, которая позволит читателям лучше понять смысл ее слов и природу ее таланта.
Также рекомендуем вам познакомиться с другими книгами серии «Зеркало памяти», в которой выходили автобиографии и мемуары таких известных актеров, как Алексей Баталов, Элина Быстрицкая и Вера Васильева.
Алексей Бородин — один из самых известных учеников извечного оппонента Раневской Юрия Завадского. Родившись в 1941 году в Китае в семье русских эмигрантов, он страстно увлекался русской культурой, которой так не хватало по ту сторону железного занавеса. Твердое решение стать актером он принял в пять лет, после того как увидел «Лебединое озеро». А воплотил намерение уже после репатриации в Советский Союз.
Но не все получилось сразу. Трудно поверить, но будущего корифея театра, лауреата многочисленных государственных премий в юности дважды не приняли на актерский факультет, а на режиссерский зачислили лишь со второй попытки. Но это не остановило молодого человека, который уже в студенческие годы стал любимым учеником Завадского, после выпуска возглавил Кировский ТЮЗ, а затем 40 лет бессменно руководил легендарным РАМТом — Российским академическим молодежным театром, который ранее был Центральным детским театром. Он получил не только всероссийское, но и мировое признание: гастроли в Германии, работа в Исландии, сотрудничество со знаменитым британским драматургом Томом Стоппардом...
Однако Бородин не только выдающийся режиссер, но и чрезвычайно талантливый педагог, вот уже почти полвека преподающий в ГИТИСе. Как он сам говорит: «Я не вечен и должен готовить себе смену». Можно смело сказать, что это ему уже удалось. Среди его учеников — множество знаменитых актеров, например, Чулпан Хаматова, Михаил Полицеймако и Нелли Уварова.
Бородин Алексей Владимирович
В книге «На берегах утопий» Алексей Бородин рассказывает о своей богатой событиями жизни, незаурядной карьере и художественном видении театра. Вы узнаете, как создавались его знаменитые спектакли: о трудностях при работе с актерами, подборе музыки и декораций. Погрузитесь в мысли мэтра о современных тенденциях в театральном искусстве: нужно ли оглядываться на кинематограф, допустимо ли импровизировать и на ходу менять сюжетные линии спектакля. И, самое главное, познакомившись с изнанкой храма Мельпомены, сможете ответить на вопрос, что же такое, в сущности, театр.
Говоря о современном театре, нельзя обойти стороной фигуру Сергея Николаевича — первопроходца и главного хроникера российского театрального глянца. Окончив театроведческий факультет ГИТИСа, он работал экскурсоводом в Театральном музее, где его с упоением слушали даже учащиеся ПТУ. Позже реализовал писательский талант на посту редактора журнала «Советский театр». Затем работал в журнале «Огонек», в только что открывшемся «Коммерсанте», в первом женском глянцевом издании России «Домовой», а затем и в западном глянце — Elle, Madame Figaro, Citizen K. В настоящее время ведет телепередачу «Культурный обмен» и возглавляет журнал «Сноб».
Николаевич Сергей Игоревич
В книге «Театральные люди» Николаевич связывает отдельные статьи — точные актерские портреты, конструктивную критику режиссерских работ, размышления о спектаклях и ностальгические заметки о знаковых театральных местах Москвы — в настоящую летопись современной российской сцены, в которой сюжетные линии всех героев, изящно переплетаясь между собой, соединяются в единое неподвластное времени полотно, глянцевая поверхность которого беспристрастно отражает непростую судьбу театрального искусства.
Настоящий артист должен не только убедительно перевоплощаться в персонажа, но и уметь петь и танцевать, если этого потребует роль. Поэтому нередки случаи, когда актерами становятся профессиональные музыканты и хореографы. Именно так и произошло с Татьяной Пилецкой, пришедшей в профессию актера после окончания одной из старейших балетных школ мира — Ленинградского училища имени Вагановой. Карьеру будущая народная артистка начала в 17 лет в Ленинградском театре музыкальной комедии. Затем были многочисленные работы в кино. Одна из самых известных — роль Тани Огневой в фильме «Разные судьбы», в котором Пилецкая воплотила на экране нетипичный для советского искусства образ роковой женщины.
Судьба самой Татьяны Львовны настолько удивительна, что могла бы лечь в основу остросюжетного сериала. В книге «Навстречу ветру» она честно и подробно рассказывает обо всем. И о семье — прапрапрабабушке Луизе Графемус-Кессених, женщине-офицере, участвовавшей в войне с Наполеоном, а позже ставшей владелицей известного трактира «Красный кабачок», о котором писали Пушкин и Лермонтов. И об отце — инженере-химике Людвиге Урлаубе, репрессированном в 1937 году в первый раз и во время Великой Отечественный войны из-за своего немецкого происхождения во второй. О крестном отце — знаменитом живописце Кузьме Петрове-Водкине, чья картина «Портрет Татули» с изображенной на ней девятилетней Пилецкой сейчас хранится в Эстонском художественном музее. И об учителях — режиссерах Григории Козинцеве, Марке Донском и Леониде Лукове. А также о коллегах — Регине Лялейките, Татьяне Конюховой и Майе Блиновой.
Пилецкая Татьяна Львовна
Знакомство с воспоминаниями великой актрисы позволит читателю увидеть, как порой трагически, порой комически, но неизменно увлекательно судьбы отдельных людей переплетаются с историей искусства и историей страны в целом.
Нгуен Вьет Тхань
Сухарев Александр Алексеевич
Ступников Денис Олегович
Рэйн Сола
Аляутдин Ренад Николаевич
Ивлев Константин Витальевич
Кинни Джефф
Трауб Маша
Рейли Кора
Моран Фэя
Маршак Самуил Яковлевич
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Кин Кэролайн
Литвак Михаил Ефимович
Александрова Женя
Герберт Фрэнк
Рихтер Александрия
Холланд Саммер
Грамши Антонио Юлианович
Чернышёва Зоя Владимировна
Зубкова Любовь Сергеевна
Старостин Роман Эдуардович
Демченко Владимир Сергеевич
Харди Камрин
Рогожина Аля
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.