Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Глазами ребенка: Антология русского рассказа второй половины ХХ века с пояснениями Олега Лекманова и Михаила Свердлова

Глазами ребенка: Антология русского рассказа второй половины ХХ века с пояснениями Олега Лекманова и Михаила Свердлова

25.10.2024

18+НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЁН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЮДМИЛОЙ ЕВГЕНЬЕВНОЙ УЛИЦКОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЮДМИЛЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ УЛИЦКОЙ.

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН, РАСПРОСТРАНЁН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ ЛЕКМАНОВЫМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА ЛЕКМАНОВА.

Возможно ли взрослому человеку понять, как видят мир дети? Об этом размышляют классики русской литературы второй половины двадцатого века — авторы рассказов, вошедших в сборник‑антологию «Глазами ребёнка»: Юрий Казаков («Во сне ты горько плакал»), Людмила Улицкая («Перловый суп»), Юрий Коваль («Выстрел»), Татьяна Толстая («Свидание с птицей»), Виктор Драгунский («Поют колёса — тра‑та‑та»), Виктор Голявкин («Премия»), Фридрих Горенштейн («Дом с башенкой»), Андрей Битов («Но‑га»), Фазиль Искандер («Мученики сцены»), Василий Аксёнов («Завтраки сорок третьего года»), Юрий Нагибин («Зимний дуб»), Валентин Распутин («Уроки французского»), Людмила Петрушевская («Новые Робинзоны»). Тринадцать рассказов — тринадцать детских жизней, детских мировоззрений и целых детских миров — представляют собой своеобразные загадки для взрослого читателя. В том, чтобы разгадать их и рассмотреть скрытые смыслы, ему помогут пояснения составителей — филологов Олега Лекманова и Михаила Свердлова.

Взрослея, человек неизбежно отдаляется от мира детского, и однажды дети становятся для него другим народом, говорящим на своём языке. В нём меньше слов, он менее строг и строен — но меньше ли в нём смыслов? Мы, взрослые, можем попробовать вспомнить, как это — понимать язык детей. А ещё можем понаблюдать.

Авторы собранных в книге рассказов — наблюдатели внимательные. Их герои — дети — оказываются в непростых, далеко не детских ситуациях. Жизнь и смерть, пробуждение поэтического чувства, нравственность и мораль, дружба и семья, война и голод, борьба за справедливость и социальные потрясения — лишь некоторые из приоткрытых в антологии тем. Многослойность контекста множится на непознанную глубину детской души, что потрясает и озадачивает читателя. Потому составители предлагают нам побыть ещё и исследователями.

Уже в литературе XVIII века встречаются произведения, авторы которых не только выбирают детей в качестве своих героев, но и задумывают передать особенное мировосприятие ребёнка, отличное от взгляда взрослого человека. Основополагающий пример в русской литературе — трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Толстого. А начиная с эпохи модернизма этот приём получает широкое распространение среди писателей различных стилей, философских и художественных воззрений. Интересно, что авторы обращаются к детскому взгляду в повествовании с очень разными целями: именно отражение своеобразия подходов стало основным принципом выбора рассказов для антологии.

Пояснения, приведённые в конце каждого из рассказов, — лишь направляют читателя. Составители предполагают, какая именно задача решается автором в рассказе, но отнюдь не утверждают единственность решения. Прочитав пояснение, можно вернуться к рассказу и попробовать заметить в нём иной, ещё не обозначенный смысл. Возможно, тайна детского мировоззрения не раскроется до конца, но на пути к разгадке читатель посмотрит на мир иначе — глазами ребёнка.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации