Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Гид по творчеству Бориса Пастернака: поэзия, переводы и проза

Гид по творчеству Бориса Пастернака: поэзия, переводы и проза

19.04.2024

Молодой Борис Пастернак удивлял современников сложными и неожиданными образами «грохочущей слякоти», «круто налившегося света» и толченных «с стеклом и солнцем» стихов. Но со временем он выработал лаконичный и понятный стиль, образцами которого стали поэзия доктора Живаго и посмертный сборник «Когда разгуляется». Под конец жизни Пастернак признался, что все произведения до 1940 года сочинил под воздействием царившего в поэтической среде запроса на «выкрутасы» и ломку всего привычного.

Борис Пастернак считал поэзию и прозу неотделимыми друг от друга полюсами. Тем не менее его поэтическая слава затмила его заслуги в прозе. Говоря о последней, обычно вспоминают только роман «Доктор Живаго». Поэтому в этой статье мы расскажем не только о главных поэтических сборниках Пастернака, но и о менее известном творчестве. А также о том, как менялся его стиль.

Поэзия

Увлечение музыкой

Борис Леонидович Пастернак жил с 1890 по 1960 год. Первые стихи он опубликовал в альманахе «Лирика», когда ему было 23 года. А до этого он получил музыкальное и философское образование, без упоминания которых невозможно описать его творческий путь. Эти увлечения впоследствии проникли в его поэзию, наделив ее сложной и разнообразной ритмикой и глубоким содержанием.

Именно музыка стала главным увлечением юности Бориса Пастернака. Этому способствовала творческая среда, в которой он рос. Поэт родился в Москве в семье знаменитого портретиста и пианистки. Помимо занятий в гимназии, Пастернак шесть лет посещал курс композиторского факультета консерватории. Даже сочинил две сонаты для фортепиано. Однако он знал, что не обладал абсолютным слухом, и в 1908 году отказался от идеи стать музыкантом.

Философские искания

В 1909 году Борис Пастернак нашел новое увлечение. Он поступил на философское отделение историко‑филологического факультета Московского университета. Окончив его в 1912‑м, он провел летний семестр в Марбургском университете в Германии. Учебное заведение славилось сильной философской школой. Среди его знаменитых студентов были братья Гримм и Михаил Ломоносов.

Успехи Пастернака в науке были такими значительными, что глава марбургской школы философов‑неокантианцев Герман Коген побуждал его получить докторскую степень. Но любовная драма оборвала этот сценарий. Молодой человек встретил в городе старую знакомую Иду Высоцкую. Он безответно в нее влюбился и стал писать стихи.

Леонид Пастернак. Портрет Бориса Пастернака и его брата Александра.

Первая книга стихов «Близнец в тучах»

Пастернак бросил учебу. Он вернулся в Москву и вошел в литературные круги. Ходил на встречи московского издательства символистов «Мусагет». Вступил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». В 1914 году он познакомился с Владимиром Маяковским, который значительно повлиял на его вкус. Всю жизнь их связывали сложные отношения. Пастернак дружил с ним, соперничал, а в конце 20‑х годов осуждал за ослепление славой и политическую пропаганду.

В 1914 году поэт выпустил первую книгу стихов «Близнец в тучах». Эти ранние произведения он сочинял под влиянием символистов, особенно вдохновляясь мистической поэзией Александра Блока. Позже Пастернак забраковал многие стихотворения и никогда их не переиздавал. Другие значительно переработал и опубликовал во второй книге — «Поверх барьеров» 1917 года.

Сборник «Сестра моя — жизнь»

Именно с этого сборника 1922 года Борис Пастернак повел отчет своего поэтического творчества. В него вошли стихотворения и циклы, сочиненные в 1917‑м. Среди них, например, — известное произведение «Про эти стихи».

«На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет».

«Про эти стихи», 1917 год

Природа и окружающие предметы в книге наделены несвойственными им качествами. Чердак декламирует стихи, тень читает книгу в саду, а звезды хохочут. Стихи Пастернака высоко оценили Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Валерий Брюсов.

Серебряный век в нашем доме

Богатырева Софья Игнатьевна

Эпосы и роман в стихах «Спекторский»

В 20‑х годах поэт состоял в созданном Маяковским творческом объединении ЛЕФ («Левый фронт искусств»). Целями этой группы были порождение нового революционного искусства и выполнение «социального заказа» нести литературу в массы.

Встреча членов ЛЕФ с японским писателем Тамизи Найто. Слева направо: Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Тамизи Найто, дипломат Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн, Лиля Брик

Встреча членов ЛЕФ с японским писателем Тамизи Найто. Слева направо: Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Тамизи Найто, дипломат Арсений Вознесенский, Ольга Третьякова, Сергей Эйзенштейн, Лиля Брик

Это подстегнуло Пастернака обратиться к эпосу и осмыслить роль первой русской революции в истории. В середине двадцатых годов он сочинил поэмы «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В 1924–1930‑х Пастернак создает роман в стихах «Спекторский», который изначально задумывал как большую прозу. Он озаглавил произведение именем главного героя, молодого поэта Сергея. В письмах Марине Цветаевой он объяснял, что собирался изобразить их поколение и его место в истории. Пастернаку было приятно обращаться к счастливым юным годам, когда он формировался как поэт.

Но, пока писатель сочинял «Спекторского», он разочаровался в революции. Поэма о любви, революции и надежде превратилась в историю о нарастающей обреченности.

Сборник «Второе рождение»

В начале 1930‑х Пастернак пересматривает стиль. Ранние стихи кажутся ему «странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства». В 1932 году он выпускает книгу «Второе рождение». Синтаксис в новых стихах упростился. Язык стал емче. А мысль укладывалась в границах стихотворной строки.

«Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.

Перегородок тонкоребрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечет предмет».

«Волны», 1931 год

Книга стихов «Когда разгуляется»

В последний цикл Борис Пастернак включил произведения, сочиненные в 1956–1959 годах. В него, например, вошли известные стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти...», «Нобелевская премия» и «Снег идет». Первое стало творческим манифестом Пастернака, в котором он определил место поэта в мире.

Наряду со стихотворениями доктора Живаго «Когда разгуляется» стал высшей точкой мастерства писателя. Слог этих стихов прост, ясен, но от этого не менее выразителен, чем язык предыдущих произведений.

Во всем мне хочется дойти до самой сути…

Пастернак Борис Леонидович

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины».

«Во всем мне хочется дойти...», 1956 год

Под конец жизни Пастернак делил все написанное на отрезок до 1940 года и после. В очерке «Люди и положения», который можно найти в сборнике художественно‑биографической прозы «Воздушные пути», он отзывался о первом периоде так:

«Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что‑то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали... Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты».

Воздушные пути

Пастернак Борис Леонидович

Переводы

Пастернак с детства изучал английский, немецкий и французский. Его достижения в художественном переводе были столь же велики, что и в оригинальном творчестве. Он считал, что хороший перевод достигается не дословной точностью и соответствием формы, а живостью и естественностью языка.

Пастернак начал переводить во времена первых поэтический опытов. Позже, в очерке «Люди и положения», он ругал ранние работы. В те годы, по его словам, из нового поколения писателей только Марина Цветаева и Николай Асеев владели зрелым и сложившимся поэтическим слогом.

«Среди удручающе не умелых писаний моих того времени самые страшные — переведенная мною пьеса Бен Джонсона „Алхимик“ и поэма Гёте „Тайны“ в моем переводе. Есть отзыв Блока об этом переводе среди других его рецензий, написанных для издательства „Всемирная литература“ и помещенных в последнем томе его собрания. Пренебрежительный, уничтожающий отзыв, в оценке своей заслуженный, справедливый».

Борис Пастернак в очерке «Люди и положения» из сборника прозы «Воздушные пути»

Дача Бориса Пастернака в Переделкине

Дача Бориса Пастернака в Переделкине

В 30‑х годах Пастернак близко к сердцу воспринял политические изменения в стране и перестал сочинять. В 1936‑м он переехал на дачу в Переделкине. Переводил там трагедии Шекспира, «Фауста» Гёте, «Марию» Стюарта Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке и грузинских поэтов. Эти работы стали образцом литературного творчества наравне с его собственными стихами.

«Именно в 36 году, когда начались эти страшные процессы (вместо прекращения поры жестокости, как мне в 35 году казалось) все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось».

Борис Пастернак в книге Ольги Ивинской «Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени»

Переводы «Гамлета», «Макбета», «Ромео и Джульетты» и «Отелло» Пастернака считаются эталонными и печатаются в Издательстве АСТ.

Гамлет. Макбет

Шекспир Уильям

Проза

Повесть «Детство Люверс»

Борис Пастернак не ставил поэзию выше прозы. В письме к Е. Д. Романовой от 23 декабря 1959 года он описывал последнюю как «волшебное искусство, на границе алхимии». Поэт считал, что обе литературные формы не существуют отдельно и продолжают друг друга. Поэтому, например, вслед за романом в стихах «Спекторский» он выпустил прозаическое произведение «Повесть», куда перенес того же главного героя.

Большая проза была давней мечтой Бориса Пастернака. Еще в конце 1910‑х он начал писать историю взросления девочки‑подростка «Детство Люверс». В 1918 году незавершенный роман превратился в повесть.

Фронтовые очерки

В 1943 году Борис Пастернак хотел написать большую поэму о войне и начал хлопотать о поездке на фронт. Наконец такая возможность представилась. Его отправили в только что освобожденный Орел в группе военных корреспондентов и писателей. Пастернак пробыл там две недели, после чего написал несколько очерков.

Борис Пастернак на фронте, 1943 год.

Борис Пастернак на фронте, 1943 год.

Именно 1942–1943 годах произошел перелом в отношении Пастернака к коммунистам. Увидев окопы своими глазами, он понял, что сталинизм не помогал, а мешал выиграть войну. И убедился в том, что все, что казалось ему жестоким, но исторически оправданным, оказалось губительным для страны. Первый очерк «Освобожденный город» опубликовали в «Новом мире» только в январе 1965 года.

Роман «Доктор Живаго»

Борис Пастернак в Переделкине, 1951 год.

Борис Пастернак в Переделкине, 1951 год.

Пастернак сочинял его с 1945 по 1955 год. Книга во многом получилась автобиографической. Его героем стал русский интеллигент первой половины XX века Юрий Живаго. Повествование приходится на годы гражданской войны. Персонаж романа — врач и поэт, после смерти которого остается тонкая книжка стихов. Они и составили заключительную часть романа.

«Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска.
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему».

«Свидание», стихи Юрия Живаго, 1949 год

Роман запретили в СССР, но в 1957 году его опубликовали в Италии. Через год Пастернаку присудили Нобелевскую премию в области литературы. Советские власти восприняли признание «Доктора Живаго» за рубежом как оскорбление. Пастернака стали называть в прессе предателем. Его выгнали из Союза писателей и грозили ему высылкой из страны. После масштабной травли Пастернак написал Никите Хрущеву. Он сказал, что покинуть страну для него равносильно смерти, и отказался от Нобелевской премии по литературе.

30 мая 1960 года Борис Пастернак умер от рака легких. В 1987 году писателя реабилитировали и посмертно включили в Союз писателей СССР. Через год впервые вышло советское издание «Доктора Живаго».

Доктор Живаго

Пастернак Борис Леонидович

Доктор Живаго

Пастернак Борис Леонидович

Доктор Живаго

Пастернак Борис Леонидович

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации