Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Если мы будем уделять истории мало внимания  — мы станем просто территорией»

«Если мы будем уделять истории мало внимания — мы станем просто территорией»

24.02.2019

Как правильно изучать историю в школе? Как разбудить реальный интерес к событиям прошлого? Каким источникам можно доверять в условиях «переписывания истории»? Об этом и о многом другом мы поговорили с кандидатом исторических наук, автором научно-популярных книг для школьников «История России» и «Узнавай историю, читая классику» Алексеем Игоревичем Куксиным.

- Расскажите, пожалуйста, о Вашей новой книге «История России». Может ли она заменить школьный учебник истории?

- Многие школьники не проявляют интерес к истории, ещё и потому что учебники им не всегда понятны. В них слишком большой объем информации. В этой книге я старался рассказать о нашей истории в сжатом виде. Есть надежда, что эта книга поможет развитию интереса к истории у тех, кому учебники кажутся скучными и сложными. Но учебник полностью, конечно, она не заменит – ведь некоторые вопросы я в принципе не затрагивал.

- А как Вы выбирали тот материал, который в книгу должен войти обязательно?

- Я много лет работаю преподавателем. Конечно, у меня уже сформировалось представление о том, какие события наиболее важны для отечественной истории, какие имели судьбоносное значение для страны.

- Почему же всё-таки возникает ситуация, когда школьнику сложно справиться с курсом истории, а, соответственно, пропадает и интерес?

- В 10-11 классе у детей очень большая нагрузка, подготовка к ЕГЭ. Они уже точно знают, какие предметы им нужны для дальнейшего поступления в ВУЗ, а на всё прочее остаётся очень мало времени. Ведь есть гуманитарии, есть люди технического склада – и так было всегда. Но можно попытаться расширить круг тех, кому история будет интересна независимо от профессиональной ориентации. Многое зависит от того, как будет подан материал. В моей книге большое внимание уделено красочным иллюстрациям, и о сложных вещах я старался говорить простым языком. В школьном учебнике, в рамки которого должен уместиться огромный объём информации, это не всегда удаётся. Поэтому очень важно, чтобы материал был чётко конкретизирован – что я и постарался сделать в книге.

- Как найти баланс между изучением мировой и отечественной истории и избежать «каши в голове»?

- Безусловно, российская история должна быть на первом месте. Ведь в европейских странах и США огромный упор делается на изучение именно истории своей страны. В наших школах даётся широкая картина мира, но всё же материал необходимо подавать с учётом российских акцентов. На мой взгляд, удачным был бы учебник, где мировая и российская история изучалась параллельно, где шел бы рассказ сначала о мировых, потом о российских событиях конкретного периода… Тогда детям было бы проще понять и запомнить всё это. Другой вопрос, что это технически сложно сделать – в рамках одного учебника.

- Мы всё говорим об учебниках и книгах, но ведь многое – если не всё – зависит и от учителя. Каким должен быть учитель истории, чтобы «зажечь», заинтересовать предметом?

- Для этого у учителя должно быть достаточно времени и сил. Учителя несут очень большую нагрузку, не только учебную, но и по оформлению множества бумаг и отчетов. Зарплаты московских учителей нельзя соотнести со всей страной – ведь выполняя ту же работу, учителя в регионах получают гораздо меньше. Работа учителя не должна превращаться в унылую рутину. Надо снизить требования к учителю, элементарно повысить его социальный статус. Тогда будет и творческая дискуссия, и спокойное вдумчивое объяснение на занятиях.

- Книга «История России» заканчивается на 90-х годах, как и многие учебники. Это осознанный жест?

- Историки давно заключили негласное соглашение: историей мы можем называть только те события, которые удалены от нас лет на 50. Только тогда будет меньше пристрастности в освещении исторических событий, больше объективности. Я, например, свидетель событий 90-х — но это еще не гарантия того, что моя оценка их верна. Говорить о времени 2000-х я считаю преждевременно, оценки не устоялись, и суть многих событий, возможно, не ясна даже главным их участникам. Я думаю, что образовательные книги стоит пока останавливать на рубеже XX –XXI вв .

- В исторической науке порой происходит смещение акцентов, так называемое «переписывание истории». Официальный взгляд на историю сильно зависит от текущего исторического момента. Как Вы это прокомментируете?

- Человек может испытать огромный шок, если будет получать из разных источников совершенно противоположную информацию. Так уже было в 90-е годы – когда возникла психологическая ломка у тех, кто в те годы историю изучал и преподавал. Я против того, чтобы это снова происходило. Если пытаться создавать из истории какую-то лакированную «палехскую шкатулку», из нее неизбежно выскочит чертик-ниспровергатель… Это совершенно ни к чему. Конечно, любой ученый находится в обществе, где господствуют свои ценности. Но историк должен понимать, что он не может оценивать исторические события, исходя только из ценностей и норм своего времени. Это никогда не даст объективной оценки. Нужна интроспекция, вживание в эпоху — умение понять мотивы поведения людей того времени. Такой подход требует больших усилий, значительной эрудиции, но способен создать более объективную картину прошлого. Но конечно, мы говорим лишь о степени достоверности, потому что полной объективности добиться не удавалось никогда и никому. 

- Есть ли у вас самый любимый период в российской истории и чем он вам нравится?

- Как ученому, мне непросто ответить на этот вопрос. История не может быть местами любимой или ненавистной – она единое целое. Но, например, тот период, которому посвящена моя диссертация («Боеготовность русской армии и военно-окружной аппарат в начале XX века, 1904-1913 гг.»), является для меня более важным и интересным. Также я с интересом читаю художественную литературу про эпоху XV-XVI веков. Как говорится, «чем время интересней для историка — тем для современника печальней». Переходные периоды насыщены страстями, событиями — поэтому про них интереснее читать, чем про времена более-менее спокойного развития.

- При огромном разнообразии информации — каким историческим книгам, каким источникам можно полностью доверять? Можете ли вы посоветовать дополнительную литературу для школьников, интересующихся историей?

- Как говорил Остап Бендер: «Полное спокойствие может дать человеку только страховой полис». Но если кто-то из школьников решит посвятить себя профессии историка, то я бы рекомендовал обращаться к современным историческим журналам. Например, журнал «Историк». В СССР язык научных журналов, и исторической публицистики отличался канцеляритом, сквозь который неспециалисту продраться было сложно. Сейчас разрешено писать свободно, популярно, и вот такие журналы могут быть понятны и доступны не только взрослому, но и подростку.

- А если говорить об источниках в интернете?

- Источник можно считать достоверным, когда хотя бы даются ссылки на книги, откуда взята информация. Когда речь идет не от своего лица, а дается четкая ссылка — информация получена там то и там то, а если таковых ссылок нет – то это могут и запросто оказаться чьи-то субъективные фантазии и домыслы .

- Какой совет вы могли бы дать молодому человеку, желающему, так или иначе связать жизнь с исторической наукой?

- Нужно, прежде всего, расширять свой лексикон. В этом помогает обращение к классической литературе, той самой, которую проходят на уроках. Бедность словарного запаса, неумение связно формулировать мысли — вот главная беда нынешнего поколения. Неумение находить какие-то синонимы, неумение четко выражать свою мысль — и здесь на помощь приходит чтение нормальной литературы, написанной хорошим литературным языком с хорошим редактированием. Советская литература кажется несколько устаревшей с идеологической точки зрения, но многие мастера исторической прозы были настолько талантливы, что не так уж и четко выражали классовый подход. Многое не договаривали, но не всегда кривили душой. Полезным будет издание этих произведений с комментариями историков – ведь некоторых слов или реалий современные дети уже просто не понимают. Читая хорошую литературу, ребенок сталкивается с грамотным изложением мысли, с грамотной речью, и при этом получает дополнительные знания. Он как раз и погружается в этом случае эпоху. А это самое главное для историка — уметь погружаться в эпоху.

- Немного философский вопрос напоследок. Почему, всё-таки, так важно молодым людям знать свою историю? Как это влияет на формирование личности?

- В любой нормальной стране уделяют огромное внимание изучению своей истории, даже порой излишне приглаженному. Пока в мире есть границы, пока нам ещё далеко до единого человечества — именно история способна сформировать человека, для которого эта страна остается родиной, о которой он должен всегда помнить и думать. Если мы будем уделять истории мало внимания — мы станем просто территорией. Не вредно будет и кое-чему поучиться у других стран, в сфере распространения исторических знаний, в сфере уважительного отношения к собственной истории без излишнего пафоса самобичевания. Критичность просто необходима, но стоит знать меру.


Больше книг о том, кем и чем гордится Россия, ищите в серии «Моя Родина - Россия»:

Возможно будет интересно

Пнин

Набоков Владимир Владимирович

Сказки-болтушки для развития речи детей

Бунина Виктория Станиславовна

ESCAPE

Бодлер Алиса

Сквозняк из прошлого

Набоков Владимир Владимирович

500 ответов логопеда

Бунина Виктория Станиславовна

Кинетический интеллект

Дементьев Михаил Александрович

Сказочный мир Шута

Князев Андрей Сергеевич

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Мертвый кролик, живой кролик

Михалкова Елена Ивановна

Всё закончится в пятницу

Усачева Елена Александровна

Окно призрака

Харди Камрин

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации