Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
Должна ли музыка быть всем?

Должна ли музыка быть всем?

19.03.2019

Проект «17 страница» добрался до еще одного современного культурного пространства — павильона «Заповедное посольство» парка «Зарядье». 13 марта Петр Налич прочитал здесь отрывок из «Брисбена» Евгения Водолазкина, который многие называют «самым музыкальным романом современности». Также гость выявил параллели между своей жизнью и историей героя книги, поделился взглядами на творчество и ответил на вопросы зала.

Петр рассказал, что сейчас вслух читает в основном детям: «Правду о Салли Джонс», Стивенсона, Толкина. Сам же, как признался музыкант, он всегда читал не очень много. В школе это ограничивалось классикой, с друзьями у них даже образовались противостоящие команды: поклонники Достоевского и поклонники Толстого. Сегодня же исполнитель только открывает для себя поле современной литературы («Географ глобус пропил», «Лавр», Алла Боссарт), которое периодически совмещает с мифами Древней Греции.  

Обсуждаемую книгу музыкант прочитал пока только частично, но во многих эпизодах уже узнал себя. Как и главный герой Глеб Яновский, Петр прошел через долгое обучение в музыкальной школе и постоянно самосовершенствовался: уже став архитектором, он прошел обучение в Мерзляковке и Гнесинке. Провести параллель с романом удалось, говоря и о самоопределении:

«Все наше будущее — очень часто какой-то пошлый коллаж, который состоит из журналов, видео, книжек, где мы увидели или услышали что-то: „Знаете, я буду, как, как... Бетховен. Нет, как... Джон Леннон“. И эти пошлые картинки тебя ведут по жизни, даже когда ты уже взрослый, хотя это нелепо. Точная мысль, которая приводится в романе — о том, что с этими иллюзиями надо бороться».

В чем-то Петр не смог согласиться с главным героем:

«Должна ли профессия, музыка быть всем? На мой взгляд, она всегда на втором плане, как вертикаль к космосу. Иначе ты становишься ее заложником. (…) Есть некоторые божественные распределения, они сложные, и не думаю, что поддаются осмыслению. Но это — о человеческом предназначении в контексте всех его линий судьбы. Человек счастлив, когда у него начинает складываться цельный пазл. И у меня происходит эта постоянная рефлексия, хотя все равно думаю, что никуда я из музыки не денусь».

Отвечая на вопросы слушателей из зала, Петр рассказал о своих театральных работах. Он делал музыкальное сопровождение для спектакля по Шварцу в Перми, исполнял арию Ленского. Перед такими работами, рассказал Налич, стоит перечитать литературный источник, но и слишком увлекаться не стоит: знание, не помогающее умению, превращается в балласт.

Был упомянут спектакль «Северная Одиссея» в РАМТе, ставший для музыканта уникальным опытом: там он играет вживую во время представления, а не просто заранее создает аранжировку, как в случае спектаклей «Питер Пен» и «Горячее сердце». Музыкант поделился, что планирует повторить подобные эксперименты в ближайшем году.

Поговорив об искусстве в целом, затронув и театр, и поэзию, и музыку, перешли к тому, что неизбежно объединяет все это — к вопросу популярности и жизни после славы:

«В романе в этом смысле я тоже проследил некоторые аналогии. Для меня „Евровидение“ стало некоторым взлетом известности. После такого в тебе начинает работать бесенок: „Надо чтобы меня все любили, на руках носили“. А потом: „Что-то меня меньше народу стало любить“. Начинаешь злиться, завидовать, обнаруживаешь в себе самые нехорошие качества. Так что в этом смысле известность — хороший урок. Она приходит и уходит, а в тебе происходят изменения. Если мы с этими бесами начинаем бороться, то всех нас ждет настоящий успех в каком-то духовно-космическом смысле». 

В конце встречи успели затронуть и тему архитектуры: Петр признался, что, будучи архитектором, очень ревностно относится к зданиям, особенно в Москве, где часто встречается «живописный винегрет». Не осталась без внимания и архитектура парка «Зарядье»: музыкант рассказал, что ему нравится современное оформление, хотя и есть незначительные нарекания по качеству и планировке.  

Баланс между внутренним музыкантом и архитектором, как рассказал гость встречи, устанавливается сам собой: иногда автоматически происходит это переключение, но в целом обе ипостаси — про эстетику, ощущение прекрасного.

Встреча завершилась возвращением к теме литературы и традиционным вопросом от «17 страницы»:


— Открылся ли для вас новый мир вместе с новым автором?

— Да, эту книжку я точно дочитаю.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
Возможно будет интересно
Подпишитесь на новости Скидка 30%
Раз в неделю о книгах, авторах и событиях На покупку книг в book24.ru при подписке на рассылку