Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Долгожданное новое дополненное издание «Бураттини» Михаила Елизарова

Долгожданное новое дополненное издание «Бураттини» Михаила Елизарова

31.08.2021

В серии «Читальня Михаила Елизарова», выходящей в «Редакции Елены Шубиной», долгожданная новинка — авторский сборник эссе «Бураттини». Для свежего издания Михаил Елизаров дополнил книгу, давно ставшую библиографической редкостью, текстами последних лет.

В «Бураттини» три десятка эссе, спаянных в сложную цельную конструкцию, выходящую за пределы своего жанра. В аннотации автор так характеризует книгу:

«Было бы ошибкой воспринимать „Бураттини“ как эссеистику в чистом виде. Перед вами, скорее, монологи персонажей из ненаписанного романа. Герои язвят и философствуют, потом совершают какие‑нибудь абсурдные, провокационные поступки — в обычном романе это называется сюжетом. Поступки, собственно, остались „за кадром“, поэтому читателю предлагается совершать их самостоятельно, по мере прочтения».

Начинается все с деконструкции, взлома тайного кода советских мультфильмов и детских сказок. Открытия следуют одно за другим. Вот эротический подтекст «Ну, погоди!», вот масонская символика «Трех поросят», вот розенкрейцерство и гностический миф «Снежной королевы», вот коммунистическая утопия «Незнайки» и кукольно‑фашистская антиутопия маленького дуче Буратино. Но к финалу книги оказывается, что сказки, мультфильмы, детские книги, игрушки, голливудское и советское кино — это только оболочка главного сюжета, центрального елизаровского мифа, ради изложения которого все и было задумано.

Бураттини
18+

Бураттини

Елизаров Михаил Юрьевич

Как и положено в космогонии, речь в этом мифе идет о вещах ключевых — рождении света (ребенка, гармонии, русско‑советского рая чистых душ) в противоборстве со злом (капитализмом, бездушной рациональностью, духовной смертью без надежды на воскресение). Отголоски этого мифа можно, по Елизарову, отыскать где угодно, так что чем популярнее текст массовой культуры, неважно, голливудской или мосфильмовской, тем выше вероятность, что его создатели попали в яблочко. Не так существенно, верны ли догадки автора «Бураттини» о связи первой версии «Кинг‑Конга» 1932 года с московским Дворцом Советов. В художественной логике книги главное, что так могло быть, даже если на самом деле и не было, а значит, все сказанное — это заведомо больше, чем правда.

Центральное место в пантеоне райско‑советского детства занимает у Елизарова Аркадий Гайдар. Самые «ученые» главы книги, посвященные реабилитации многократно оболганного Гайдара, оказываются одновременно и самыми личными, почти на грани исповеди. Именно через Гайдара сплавляются разные смысловые пласты книги: мальчик с игрушечным советским пистолетиком (сам автор), гайдаровский воин‑дитя, Кай из «Снежной королевы» с осколком зеркала в глазу в елизаровском мире‑мифе становятся едины.

Ценителям романа «Земля», одного из главных российских бестселлеров прошлого года, не нужно объяснять, каким сложным комплексом идей обернется в итоге у Елизарова спасительная смерть, без которой немыслимы воскресение, жизнь и слово.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации