День Святого Валентина. Праздник всех влюбленных. Перед глазами всплывают томные прогулки под луной, шоколадки в виде розовых сердечек и гигантские букеты в виде плюшевых медведей и прочие атрибуты идеальных свиданий, полных нежности и романтики.
Вот только не все свидания бывают удачными. То внезапная смена погоды испортит прекрасный вечер, то ЖЭК отключит воду в самый неподходящий момент. От причудливых поворотов судьбы не застрахован никто. Даже писатели.
Специально к 14 февраля Денис Драгунский и Вера Богданова рассказали о своих самых неудачных свиданиях.
Я тогда учился в девятом классе. То есть уже перешел в десятый. Лето было, июнь, Москва.
А она уже была студентка. Перешла на второй курс. Я ей позвонил поздно вечером, сказал: «Приезжай ко мне, родители на даче». Я был уверен, что она скажет: «Ты что, в уме, половина одиннадцатого! И вообще!» Тем более что она жила у метро Профсоюзная. А я — в Каретном ряду.
Но она сказала: «Хорошо, сейчас».
Я даже испугался.
Она приехала очень быстро. Привезла мне в подарок длинный деревянный мундштук. Только мы сели на диван, только я вставил сигарету в этот мундштук и закурил, как вдруг позвонил один мой дружок и сказал, что какие‑то иностранцы зовут в ночной бар в гостинице «Россия».
Вот это да!
Там были низкие фонари, музыка и табачный дым. И коктейли. Как в кино. Мы там торчали до половины четвертого.
Когда вышли, уже светало. Мы прошли через Красную площадь к Манежной. Совсем не было машин на улице Горького.
— Пойдем ко мне? — сказал я.
— Конечно, — она взяла меня под руку.
Мы дошли до Пушкинской площади, повернули направо.
— У меня туфли натирают, — сказала она.
— Давай возьмем такси! — У меня был резервный рубль. Я огляделся. Машин не было. — Ну, подождем, половим.
— Да ну, — сказала она и сняла туфли. — Так дойдем.
И пошла босиком. Мы прошли Страстной бульвар. У Екатерининской больницы увидели пьяного оборванного человека. Он устраивался спать на газоне, подстилая себе газеты, пытаясь укрыться ими. Ветер выдувал газеты у него из рук, он неразборчиво матерился. Мы повернули налево. Прошли сад «Эрмитаж». Стало совсем светло. Вот и дом. Подъезд был заперт, пришлось будить лифтера.
Она села на диван, засмеялась и подняла ноги, показала черные стопы.
Я взял ее за лодыжки. Она обняла меня за шею. Мы поцеловались.
— Пойду ноги вымою, — сказала она.
Я вытащил из ящика белье, стал стелить.
— Воды нет, — она стояла в дверях.
— Как это? — сказал я.
— Так это! Ни капли.
Мы стали крутить все краны. Воды не было. Тихо сипело, и всё.
— Ну и ладно, — сказал я, и мы вернулись в комнату.
— Нет, — сказала она. — С такими ногами я не могу.
— Да наплевать! — в отчаянии закричал я, обняв ее, подталкивая к кровати. — Да перестань, ты что!
— Нет, — она вывернулась, села на пол. — Так нельзя.
— Есть кипяченая вода в чайнике, — сказал я. — Я намочу полотенце. Или хочешь, одеколоном протрем?
— Только грязь развезем. Давай лучше покурим.
Я принес сигареты, спички и пепельницу, сел рядом.
— А где мундштук? — спросила она. — Который я тебе подарила?
— Я его в баре сломал, — объяснил я. — Уронил и сам случайно наступил. Извини.
— Ну, вот видишь, — вздохнула она.
— Обиделась?
— Да нет, при чем тут... — и она равнодушно поцеловала меня в щеку.
Я не назвала бы тот вечер неудачным — хоть и оказалась по колено в грязи посреди поля в сорока километрах от Москвы. Но а) я завела нас туда сама и б) в итоге мне все понравилось.
Вообще в том, что касается свиданий, я консервативна. Предпочитаю встречаться в тихих местах, где можно вкусно поесть и поговорить (например, в ресторанах японской кухни), люблю, когда дарят цветы (гортензии и кустовые розы) и провожают до дома (отеля, домика, бунгало, хижины, палатки, скворечника, если я не в Москве). Но у молодого человека — назовем его Ильей — был мотоцикл (что, конечно же, не отменяло ресторанов и цветов). Илья мог в любой момент сорваться куда‑нибудь с компанией — позволял график работы, — или каждую неделю ездить ко мне из другого города просто потому что скучает. Большой, веселый, весь в шрамах: он выжил в жуткой аварии, в половине костей и вместо зубов стояли имплантаты. Левые указательный и средний пальцы потеряли чувствительность и были прохладнее остальной ладони — как будто смерть отпустила его не до конца, удерживала за руку.
Заканчивался август. Зная, как я люблю самолеты, Илья предложил поехать на авиасалон в Жуковском. Это было наше третье или четвертое свидание, в общем, период, когда мы еще присматривались друг к другу и старались казаться лучше, чем есть на самом деле. Прогноз погоды обнадеживал, ситуация на дорогах тоже, ничто не предвещало, но всё, разумеется, пошло не так.
Илья забрал меня от друзей: я осталась у них ночевать после вечеринки и вышла в платье и балетках. Ехать домой, чтобы переодеться, отказалась. Ну и что, сказала я, мы же туда и обратно, сейчас тепло, время поджимает, красота требует жертв, погнали. Хорошо, что Илья взял для меня защиту и у него в сумке оказалась куртка.
Мы добрались до авиасалона, побродили между самолетами и вертолетами. Стало скучно, в Москву не хотелось. Я вспомнила живописные места в получасе езды от Жуковского, часто там гуляла в детстве: дорога шла от станции, цепляла край леса, пересекала поле, на котором когда‑то выращивали кукурузу, и выходила к карьеру, оттуда обратно к станции. Илья согласился прокатиться туда скорее из вежливости. Явно не понимал, на что подписывается.
Как оказалось, за десять лет многое поменялось. И если асфальтированная дорога от станции осталась прежней, то дорога лесная изворачивалась новыми петлями. Тропинка через поле, которую я помнила, осталась, но становилась все уже и уже и ровно на середине поля окончательно заглохла. Передо мной была трава выше колена, за ней, метрах в трехстах, топорщил ветки ивняк, растущий густой полосой, судя по всему, в канаве. Оттуда поквакивали лягушки.
Темнело. Начался дождь, отложенный утренним сбросом цементного порошка над Жуковским и его окрестностями.
Я поняла, что мы заблудились.
Возвращаться через лес уже не было смысла — слишком долго, слишком велик риск заблудиться еще и в лесу. Решили идти вперед, до края поля, а дальше как получится. Тут и стало ясно, кто чего стоит, совсем как в «Песне о друге» Высоцкого. Илья, матерясь, посадил меня к себе на спину, под ногами чавкало, трава стегала по коленям. Стемнело окончательно, издалека, из влажного сизого мрака гудели и стучали колесами электрички. На их звук мы и выбрались.
Ехать ночью и в мокром было адски холодно (та самая красота потребовала жертв), грели только куртка, наколенники и корка засохшей на щиколотках грязи. Где‑то на середине пути мы пили растворимый кофе в придорожной забегаловке с хот‑догами и чебуреками, единственные посетители в той коробке с пластиковыми исцарапанными стенами и видом на ночное шоссе. Рассвет нас догнал в Москве — наверное, один из лучших моих рассветов.
Было опасение, что после грязевых ванн в поле Илья больше не позвонит. Но встреч было еще много, разных, долгих. Мы знакомы уже пятнадцать лет, ближе друг другу, чем иная родня, хоть и видимся редко — живем в разных городах. И, в отличие от героя «Сезона отравленных плодов», реальный Илья не забыл о своих целях и мотоцикле. А я так и не оставила дурную привычку ездить в платье.
Поляков Юрий Михайлович
Марли Грег
Лендж Трейси
Суратова Екатерина
Шеина Кира
Лобб М.К.
Абэ Тисато
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Аникина Александра
Соя Антон Владимирович
Мирай Медина
Шепс Олег Олегович
Гришэм Джон
Е Юань
Фэйсян Цзюлу
Килочек Анна Владимировна
Володина Ася
Джейн Анна
Гришэм Джон
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.