До экзамена осталось от нескольких дней до пары месяцев. Нервы на пределе, в школе и дома давят. А пробелов в знаниях тьма тьмущая...
Без паники! Поделимся способами эффективно использовать остаток времени. Расскажем о правильной расстановке приоритетов, действенных методах заучивания, составлении полезных шпаргалок и приемах самоподдержки. Все советы взяли из книги известного психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если ждет экзамен?»
Самая распространенная ошибка — это повторять перед экзаменом все подряд. Допустим, у вас есть четыре дня и сорок тем и вы решили учить по десять вопросов в день. Такая стратегия провальная. Ко дню экзамена вы забудете материал первых двадцати вопросов. К тому же придерживаться такому напряженному графику будет сложно. Если что‑то пойдет не так, на последний день придется объем работы, который в принципе невозможно осилить. Часть вопросов останется нетронутой.
Поэтому разумнее сначала выявить те вопросы, по которым вы совсем ничего не знаете, и сразу же хотя бы в общих чертах ликвидировать пробел. Далее из списка тем выделите самые общие и фундаментальные. Ясно, что вопрос «Причины и следствия Первой мировой войны» более общий, чем «Битва под Верденом, ее ход и значение». Когда будете повторять, обращайте внимание на скрытые проблемы в понимании. Ведь впереди консультация, и еще есть возможность получить помощь.
Даже если в силу неприятностей вся ваша подготовка к экзамену только этими вопросами и ограничится, на тройку благодаря общей ориентации в предмете вы вполне можете рассчитывать.
Петрановская Людмила Владимировна
В общих темах нужно не столько запоминать, сколько понять суть и как следует разобраться. Это нужно сделать в первые дни, пока голова ясная. Общие темы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо легче и прочнее улягутся все остальные сведения. Так что все, что вы поймете, поможет вам хорошо усвоить более частные вопросы, если на них останется время.
Вот как Людмила Петрановская советует распределить нагрузку: первый‑второй день — общие вопросы, решение задач, использование консультации. Потом еще два дня — частные вопросы. Вечер последнего дня — заучивание.
Как бы романтично это не звучало, лучший способ запомнить — это понять и прочувствовать. История любой науки — это история борьбы идей, находок и разочарований, кажущихся успехов и подлинных прорывов к истине. Будет трудно запомнить сражение, если вы не представите себе кипения страстей и не поймете, что было поставлено на карту для противоборствующих сторон.
Любая тема, будь то физика, литература или биология, сведется для вас к набору скучных определений, если вы не знаете о разных точках зрения на этот вопрос и не имеете своего мнения. Возможно, в вашем учебнике или в том, что говорил на уроке учитель, недостаточно материала для размышления и все дается догматично, как единственно верная точка зрения. В этом случае обратитесь к дополнительной литературе, например к научно‑популярным сериям.
Возьмите два учебника разных авторов по одной и той же теме и читайте один за другим. Вы обязательно будете обращать внимание на разницу в изложении: чему больше уделено места, как оценивается тот или иной факт, в какой последовательности изложена информации. В процессе такого сравнения материал запоминается сам собой.
Наша память коварна. Вы можете не осознавать, что забыли что‑то важное, пока не попробуете воспроизвести информацию. Поэтому очень важно в процессе работы держать память в состоянии боевой готовности.
Допустим, вы приступаете к очередному вопросу, уровень знаний по нему средний. Не начинайте сразу читать учебник. Напрягитесь и вспомните все, что вы уже знаете, пусть с ошибками и пропусками, и только после этого читайте. Материал усвоится гораздо легче: во‑первых, вы взбодрили свою память, во‑вторых, всегда интересно выяснить, что напутал и что пропустил.
Неправильная шпаргалка — это клочок бумаги, на котором крошечными буквами написаны ответы на все вопросы. Подумайте сами: эту гармошку нужно незаметно извлечь, ухитриться прочитать и, замирая от страха, переписать. Даже если вас не поймают, ответ будет звучать жалко, ведь дома вы потратили время не на понимание, а на переписывание, и на экзамене даже не обдумали свой ответ.
Правильная шпаргалка совсем другая. Она строится по принципу опорного конспекта или в виде тезисного плана. В нее выносятся, во‑первых, основные мысли планируемого ответа, во‑вторых, примеры, в‑третьих, то, что легко забыть, например даты или исключения.
Составляется шпаргалка в два этапа. Сначала просто набросайте все, что считаете нужным в нее включить. Потом расположите материал на листе экономным образом, используя сокращения, стрелки и т. п. Утром перед экзаменом просматриваете их, для успокоения нервов захватите с собой. Скорее всего, она вам уже не пригодится.
Не ругайте себя за страх. Все нервничают перед ответственным испытанием, даже взрослые, сильные и уверенные в себе люди. Страх заставляет нас собраться, мобилизовать все свои ресурсы, показать лучший результат, на какой мы способны.
Но, если страх парализует и обессиливает, от него нужно избавляться. Интересно, что от него часто страдают именно те, кто учится неплохо и боится, скорее, не получить хорошую оценку, чем провалиться совсем. Какая самая яркая особенность этого страха? Пожалуй, его неадекватность ситуации. Предстоит всего‑навсего экзамен по математике, а самочувствие как перед казнью четвертованием. Это говорит о том, что на самом деле боимся мы не самого экзамена, а того значения, которое мы придаем успеху или провалу на нем.
Ухватите мысль, которая сопровождает ваши приступы страха. «Я ни на что не способен, даже математику хорошо сдать», «Я опять провалюсь, как всегда», «Я разочарую родителей», «Я хуже всех, я полный бездарь». Запишите такую мысль или расскажите человеку, которому вы доверяете: другу, сестре, папе.
Теперь попробуйте оценить ее здраво и критически. Действительно ли вы ни на что не способны? Значит ли двойка по алгебре, что человек полный бездарь? Сами вы сказали бы о человеке, провалившем экзамен, что он хуже всех? Согласятся ли ваши родители с тем, что вы совершенно не оправдываете их надежд?
Кроме самоуничижительных, страх часто вызывает апокалипсические мысли. Например, такие: «Это конец», «Все, я пропал», «Я этого не переживу». Отталкиваясь от ужасающей мысли, задайте себе вопрос «И что тогда?». Ответив на него, задайте снова, и так несколько раз.
Например, хорошая ученица, которая собирается на филфак, переживает: «Кошмар. Я получу тройку по математике». — «И что тогда?» — «Это будет единственная тройка в моем аттестате!» — «И что тогда?» — «Это очень обидно — тройка. Ведь она останется навсегда, уже не исправишь!» — «И что тогда?» — «Да... В общем, ничего. Досадно, но не смертельно. Кому на филфаке интересна моя оценка по математике?»
Конечно, бывают более серьезные случаи, когда от результата экзамена многое зависит. Например, кто‑то боится не поступить в желанный вуз: «Я плохо сдам этот экзамен». — «И что тогда?» — «Мне не набрать проходной балл». — «И что тогда?» — «Я не поступлю». — «И что тогда?» — «Родители будут в ужасе, все будут жалеть меня, а за спиной смеяться». — «И что тогда?» — «Станет понятно, что я ни на что не годен, хуже всех. Я не смогу получить профессию, о которой мечтаю. Моя жизнь испорчена».
Вот теперь самое время остановить апокалипсические" мысли и подумать здраво: так ли уж все безнадежно? Каковы имеющиеся альтернативы? Возможно, есть другие вузы с этой специальностью, где требования к проходному баллу ниже. Возможно, есть колледж. Или можно поступить на вечернее. Или попробовать еще раз на будущий год. В 17 лет еще ничего не может быть потеряно и испорчено безвозвратно.
Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, поставьте на свое место вашего друга. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм? Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.
Лотман Юрий Михайлович
Латунова Ольга Владимировна
Клёпова Екатерина Андреевна
Трауб Маша
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.