Астрид Линдгрен — шведская писательница, автор всемирно известных детских книг. Их суммарный тираж превышает 150 миллионов экземпляров, они переведены почти на 100 языков. Линдгрен получила ряд престижных литературных премий, среди которых — медали Ханса Кристиана Андерсена и Льва Толстого, а также Премия Габриелы Мистраль. Портрет Линдгрен был напечатан на купюрах в 20 крон. Примечательно, что там он сменил изображение другой шведской писательницы — Сельмы Лагерлёф, первой женщины — лауреата Нобелевской премии по литературе.
Будущая звезда мировой литературы родилась в обычной крестьянской семье, у набожных и любящих родителей. В детстве она была простой деревенской девочкой: много играла на природе с другими ребятами и любила слушать истории, которые ей рассказывали отец и соседи. Эти истории потом лягут в основу многих ее произведений, а друзья станут прототипами их главных героев.
Идиллия закончилась в подростковом возрасте, когда Астрид начала бунтовать: сделала короткую стрижку и стала носить мужские костюмы. Это ее родители, воспитанные в патриархальных традициях, одобрить, конечно же, не могли. И уж тем более они не могли одобрить первую любовь их дочери.
Работая журналисткой в газете, Астрид завела роман с владельцем издания. Он был на 30 лет старше подчиненной и, кроме того, был женат и имел семерых детей. Поэтому долгое время влюбленные скрывали отношения, пока Астрид не забеременела. Отец ребенка не захотел на ней жениться, и из‑за угрозы общественного осуждения (внебрачные дети в те времена считались большим позором) девушке пришлось сбежать в Данию: там разрешалось рожать детей, не указывая данных об их отце.
Там же Астрид оставила новорожденного сына Лассе на попечение приемных родителей. Она очень переживала из‑за этого и часто приезжала к нему, но окончательно смогла забрать его лишь через пять лет, после того как официально вышла замуж за Нильса Линдгрена, который согласился усыновить мальчика.
После воссоединения с Лассе Астрид решила посвятить себя заботе о сыне и домашнему хозяйству. Она часто сочиняла для мальчика сказочные истории, самые удачные из которых записывала, а потом публиковала в газетах. Сама Астрид считала их дурацкими, но именно благодаря им ей удалось выработать и отточить свой писательский стиль.
На него очень сильно повлияли взгляды Астрид. Тогда она увлекалась прогрессивными по меркам тех лет педагогическими методиками, которые призывали взрослых уважать чувства детей. Так Линдгрен стала первой писательницей, которая говорила с детьми не назидательно, а как с равными. Возможно, именно в этом и заключается успех ее произведений.
Ярче всего этот подход Линдгрен проявился в истории о Пеппи Длинныйчулок — озорной девчонке, которая не подчиняется никаким стереотипам и условностям. Она появилась случайно: однажды дочка Линдгрен Катрин попросила рассказать ей сказку. Когда Астрид спросила, о чем же должна быть история, девочка ответила: «О Пеппи Длинныйчулок».
Долгое время писательница хранила сочиненные сказки в памяти и записала их только после того, как вывихнула ногу и была вынуждена лежать в постели. Получившуюся рукопись Линдгрен послала в несколько крупных издательств, но везде получила отказ. Редакторов пугала слишком радикальная по меркам того времени жизненная позиция Пеппи. Они сожалели об этом, когда Линдгрен стала знаменитой и тиражи ее книг били все рекорды.
А на золотую жилу детской литературы случайно наткнулось небольшое издательство «Рабен и Шёгрен». Оно проводило конкурс на лучшую книгу для девочек, на который Линдгрен прислала свою повесть «Бритт Мари изливает душу». Жюри оценило талант писательницы, и та получила крупную денежную премию и контракт.
Правда, сначала владелец издательства Ханс Рабен был разочарован тем, что победительницей стала простая домохозяйка. Но, несмотря на это, он согласился опубликовать и другую ее книгу — неформатную «Пеппи», причем без особых изменений.
И не прогадал: книга быстро завоевала сердца юных читателей и принесла издательству солидную прибыль. После этого Рабен понял, что такого автора упускать нельзя, и пригласил Линдгрен в издательство на должность редактора, где она впоследствии проработала до самой пенсии. Именно там она опубликовала все свои книги, включая трилогию о Калле Блюмквисте и истории о Малыше и Карлсоне, которые принесли миллионы крон и их автору, и прозорливому издателю.
Помимо детских книг, Астрид Линдгрен создавала и произведения для взрослых, где поднимала важные социальные вопросы. Например, когда писательница заполняла декларацию о налогах, то обнаружила, что они превышают ее доходы. Не растерявшись, она опубликовала в газете ироничную сказку «Помперипосса из Монисмании», в которой высмеяла абсурдную налоговую политику Швеции.
Министр финансов юмора не оценил и заявил:
«Линдгрен умеет рассказывать сказки, но не умеет считать». Когда же в ходе парламентских слушаний выяснилось, что права была именно писательница, она ехидно заметила: «Нам с министром следует поменяться работой: это он умеет рассказывать сказки, а вот считать не умеет».
Книги Линдгрен популярны во всем мире, но особенно среди русскоязычных читателей. Во многом это заслуга знаменитой переводчицы Лилианны Лунгиной, с чьей легкой руки фразы героев писательницы стали крылатыми, например «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», «пустяки, дело житейское» и «курощать». И сама Линдгрен впоследствии признавала, что именно благодаря таланту Лунгиной ее книги стали знамениты в СССР, как нигде в мире.
Дорман Олег Вениаминович
Успенский Эдуард Николаевич
Портер Элинор
Ларри Ян Леопольдович
Барри Джеймс
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.