Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
День рождения Александра Блока

День рождения Александра Блока

28.11.2022

Александр Блок — классик русской литературы, один из самых значимых поэтов Серебряного века.

Блок начал писать стихи с детства. В гимназические годы он издавал самодельный журнал «Вестник», в котором, помимо них, опубликовал статьи и даже целый роман, на создание которого его вдохновил Майн Рид. В подготовке журнала участвовала вся семья Блоков: мать, двоюродные и троюродные братья были редакторами, бабушка писала рассказы, а дедушка рисовал иллюстрации.

Став постарше, Блок увлекся театром. Летом он часто бывал в имении химика Дмитрия Менделеева, где ставил спектакли и сам играл в них. Там же поэт встретил героиню своих будущих стихов о Прекрасной даме — дочь Менделеева Любовь. Через шесть лет после знакомства они поженились.

Но до этого у юного Блока случился другой роман. Ему было 17 лет, когда на немецком курорте он познакомился с Ксенией Садовской, которая была старше поэта на 20 лет и имела троих детей. Да и сам писатель в буквальном смысле годился ей в сыновья, его мать была даже на год младше Садовской!

Однако разница в возрасте не смутила Блока — он настойчиво добивался расположения женщины. По воспоминаниям современников, сама Садовская была не против его ухаживаний и даже намеренно подогревала интерес неопытного юноши. Мать Блока, узнав о близких отношениях сына со своей ровесницей, была в ярости: отправила его домой, а любовнице закатила скандал.

Но это не остановило пару. Блок и Садовская продолжили отношения в Петербурге, тайно встречались в каретах и гостиницах. Однако через некоторое время поэт к ней остыл и стал видеться с Любовью Менделеевой. А когда до него дошли слухи о смерти бывшей любовницы, то он равнодушно и цинично произнес:

«Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом».

Но слухи оказались ложными, и в итоге Садовская Блока все же пережила.

Отношения с Менделеевой были сложными. Блок в то время находился под влиянием трудов философа Владимира Соловьева, согласно которым гармонию в мир должна принести София — воплощение вечной женственности. Именно Софией поэт и считал свою жену. Поэтому, не желая осквернять свою Прекрасную даму чем‑то низменным, он посещал публичные дома и заводил любовниц, а жене писал возвышенные стихи.

Та была в замешательстве: она явно не так представляла себе семейную жизнь. Ситуацией воспользовался друг Блока и давний воздыхатель Менделеевой писатель Андрей Белый, который возобновил свои ухаживания за Любовью. Та откликнулась на них и ушла к Белому, но очень скоро вернулась обратно к мужу. Белый не смог этого пережить и стал писать десятки писем Блоку и его жене, в которых то умолял простить его, то угрожал поэту и вызывал его на дуэль. Это не возымело эффекта: поединок так и не состоялся, а Менделеева осталась с Блоком и жила с ним до самой его смерти.

О любовных отношениях Блока вообще ходило множество слухов. Самый громкий из них — о его романе с Анной Ахматовой и возникшей из‑за этого взаимной неприязни с ее мужем Николаем Гумилевым. Этот слух зародился после лирической переписки поэтов: Блок посвятил Ахматовой мадригал «„Красота страшна“ — Вам скажут...», а Ахматова ответила ему стихотворением «Я пришла к поэту в гости».

На самом деле между ними не было любовных отношений, но сплетня оказалась настолько живучей, что Ахматовой пришлось ее опровергать вплоть до своей смерти. В своих записных книжках она даже шутила, что могла бы написать книгу «Как у меня не было романа с Блоком».

Что касается отношений Блока и Гумилева, то они были вполне теплыми: Гумилев называл Блока «своим любимейшим поэтом» и неоднократно признавал его талант, а Блок считал Гумилева молодым одаренным автором и давал ему автографы. Слух же появился из‑за критической статьи Блока о «Цехе поэтов», который возглавлял Гумилев. Однако она не была оскорбительной и не содержала нападок на Гумилева — Блок просто описал причины своего недовольства творческим методом акмеистов.

Вообще Блок не скупился на оригинальные и неожиданные оценки. Например, поэт побывал на Международной неделе авиации в Петербурге, на которой демонстрировались самолеты — невиданное техническое чудо по меркам того времени. Большинство посетителей были в восторге от них, в их числе — писатель Леонид Андреев. Однако на Блока увиденное произвело прямо противоположное впечатление: он назвал самолет «демонской машиной» и посвятил стихи разбившимся летчикам.

Внезапно могли расстроить поэта и другие неожиданные вещи. Так, после поездки на роскошный французский курорт Биарриц писатель на чем свет стоит ругал французов, их нравы и быт. Особенно его опечалили узкие кровати и тазики вместо умывальников. В итоге Блок заключил, что Россия, по сравнению с Францией, «культурная страна, где меньше блох».

Неожиданной для многих друзей Блока стала и его оценка революции 1917 года. Он принял ее с радостью: написал поэмы «Двенадцать», «Скифы» и ряд прореволюционных статей. Блок даже оправдывал разграбление крестьянами своей усадьбы! Многие из знакомых поэта отвернулись от него. Например, Зинаида Гиппиус публично пообещала больше не подавать Блоку руки.

Но через некоторое время он разочаровался в идеях и методах революционеров, отчего впал в тяжелейшую депрессию. И снова о нем поползли слухи: якобы он сошел с ума и хочет уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать». Эту городскую легенду широко растиражировал поэт Георгий Иванов в псевдодокументальных мемуарах «Петербургские зимы». Однако литературоведы склонны считать, что это мистификация: никаких убедительных подтверждений тому, что Блок хотел уничтожить свое произведение, найти не удалось.

Депрессия сильно отразилась на физическом здоровье поэта. Ему понадобилось лечение за границей, но советские власти долго не давали разрешения на выезд. Когда писатель его наконец‑таки получил, он уже был неспособен передвигаться самостоятельно. Пришлось делать новый запрос, чтобы получить отдельное разрешение для сопровождающего — его супруги Любови Менделеевой. Но, к сожалению, собрать все необходимые для выезда бумаги вовремя не удалось — их получили лишь за день до смерти поэта.

Ко дню рождения классика предлагаем вам подборку его произведений и книг о нем.

Ночь, улица, фонарь, аптека

Аннотация

«Он не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души. <...> Блок как‑то сразу создал свой стиль, во многом самобытный...», — говорил В. Брюсов.

Александр Блок виртуозно соединял в своём творчестве низкие жанры и высокий стиль. Он изобрел свой поэтический язык, смысл которого стоит искать между строк. Каждый блоковский цикл, — значительное событие в русской поэзии, и каждое стихотворение — неотъемлемая часть этого события. Образ А. Блока остался странной, загадочной, трагической тенью, какой и была его поэзия.

В сборник «Ночь, улица, фонарь, аптека...» вошли лучшие стихотворения о Прекрасной Даме, а также известные произведения разных лет.

Подробнее о книге

Покой нам только снится...

Аннотация

В эту книгу вошли лучшие произведения Блока разных лет — начиная от самых известных циклов «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Фаина» и «Родина» и кончая поэмами «Возмездие» и «Двенадцать». Данный сборник дает возможность читателю проследить, как именно развивался талант великого поэта.

Александр Блок — разный и многогранный, как сама эпоха, в которую он жил и творил.

Подробнее о книге

На берегах Невы

Аннотация

«На берегах Невы» — первая книга легендарных воспоминаний Одоевцевой, посвященная жизни литературного, музыкального и художественного Петрограда в страшный, переломный, трагический период Октябрьского переворота и первых послереволюционных лет. Под легким и острым пером Одоевцевой, истинной свидетельницы эпохи, буквально оживают великие поэты и прозаики Серебряного века — Сологуб и Ахматова, Андрей Белый и Блок, Мандельштам и Кузмин, Зинаида Гиппиус и многие другие.

Подробнее о книге

Дневник моих встреч. Цикл трагедий. От Максима Горького до Анны Ахматовой

Аннотация

Юрий Анненков (1889–1974), прекрасный график, живописец, театральный художник, начал свой творческий путь в 1910‑е годы, быстро заняв видное место в культурном мире Петербурга. Повествуя о своих современниках, личностях выдающихся, с которыми его связала искренняя дружба, он постоянно говорит и о самом себе, и о том, как сложилась его жизненная история, его судьба. Написанные художником литературные портреты, по стилистике родственные его же талантливым графическим, украсившим книгу, называли «синтетическими образами», то есть предельно обобщенными, сконцентрированными на чем‑то значительном. Своему дневнику Анненков дал подзаголовок, в котором отразил печальные линии биографий своих персонажей.

А это Максим Горький, Александр Блок, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Георгий Иванов, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Евгений Замятин, Борис Пильняк, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Алексей Ремизов, Сергей Прокофьев, Илья Репин.

И рядом с этими фигурами возникают десятки других, за частными историями встает история русской культуры на протяжении многих десятилетий.

Подробнее о книге

Сон страсти: письма, дневники

Аннотация

Книга «Сон страсти» повествует об интимных отношениях, связавших в начале прошлого столетия трех замечательных людей России: Александра Блока, Любовь Менделееву‑Блок и Андрея Белого. События их сугубо личной, закрытой для других стороны жизни, но поучительной для каждого человека, нам сегодня помогли воссоздать оставленные ими дневники, воспоминания, переписка. Итог этим порой счастливым, порой трагичным переплетениям их судеб подвел Блок: «Люба испортила мне столько лет жизни, замучила меня и довела до того, что я теперь. <...> Но — 1898–1902 <годы> сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее».

Подробнее о книге

Серебряный век в нашем доме

Аннотация

Софья Богатырева — мемуарист, филолог; профессор Денверского университета, почетный член National Slavic Honor Society (США).

В родном доме Софьи Богатыревой «всё всегда происходило не так, как у людей» — в нем обитал дух Серебряного века. В книге «Серебряный век в нашем доме» звучат два голоса. Писатель Александр Ивич вспоминает о культурной жизни Петербурга 1910–1920‑х годов, о брате Сергее Бернштейне, одном из основателей ОПОЯЗа, о своих друзьях и знакомых: Александре Блоке, Михаиле Кузмине, Владиславе Ходасевиче, Осипе Мандельштаме. Софья Богатырева дополнила рассказы отца собственными воспоминаниями о Борисе Пастернаке, Анне Ахматовой, Надежде Мандельштам, Юрии Олеше, Викторе Шкловском, Романе Якобсоне, Нине Берберовой, Лиле Брик.

Подробнее о книге
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации