Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Дмитрий Миропольский: «Смерть Распутина – самое громкое политическое убийство XX века»

Дмитрий Миропольский: «Смерть Распутина – самое громкое политическое убийство XX века»

11.05.2018


Название вызывает ассоциацию с романом Льва Толстого, но отсылает к одноименной поэме Владимира Маяковского, одного из главных героев книги.

Действие первой части романа, которая носит название «Мир», происходит летом 1912 года — в пору наивысшего расцвета Российской империи. Начинающий поэт Маяковский впервые приезжает в Петербург и с головой окунается в жизнь богемы. Царская династия готовится отпраздновать свое 300-летие, сборная России участвует в Олимпийских играх, высшая аристократия плетет интриги вокруг Григория Распутина — нового государева любимца, столичная публика самозабвенно развлекается… Жизнь сияет калейдоскопом увлекательных событий, и мало кто понимает близость большой войны, хотя разведчики разных стран уже вступили в смертельную схватку, а штабные генералы срочно разрабатывают планы кампаний и перевооружают армии.

Вторая часть называется «Война». Декабрь 1916 года — это разгар Первой мировой, когда была пройдена точка невозврата: крах Российской империи сделался неизбежным. Маяковский призван в армию, и его судьба удивительным образом переплетается с судьбами великого князя Дмитрия Павловича, князя Феликса Юсупова, думского депутата Владимира Пуришкевича и других участников убийства Распутина.

Третья часть книги носит название «Мiр» и позволяет проследить до наших дней, как жизнь играет судьбами знаменитостей и насколько прочно события 100-летней давности связаны с современностью. Автор приглашает убедиться: та, исчезнувшая Россия очень похожа на Россию нынешнюю. Читатели могут снова вспомнить, насколько хрупок мир и как страшна война. Роман «Тайна трех государей» был продан тиражом более 165 000 экземпляров и стал бестселлером 2017 года. В апреле 2018 года в издательстве АСТ выйдет новый роман «1916/Война и мир». Скажите, насколько сложно соревноваться за успех с самим собой?

Мне кажется странной мысль о соревновании в области литературы. Все же писательство несколько отличается от бега наперегонки или перетягивания каната. Другое дело, что сам автор может постоянно усложнять и разнообразить задачи; может анализировать свою работу и в новом тексте избегать прежних ошибок — я не об орфографии сейчас… Развиваться и расти надо обязательно, только при чем тут соревнование? Цветы растут и ни с кем не соревнуются. К тому же надо иметь в виду, что качество текста, его литературные и прочие достоинства сегодня играют достаточно скромную роль: удачный маркетинг позволяет сделать бестселлером откровенный мусор.

Роман с амбициозным названием «1916/Война и мир» вполне прилично написан, содержит много увлекательных сюжетных линий и, на мой взгляд, заслуживает не меньшего успеха, чем «Тайна трех государей». А насколько успешными будут продажи — скоро увидим. Для впечатляющего результата я сделал все, что мог. Очередь за издательством.

В сети множатся восторженные отзывы на ваш предыдущий роман. А появились ли заблуждения, вызванные прочтением «Тайны трех государей»? Или читатели поняли все тайные смыслы, которые вы спрятали на страницах книги?

Думаю, главное заблуждение, которое возникает при чтении книги, газеты и вообще любого информационного источника, — это уверенность читателя в глубоком знании предмета. Падает самолет — и чуть ли не каждый оказывается специалистом в области аэронавтики, случается пожар — и все кругом знатоки чрезвычайных ситуаций, происходит еще какой-то катаклизм — и опять, куда ни плюнь, в эксперта попадешь. А уж в политике почти любой разбирается на уровне премьер-министра. Жаль, что все, кто может запросто привести страну к процветанию, уже работают таксистами, коучами личностного роста, охранниками и блогерами.

Восторженных отзывов на «Тайну…» действительно много. Были и ругательные — мол, ничего не понять, автор чересчур умничает, и что это вообще за книга? Я готов повторить вслед за великими, что отвечаю за то, что написал, — и не могу отвечать за то, как меня поняли. К сожалению или к счастью, чтобы с толком прочесть хорошую книгу, надо не просто грамоте уметь, но и эрудицией обладать кое-какой, и навыками вдумчивого чтения. Ну а поиск скрытых смыслов текста — это же самое интересное! Настоящая награда для автора — когда искушенный читатель докапывается до таких глубин, о которых писатель только подозревал.

Расскажите о Вашем новом романе «1916/Война и мир».

В книге три части: Мир, Война и снова Мир (в книге – Мiр). В первой части описан мирный период, когда у России дела шли в гору, когда она участвовала в Олимпийских играх, экономика была на подъеме, все готовились отмечать 300-летие дома Романовых. Вторая – это разгар Первой мировой войны, гибель империй, убийство Григория Распутина, ставшее точкой невозврата, когда стало ясно, что Российская империя перестанет существовать. И в третьей части я рассказываю о том, как связана современность с событиями, произошедшими 100 лет назад.

Довелось ли вам совершать литературные паломничества по России, чтобы собрать материал для книг? Какие города зацепили и вдохновили больше всего и почему?

Паломничества — звучит чересчур патетично. Мне довелось немало поездить, увидеть и полюбить многие города России. Но сердце отдано родному Петербургу, и вряд ли это когда-нибудь изменится. Действие большинства моих романов — уже написанных и находящихся в работе — разворачивается в Петербурге. Мне легко представить себе героев в антураже северной столицы и описать их так, чтобы картинку смогли увидеть читатели. Для сбора материала сегодня ездить никуда не нужно, если живешь вблизи громадных библиотек и пользуешься интернетом. Но для того, чтобы проникнуться особенным духом, который есть у любого интересного места, — думаю, надо ездить обязательно. Пожалуй, вряд ли я мог бы убедительно написать о русском Севере, если бы не побывал в Старой Ладоге, Кирилло-Белозерском монастыре и Вологде. Байкал или Самарканд надо тоже хоть раз увидеть. Москва и Рим, Иерусалим и Париж требуют к себе уважения — и взамен делятся кое-какими секретами, совсем не лишними для писателя.

Герои ваших книг — исторические персонажи. Насколько их личные качества отличаются от качеств наших современников?

Среди моих персонажей есть исторические личности, а есть собирательные образы, каждый из которых имеет сразу трех-четырех прототипов, зачастую тоже очень известных. А насчет личных качеств героев прошлого и настоящего… Люди не меняются веками и тысячелетиями, изменяются лишь условия их взаимодействия, антураж, обычаи, приметы быта и прочие третьестепенные детали. Когда-то государя носили в паланкине, потом стали возить в золотой карете, потом в бронированном лимузине. Но страсти, которые создают конфликты и ложатся в основу сюжетов, неизменны с ветхозаветных времен. Любовь, ненависть, страх смерти, хитрость, злоба, жадность — этот набор чувств сопутствует людям на протяжении всей истории. Банальная мысль, и все же: герои Шекспира или Гомера интересны современным читателям потому, что их переживания актуальны и четыреста, и две тысячи семьсот лет спустя. Ромео и Джульетта — это мальчик и девочка из соседнего подъезда. В любом многоквартирном доме не одна Пенелопа ждет загулявшего Одиссея.

Вы много пишете для кино и телевидения. Чем принципиально отличается работа над сценарием от работы над книгой? Что сложнее?

Представьте себе фигуриста и хоккеиста. Тому и другому несложно кататься на коньках: они это делают хорошо, но совершенно по-разному. Или сравните горнолыжника с биатлонистом… Примерно в такой же степени работа писателя отличается от работы кинодраматурга. В книге можно хоть страницу, хоть две, хоть десять отвести на размышления героя. В сценарии такой возможности нет: долгий закадровый текст — это свидетельство беспомощности сценариста. В сценарии нельзя написать: «Герой идет по улице, и мы понимаем, что завтра он сделает то-то и то-то». Вернее, написать-то можно, только грош цена такому сценарию.

У книги всего два автора: тот, кто ее написал, и тот, кто ее прочел. Между ними нет посредника, и сколько складывается пар писатель-читатель, столько получается таких вот уникальных интеллектуальных продуктов. А над фильмом трудится множество народу. Да, сценарист придумывает сюжет, героев и диалоги. Но почитайте титры фильма: каждый из указанных там десятков и сотен человек вносит лепту в результат, который будет показан зрителю. Литературная основа перелопачивается продюсерами, редакторами, режиссерами, художниками, актерами, композиторами, гримерами… Далеко не всегда это идет на пользу делу, но сейчас речь о другом. В кино львиная доля работы за зрителя уже сделана, текст визуализирован, акценты выставлены. Остается только потребить. Я не к тому, хорошо это или плохо. Я к тому, что работа писателя отличается от работы сценариста настолько же, насколько чтение отличается от просмотра фильма.

На презентации романа «Тайна трех государей» вы поделились мнением о том, что эффективная система школьного образования должна быть неким общим сосудом, в котором история и литература, математика и физика слиты воедино. Каким образом роман «1916/Война и мир» поддерживает эту позицию?

Я говорил не о слиянии, а о взаимодействии, о взаимном усилении различных областей знания, которые в школьной программе никак не связаны. Когда школьников пичкают сведениями о Менделееве или Блоке, хотя объективной потребности в этих сведениях у школьников нет, — не очень умно ждать, что ненужная информация будет хорошо усвоена. Но система образования построена именно на свалке обрывков данных в юные головы. Другое дело, если рассказать школьникам, например, что поэт Блок участвовал в расследовании убийства Распутина и был женат на дочери Менделеева, который защитил эпохальную диссертацию о растворах спирта в воде как раз тогда, когда Россия продавала Аляску американцам, и самое непосредственное участие в этой сделке принимал князь Горчаков — однокашник Пушкина по Царскосельскому лицею… Литература будет связана с историей, химией, политикой и экономической географией; одни сведения будут подпирать и дополнять другие, а главное — интересно сплетенное кружево никогда не забудется полностью, в отличие от бессмысленного кома отдельных нитей.

У романов «1916/Война и мир» и «Тайна трех государей» разная проблематика. Они вообще о разном и по-разному написаны. Но их роднит кружево из не связанных внешне событий, которые постепенно переплетаются и складывают то, что в быту называется историей. Я стараюсь эффективно использовать инфотейнмент — от английских information (информация) и entertainment (развлечение). Развлечения с информацией интересны детям и взрослым.

Верите ли вы в существование писательского блока (творческого кризиса)?

Что значит — верю ли? В мире все возможно. Наверное, с кем-то происходит что-то подобное. Не со мной.

Если бы вы не были писателем, в какой профессии хотели бы реализоваться?

Напоминает вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» До того как удариться в писательство, я довольно успешно реализовался во многих областях. Вполне вероятно, что и нынешнее мое занятие — не последнее. Посмотрим.

Что вы любите читать в свободное время? Есть ли у вас любимое недооцененное публикой произведение?

Сейчас я почти не читаю художественную литературу. Современные авторы давно меня не удивляли, поэтому по возможности перечитываю уже известное. Кроме того, работа над книгами с исторической начинкой требует освоения такого объема разнообразных источников — технической литературы, монографий, исследований, мемуаров, справочников, что чтение рискует перестать быть удовольствием. А значит, надо с особым тщанием относиться к выбору.

Любимые авторы и любимые произведения у меня, конечно, есть. Но перечислять их вслепую, не объясняя, чем они мне интересны и близки, не вижу смысла. Скажу только, что диапазон довольно широк — от Акутагавы до Вагинова с Добычиным и от древних греков до средневековых скальдов и менестрелей.

Что вас вдохновляет? Появилось ли желание попробовать себя в другом жанре?

Мне интересно делать то, что я делаю. Мне нравится процесс — и нравится результат. Жанровыми рамками я не ограничен; если издатели захотят опубликовать что-то помимо историко-приключенческих романов, у меня конечно же найдется, что им предложить.
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Похищенные

Лури Джесс

Евгений Онегин. Графический роман

Пушкин Александр Сергеевич

Дядя Стёпа - милиционер. Союзмультфильм

Михалков Сергей Владимирович

Уничтожить

Уэльбек Мишель

500 ответов нейропсихолога

Тимощенко Елена Геннадьевна

Шёпот наших душ

Антеро Валерия

Градус любви

Стайнер Кэнди

Рассеивая сумрак

Альфсен Сэм

Мальчики из Фоллз

Дуглас Пенелопа

ESCAPE. Изгой

Бодлер Алиса

Я красива. Я умна. Я кусаюсь

Валиуллин Ринат Рифович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации