12 апреля родился Александр Островский — русский драматург, отец национального русского театра. Именно он создал целостную концепцию театральной постановки и реформировал сценическую эстетику.
Островский считал, что в театре необходима некоторая мера условности — «четвертая стена», разделяющая актеров и зал. Главная тема его пьес — психология обычных людей, в которых зрители могли бы узнать себя и своих знакомых. Особое внимание драматург придавал диалогам — по его мнению, речь героев должна давать аудитории полное представление об их характерах. Также Островский разработал учебную программу для театральных классов, добился улучшения условий работы актеров и защищал авторские права драматургов.
Островский родился в зажиточной семье судебного чиновника, который подрабатывал адвокатом. Мальчик часто присутствовал на встречах отца с клиентами, большая часть которых принадлежала к купечеству. Поэтому он хорошо изучил язык и образ мыслей представителей этого сословия, что впоследствии позволило ему сделать речь своих персонажей более реалистичной.
Островский получил хорошее домашнее образование — много читал, занимался вокалом и танцами, а также изучал четыре языка — французский, немецкий, итальянский и греческий. В зрелом возрасте он выучил также английский, испанский и латынь. В гимназические годы он увлекся театром и активно занимался в драматическом кружке. Островский мечтал стать литератором, однако отец настоял, чтобы он пошел по его стопам и стал юристом. Сын послушался и поступил в Московский университет, который так и не окончил — посещению лекций он предпочитал походы в театр, поэтому часто прогуливал учебу.
Отца Островского сердило поведение сына. Однако он не оставил его на произвол судьбы и устроил работать в суд, где тот стал вести протоколы заседаний. Эта работа подарила будущему драматургу множество сюжетов, которые он впоследствии использовал в своих пьесах. Дебютные произведения Островского произвели положительное впечатление на критиков, которые отметили талант начинающего литератора.
Известность пришла к Островскому после публикации комедии «Свои люди — сочтемся» в журнале «Москвитянин». В произведении автор рассказал историю ушлого купца, который попытался разбогатеть при помощи фиктивного банкротства, но в итоге был обманут собственной дочерью и попал в тюрьму. Пьеса произвела настоящий фурор — ее обсуждала вся читающая публика, а тираж «Москвитянина» вырос в два раза. Положительно о произведении молодого литератора отозвались Николай Гоголь и Иван Гончаров. Однако купцы — прототипы персонажей повести — сочли произведение оскорбительным для своего сословия и пожаловались императору Николаю I. Государь запретил издавать пьесу, отменил ее постановку на сцене, а за автором установил полицейский надзор.
Через три года Островский опубликовал комедию «Не в свои сани не садись». Она стала первой пьесой драматурга, которую цензура допустила на сцену. Премьера спектакля прошла в Малом театре, в репетициях участвовал сам Островский. Постановка вызвала небывалый ажиотаж среди зрителей и заслужила похвалу авторитетных театральных критиков. Высоко о пьесе отозвался и писатель‑классик Иван Тургенев.
Поворотным моментом в творческой биографии Островского стала драма «Гроза», в которой он столкнул лицемерный мир старых купцов и свободолюбивый мир прогрессивной молодежи. Пьеса вызвала полярные оценки со стороны писателей и критиков. Самой известной рецензией на драму стала статья «Луч света в темном царстве» Николая Добролюбова, название которой стало фразеологизмом. «Гроза» принесла Островскому Уваровскую премию — престижную награду, которую присуждали авторам работ по истории — и членство в Петербургской академии наук.
Брался драматург и за необычные проекты. Однажды ему заказали написать произведение, в котором могли бы одновременно играть артисты драмы, оперы и балета. Нестандартные требования к пьесе объяснялись просто — здание Малого театра закрыли на ремонт, а его актеров объединили с труппой Большого театра, поэтому нужна была постановка, в которой все они смогли бы принять участие. В результате Островский создал сказку «Снегурочка», музыку к которой написал композитор Петр Чайковский.
Помимо творчества, Островский активно занимался общественной работой. Он возглавлял «Общество драматических русских писателей» и защищал права его членов — добивался наказания для театров, которые ставили их пьесы без разрешения. Также Островский часто выступал рецензентом — несмотря на нехватку времени, он писал развернутые отзывы на произведения молодых драматургов, которые помогали им улучшить свой авторский стиль. Немало сделал литератор и для популяризации творчества зарубежных драматургов в России. Он перевел ряд произведений Уильяма Шекспира, Карло Гольдони и Сенеки.
Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
Островский Александр Николаевич
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Абдулла
Силлов Дмитрий Олегович
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Тэнло Вэйчжи
Земсков Пётр Александрович
Елизаров Михаил Юрьевич
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Казанцева Ася
Стайнер Кэнди
Мерфи Моника
Кин Кэролайн
Митрофанова Дарья Сергеевна
Лазба Дэвид Зурабович
Лобачева Дарья Эдуардовна
Марта Лу
Глюк'oZa
Бардуго Ли
Анищенко Людмила Владимировна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.