Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Александр Островский: отец русского театра

Александр Островский: отец русского театра

12.04.2024

12 апреля родился Александр Островский — русский драматург, отец национального русского театра. Именно он создал целостную концепцию театральной постановки и реформировал сценическую эстетику.

Островский считал, что в театре необходима некоторая мера условности — «четвертая стена», разделяющая актеров и зал. Главная тема его пьес — психология обычных людей, в которых зрители могли бы узнать себя и своих знакомых. Особое внимание драматург придавал диалогам — по его мнению, речь героев должна давать аудитории полное представление об их характерах. Также Островский разработал учебную программу для театральных классов, добился улучшения условий работы актеров и защищал авторские права драматургов.

Островский родился в зажиточной семье судебного чиновника, который подрабатывал адвокатом. Мальчик часто присутствовал на встречах отца с клиентами, большая часть которых принадлежала к купечеству. Поэтому он хорошо изучил язык и образ мыслей представителей этого сословия, что впоследствии позволило ему сделать речь своих персонажей более реалистичной.

Островский получил хорошее домашнее образование — много читал, занимался вокалом и танцами, а также изучал четыре языка — французский, немецкий, итальянский и греческий. В зрелом возрасте он выучил также английский, испанский и латынь. В гимназические годы он увлекся театром и активно занимался в драматическом кружке. Островский мечтал стать литератором, однако отец настоял, чтобы он пошел по его стопам и стал юристом. Сын послушался и поступил в Московский университет, который так и не окончил — посещению лекций он предпочитал походы в театр, поэтому часто прогуливал учебу.

Отца Островского сердило поведение сына. Однако он не оставил его на произвол судьбы и устроил работать в суд, где тот стал вести протоколы заседаний. Эта работа подарила будущему драматургу множество сюжетов, которые он впоследствии использовал в своих пьесах. Дебютные произведения Островского произвели положительное впечатление на критиков, которые отметили талант начинающего литератора.

Известность пришла к Островскому после публикации комедии «Свои люди — сочтемся» в журнале «Москвитянин». В произведении автор рассказал историю ушлого купца, который попытался разбогатеть при помощи фиктивного банкротства, но в итоге был обманут собственной дочерью и попал в тюрьму. Пьеса произвела настоящий фурор — ее обсуждала вся читающая публика, а тираж «Москвитянина» вырос в два раза. Положительно о произведении молодого литератора отозвались Николай Гоголь и Иван Гончаров. Однако купцы — прототипы персонажей повести — сочли произведение оскорбительным для своего сословия и пожаловались императору Николаю I. Государь запретил издавать пьесу, отменил ее постановку на сцене, а за автором установил полицейский надзор.

Через три года Островский опубликовал комедию «Не в свои сани не садись». Она стала первой пьесой драматурга, которую цензура допустила на сцену. Премьера спектакля прошла в Малом театре, в репетициях участвовал сам Островский. Постановка вызвала небывалый ажиотаж среди зрителей и заслужила похвалу авторитетных театральных критиков. Высоко о пьесе отозвался и писатель‑классик Иван Тургенев.

Поворотным моментом в творческой биографии Островского стала драма «Гроза», в которой он столкнул лицемерный мир старых купцов и свободолюбивый мир прогрессивной молодежи. Пьеса вызвала полярные оценки со стороны писателей и критиков. Самой известной рецензией на драму стала статья «Луч света в темном царстве» Николая Добролюбова, название которой стало фразеологизмом. «Гроза» принесла Островскому Уваровскую премию — престижную награду, которую присуждали авторам работ по истории — и членство в Петербургской академии наук.

Брался драматург и за необычные проекты. Однажды ему заказали написать произведение, в котором могли бы одновременно играть артисты драмы, оперы и балета. Нестандартные требования к пьесе объяснялись просто — здание Малого театра закрыли на ремонт, а его актеров объединили с труппой Большого театра, поэтому нужна была постановка, в которой все они смогли бы принять участие. В результате Островский создал сказку «Снегурочка», музыку к которой написал композитор Петр Чайковский.

Помимо творчества, Островский активно занимался общественной работой. Он возглавлял «Общество драматических русских писателей» и защищал права его членов — добивался наказания для театров, которые ставили их пьесы без разрешения. Также Островский часто выступал рецензентом — несмотря на нехватку времени, он писал развернутые отзывы на произведения молодых драматургов, которые помогали им улучшить свой авторский стиль. Немало сделал литератор и для популяризации творчества зарубежных драматургов в России. Он перевел ряд произведений Уильяма Шекспира, Карло Гольдони и Сенеки.

Свои люди-сочтемся! Пьесы.

Островский Александр Николаевич

Гроза и другие пьесы

Островский Александр Николаевич

Без вины виноватые

Островский Александр Николаевич

Снегурочка

Островский Александр Николаевич

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Приют гнева и снов

Коулс Карен

500 ответов педиатра

Тюменцева Елена Николаевна

Рюриковичи. История первой династии

Бандиленко Марина Михайловна

Дождь в Токио

Шакарами Ясмин

Рыжий доктор

Вильмонт Екатерина Николаевна

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Киев - Москва. Расхождение

Веллер Михаил Иосифович

Таблица умножения в стихах и картинках

Усачев Андрей Алексеевич

Парни из Билокси

Гришэм Джон

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации