Свернуть меню
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
МЕНЮ
«17 страница» с Алексеем Ивановым

«17 страница» с Алексеем Ивановым

12.12.2018


15 ноября в Центре Гиляровского прошла очередная встреча книжного проекта «17 страница». В этот раз в центре обсуждения был роман Алексея Иванова «Ненастье» — книга про «лихие девяностые», наследие Афганской войны и про человеческое стремление к близости и доверию даже в минуты всеобщего хаоса. В этом году по мотивам романа вышел одноименный сериал. Его режиссер Сергей Урсуляк тоже принял участие во встрече и зачитал несколько страниц романа.

Участники «Книжного кутежа» ответили на вопросы ведущей Татьяны Стояновой, рассказали про процесс съемок, поиск актеров, и обсудили роль писателя в создании экранизации его произведения. Роль эта, как сразу заверил Алексей Иванов, довольна мала: доверяя режиссеру, он предоставил ему полную свободу.

«Не надо мешать режиссеру. Не надо распространять на себя продукт, который уже не твой. О фильме следует судить с точки зрения фильма, а не с точки зрения романа.»

Писатель добавил, что некоторые детали, которых в книге не было, пошли только на пользу сюжету. Например, в начале фильма резкий поворот: на экране — лицо Алисы Селезневой, которая рассказывает о том, каким прекрасным будет будущее, а затем мы сразу видим Афган, и понимаем, что будущее оказалось очень далеким от радужных прогнозов Алисы.

Алексей Иванов, Сергей Урсуляк и Татьяна Стоянова на «17 странице»


Сергей Урсуляк в свою очередь рассказал про сложности с поиском сценариста («Все боятся экранизировать крупного автора. Иванов и сам может написать сценарий»), который помог бы передать и главную идею режиссера — показать важную и трудную эпоху во всем ее многообразии.

«Люди хотят быть счастливыми при любом ненастье. Мы пережили тяжелое время. Это время было не одной краской мазано, оно было разным. Я помню, что я в это десятилетие переживал разные эмоции: я был и счастлив, и несчастлив, и воодушевлен, и надеялся, и верил, и разуверялся. Было много всего, что сейчас приходит к таким простым формулам „лихие девяностые“. Но они были разные: и лихие, и не лихие, и счастливые, и чистые, абсолютно чистейшие.»

Эту тему подхватил Алексей Иванов:

«Скажем так, ненастье — это ситуация внутреннего самозаговорения. Ситуация некой экзистенциальной ловушки, куда может попасть или человек, или общество».

Роман полон подобных ситуаций, из которых нельзя найти выход, не переделав себя самого. Это могут быть и социальные, и духовные ловушки, ловушка совести или ловушка бездетности. Иногда в такую ловушку попадает целая нация и не сможет из нее выбраться, пока не скажет себе: «Хватит беспредела. Надо жить по правилам».

Алексей Иванов и Сергей Урсуляк на «17 странице»


Однако с самим хорошим русским словом «Ненастье», вынесенным в заглавие, которое прекрасно описывает эпоху и состояние души, у некоторых связаны предрассудки. Так, Сергей Урсуляк рассказал, что в служебной переписке продюсер сериала Мария Ушакова упорно заменяла название на «Настье»: удивительно, по после этого сложности, возникавшие в процессе, действительно изчезли.

Обсудив основной посыл как книги, так и экранизации, гости рассказали про процесс съемок и утверждение актеров. Режиссер сразу определил своего давнего знакомого, выдающегося артиста и частого участника его работ Сергея Маковецкого на роль Яр-Саныча. С другими персонажами было сложнее. Иванов добавил, что некоторые актеры изначально были очень далеки от его представления о своих героях:

«Горбатов (в роли Лихолетова) и Яценко (в роли Германа) — абсолютное непопадание. Но они так играют, что теперь я, как автор своего романа, этих героев вижу именно так, как они сняты в фильме. В моей жизни уже бывало такое, что я своих героев начинаю видеть в образах других людей. В случае с фильмом „Географ глобус пропил“».

Режиссер рассказал и про основную проблему в восприятии своей работы: за производственными делами часто забывается самое главное — то, ради чего ты начал это снимать:

Сергей Урсуляк на «17 странице»


«Самое главное в съемках фильма — не забыть тот посыл, с которым ты начинал. Что же тебя так увлекло в этой истории? Что тебя вдруг так пронзило, что ты заплакал? Вот это важно не забыть среди всего кошмара съемочного процесса».

Отвечая на вопросы зрителей, Урсуляк рассказал, что между чтением романа и съемками фильма прошло довольно много времени — два с половиной года. «Покупаться на обаяние ивановского романа я никому не советую» — также предостерег он других режиссеров, вспоминая, как сложно написать сценарий по книге.


«17 страница» с Сергеем Урсуляком и Алексеем Ивановым


Алексей Иванов же, завершая встречу, рассказал о других готовящихся экранизациях: в конце февраля уже выйдет полнометражный фильм «Тобол», сейчас строятся декорации для «Сердца пармы» и проданы права на «Общагу на крови» и «Псоглавцев».

Но пока все эти проекты только в процессе создания, мы можем посмотреть сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» и самостоятельно проследить все сходства и отличия экранизации с романом Алексея Иванова.
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Пищеблок

Иванов Алексей Викторович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности