
17 января родился Константин Алексеев — русский театральный режиссер, актер и педагог, который стал известен под псевдонимом Станиславский. Он прославился как создатель авторской системы, которая по сей день остается стандартом актерского образования во всем мире.
Будущий режиссер родился в состоятельной купеческой семье. Родители нанимали для своих детей лучших учителей, поощряли их увлечение искусством. Юного Константина интересовал театр, поэтому он часто участвовал в любительских спектаклях в кругу домашних и друзей семьи.
Со временем вокруг талантливого молодого человека образовался кружок любителей театра, который назвали Алексеевским. Юноша относился к своему хобби серьезно: брал уроки у частных преподавателей по вокалу и пластике. Также он активно участвовал в культурной жизни: вошел в дирекцию Русского музыкального общества — наряду с композитором Петром Чайковским и сооснователем Третьяковской галереи Сергеем Третьяковым — и стал одним из создателей Общества искусства и литературы, при котором он учредил драматическую труппу. Параллельно он руководил театром для рабочих при металлообрабатывающей фабрике.
Из‑за активной общественной жизни он решил обзавестись псевдонимом — считал, что участие в некоторых легкомысленных комедиях могли негативно отразиться на его репутации. Он остановился на фамилии Станиславский — позаимствовал ее у актера‑любителя, который уже ушел со сцены.
Члены Алексеевского кружка ставили преимущественно оперетты и водевили, в которых проявился дар Станиславского‑комика. В Обществе искусства и литературы список его ролей пополнился трагическими образами. Там же он попробовал себя в качестве режиссера и применил часть наработок, которые впоследствии стали основой его знаменитой системы.
Станиславский осознавал, что традиционный театр переживает упадок — его не устраивала неестественность актерской игры, множество сценических условностей и чрезмерно узкий репертуар. Эти проблемы видел и его коллега Владимир Немирович‑Данченко. Вместе они объединились, чтобы сформулировать принципы нового театра, который включал бы как их собственные наработки, так и опыт их иностранных коллег — француза Андре Антуана и немца Отто Брана. В результате Станиславский и Немирович‑Данченко открыли Московский художественный театр, в который пригласили играть своих учеников.
Нестандартный подход режиссерского дуэта вызвал бурную реакцию публики — критики оживленно дискутировали по поводу постановок нового театра, а зрители выстраивались в очередь за билетами. Стоит отметить, что цены на них, несмотря на отсутствие государственного финансирования, были ниже, чем в других театрах — Станиславский настаивал, что искусство должно быть доступно всем.
Вскоре после открытия МХТ режиссеры решили расширить пространство для творческих экспериментов и создали ряд театральных студий, к работе в которых привлекли Всеволода Мейерхольда, Леопольда Сулержицкого, Вахтанга Мчеделова и других талантливых коллег.
Станиславский и его ученики оставались востребованы даже во время политических потрясений, когда, казалось бы, людям было не до искусства. После Октябрьской революции МХТ продолжил свою работу, его труппа гастролировала по СССР, Европе и США. Часть студий преобразовалась в самостоятельные театры. Выпускник Первой студии МХТ Михаил Чехов — племянник русского классика Антона Чехова — разработал собственную систему актерского мастерства, которая, наряду с системой его учителя Станиславского, стала востребованной во всем мире.
Свои педагогические изыскания Станиславский описал в книге «Работа актера над собой». Также он оставил после себя мемуары «Моя жизнь в искусстве».
Вильчи Анастасия Викторовна
Страсберг Ли
Шипенко Клим Алексеевич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.